Людмила Рылова
Конспект интегрированной образовательной деятельности «Осень на опушке краски разводила»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка - Детский сад № 16 «Родничок»
образовательной деятельности
«Осень на опушке краски разводила»
в группе компенсированной направленности с детьми 5-6 лет.
Публикация «Конспект интегрированной образовательной деятельности „Осень на опушке краски разводила“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2014
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Дата проведения: 28.10.14 г.
Воспитатель:
Рылова Л. Е.
Моршанск 2014г.
Интегрированные образовательные области :
«Познавательное развитие»
«Художественно-эстетическое развитие»
«Речевое развитие»
«Коммуникационно-личностное развитие»
«Физическое развитие»
Программные задачи:
Образовательные :
- Формировать и уточнять представления о растениях/деревьях/;
-Учить устанавливать связь между состоянием растения и условиями окружающей среды;
-Вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на нетрадиционную форму рисования;
-Закрепить технику нетрадиционных форм рисования - печать растениями, кляксографией, рисованием ватными палочками, умение совмещать их с использованием кисти.
Развивающие :
-Развивать эстетическое восприятие.
- Развивать способность наблюдать, всматриваться в явления и объекты природы, замечать их изменения.
- Развивать художественный вкус.
-Развивать у детей видение художественного образа и замысла через природные формы.
-Развивать чувство композиции, цветовосприятия.
Воспитательные:
-Воспитывать бережное отношение к природе.
-Воспитывать интерес к осенним явлениям, эмоциональную отзывчивость на красоту осенней природы;
-Воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру;
- Воспитывать аккуратность и привычку старательно работать.
Материалы и оборудование:
1. Ноутбук, проектор, магнитофон.
2. Гуашь
3. Акварель
4. Кисти
5. Стакан-непроливайка /двойной/
6. Клеёнка
7. Листья для печатания, ватные палочки, трубочки для коктейля
8. Тонированные альбомные листы
9. Салфетки
10. Дидактическая игра «Сложи листок»
Предварительная работа:
Наблюдение за осенней природой во время прогулок, слушание стихотворений об осени, беседа о приметах осени, рассматривание иллюстраций с изображением осенней природы, рассматривание листьев разных пород деревьев /Игра «Найди такой же листок»/, заучивание стихов А. С. Пушкина.
Ход занятия:
Дети входят в зал, здороваются с гостями.
Звучит запись «Звуки леса».
Воспитатель: Ребята, давайте закроем глаза и представим себе, что мы оказались в осеннем лесу. Воздух прозрачен и свеж, пахнет сыростью и хвоей. Как приятно слушать шум могучих сосен, шелест падающих листьев. Где-то далеко раздаётся постукивание дятла, