Татьяна Юрьевна Сафонова
Кoнспeкт интeгрирoвaннoй OOД в стaршeй группe «Пeрeлётныe птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация. Конспект разработано с учётом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста. Тема занятия актуальная, т. к. экологическое воспитание необходимо начинать с самого раннего возраста. Использовала самые разнообразные методы. Конечно же, игровой, наглядный, игры на ИКТ Присутствуют сюрпризные моменты, интересно подобраны физкультминутки. Также необходимо учитывать особенности развития речи детей и создавать условия для активизации словарного запаса. На занятии дети знакомятся с нетрадиционной техникой рисования - кляксография. Хочется проводить таких занятий больше, чтобы дети могли познавать окружающий мир, не теряя интереса к познанию.
Публикация «Кoнспeкт интeгрирoвaннoй OOД в стaршeй группe „Пeрeлётныe птицы“» размещена в разделах
Цель: развивать познавательные интересы у детей к жизни птиц, воспитывать желание.
Образовательные области: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, физическое развитие художественно-эстетическое развитие.
Задачи в области «Познавательное развитие»
1. Формировать обобщенное представление о зимующих и перелетных птицах,
учить различать их по существенному признаку.
2. Углублять представления о причинах отлета птиц (исчезновение основного
корма).
3. Познакомить с птицами: клёст и снегирь, учить узнавать и называть их.
Задачи в области «Речевое развитие»
1. Развивать связную речь детей, обогащать и активизировать словарь по теме.
Задачи в области «Социально-коммуникативное развитие»
1. Развивать умение входить в воображаемую игровую ситуацию, желание
оказать помощь сказочному персонажу, «Незнайка».
2. Закреплять умения выполнять правила игры.
3. Воспитывать любовь к птицам, желание помогать им в зимних условиях.
Задачи в области «Физическое развитие»
1. Укреплять здоровье и развивать двигательную активность.
Предварительная работа:Рассматривание с детьми иллюстраций с изображением зимующих и перелетных птиц, наблюдение за птицами на прогулке, слушание аудиозаписи «Голоса птиц»,заучивание стихотворений о птицах,дидактические игры «Улетает – не улетает», «Какой птицы не стало», «Четвертый лишний» (карточки).
Воспитательные задачи: Формирование ответственности и бережного отношения к птицам.
Материал: листы А4, гуашь, коктейльные трубочки, ватные палочки, кисть, салфетки.
Организационный момент Слайд 1 (летят птицы)
Воспитатель:Осенним днем иду в поля, желаю
Побыть с природой вновь наедине.
Вот птиц горластых улетают стаи,
Они, друзья, не вспомнят обо мне.
Они летят туда, где жарко,
И где цветы душисты и пестры,
Где мать-природа просто, без утайки,
Раскинула зелёные ковры.
Они летят – не скажут слов прощания,
Не улыбнутся родине своей.
Они летят, но знают — возвратятся,
И машут мне приветливо: «Эгей!» (дети садятся)
Воспитатель: Ребята, закройте глаза и пробуйте представить себе, что вы
услышите (Звучит запись «Птицы леса).
Что - же вы представили? (Ответы детей). Итак, сегодня мы поговорим о
птицах. Ребята, какую именно птицу вы слышали? Но начинаем со слов : Я слышал (а) как поет (название птиц)
Я слышал, как журавль курлычет.
Я слышал, как кукушка кукует
Я слышал, как воробей чирикает
Я слышал, как ворона каркает
Я слышал, как ласточка щебечет
Я слышал, как снегирь стрекочет
Я слышал, как клест пищит,поет
- Но не которые птицы на покидают осенью Как можно назвать птиц которые
нас покидают?
Беседа «Почему перелётные птицы покидают нас осенью?». Воспитатель:
- Ребята, давайте подумаем, а почему птиц называют перелётными (выслушать ответы детей и обобщить их). Правильно, перелётные птицы – это птицы, которые половину года проводят с нами и на вторую половину года покидают нас, отправляясь в другие страны. Вам всем хорошо известны такие перелётные птицы, как Слайд 2 ласточки, стрижи, грачи, аисты, соловьи, кукушки, скворцы (рассказ сопровождается показом иллюстраций). Почему эти птицы улетают от нас осенью (выслушать ответы детей? Чтобы понять это, давайте вспомним, что служит им кормом. Правильно, все эти птицы питаются насекомыми: грач добывает червяков из свежевскопанной земли, стрижи и ласточки хватают мошек и других насекомых прямо на лету, кукушки охотятся за гусеницами, дрозды – великолепные охотники за саранчой и кузнечиками. Но осенью насекомые исчезают. Наши птицы лишаются основного корма, поэтому и вынуждены улетать в тёплые края. А вы знаете, что не все птицы отправляются в тёплые края? Есть и такие перелётные птицы, которые
прилетают к нам зимовать (рассказ сопровождается демонстрацией картинок с
изображением птиц).
Слайд 3 Снегири – обитатели тайги, северных смешанных лесов. Но во время
зимних кочёвок прилетают к нам. Они становятся заметны именно с выпадением снега. Питаются снегири плодами клёна, рябины, причём у ягод они съедают только мелкие косточки, а мякоть выбрасывают. Поэтому присутствие снегирей можно определить по мякоти ягод, лежащей под деревьями. Доставать семена из шишек они не могут.
Слайд 4
А вот родственники снегирей – клесты – имеют крепкие клювы со скрещенными кончиками. Они могут расшелушить любую шишку. Клесты не только прилетают к нам на зиму из более холодных лесов, но и выводят у нас здесь зимой птенцов. Чтобы уберечь яйца и птенцов от зимней стужи, клесты строят прочные, толстые гнёзда. Стенки гнезда снаружи утепляются мхом, а изнутри – перьями. Устраивается гнездо под густой еловой лапой, что бы в него не попадал снег. Основная
пища клестов – это еловые и сосновые семена, которые они легко достают из шишек своим удивительным клювом.
Игра малой подвижности «Перелетные и зимующие птицы»
- Внимательно слушайте правило игры, если я называю перелетную птицу, вы
машете руками, как крыльями. Если, же я называю зимующую птицу, вы садитесь
на корточки. Будьте внимательны! А я буду показывать вам другие движения, чтобы запутать, поэтому выполняйте то, что я говорю, а не то, что делаю.
Воспитатель. - Молодцы, ребята, поиграли, еще раз вспомнили зимующих и
перелетных птиц, а теперь проходим на свои места. (На экране появляется снегирь и загадывает детям загадку)
У кого большая шляпа?
Кто бездельник и растяпа?
Кто хвастун, болтун, зазнайка?
Знают все, малыш ….(ответ детей).
А вот оказывается, Незнайка совершенно не знает, о птицах давайте поделимся со своими знаниями. (на экране появляется Незнайка и задает детям вопросы)
Слайд 5. Вопрос Незнайки: Кто такие птицы? Назовите мне признаки птиц?
Ответы детей. У птиц есть хвост, клюв, крылья., птенчики вылупляются из
яйца, птицы умеют летать, клевать, они высиживают яйца, веют гнёзда, порхают
Слайд 6 Вопрос Незнайки Хорошо ли быть птицей или плохо?
Начинаем: Хорошо быть птицей потому что могут (ответы детей….
Плохо быть птицей потому что могут….
Слайд 7 Вопрос Незнайка: Как летят птицы?
Птицы летят клином (журавль крупные птицы, стаям (другие мелкие), косяком (гуси) прямым фронтом (утки, цапля).Но ребята птицы когда летят, могут заблудиться и отбиться в другой стаи и оказаться в другой стаи. Давайте поможем вернуться свои стаи Игра «Четвертый лишний» (Слайд 8)
«Какая птица в ряду лишняя – перелетная или зимующая?»
Голубь, воробей, ворона, ласточка.
Утка, гусь, индюшка, стриж.
Соловей, скворец, трясогузка, ворона.
Синица, снегирь, соловей.
Мне кажется, что незнайка получил много интересного о птицах. О чем мы сегодня говорили? Ребята, вы такие молодцы, настоящие знатоки птиц. А еще хочется, чтобы вы заботились, зимой подкармливали птиц.
Пальчиковая гимнастика «Снегири»
Раз, два, три! Раз, два, три! - Считаем пальчики на руках
Прилетели снегири – (Цепляем большие пальчики друг за друга, как крючки,
машем Грудки показали- (Показываем кулачки Ягод поклевали). Прыгали по веткам (Указательным и средним пальчиками "прыгаем" по поверхности стола).
Практическая часть. А сейчас вас приглашаю в свою мастерскую, где мы с вами будем рисовать волшебными коктейльными трубочками. Но сначала мы с вами будем тонировать лист, т. к. сейчас уже осень каким цветом будем закрашивать лист? (выслушать варианты детей и предложить свой вариант желтый, голубой, красный,земля – коричневая, белая, ольха и т. д.) Теперь наносим, кляксу выдуваем, трубочкой силуэт дерево. Необходимо напомнить, что кляксу необходимо наносить с нижней части листа. И с помощью ватных палочек, на ветках рисуем на выбор детей зимующих птиц (вспоминая какие птицы у нас зимуют).
Индивидуальная работа: Помощь детям тем, у кого есть затруднения, оценить результат работ, похвалить детей/
Мне понравилось, как вы сегодня работали, старались отвечать правильно,
полными ответами и проявили большую активность на занятии. Занятия окончено.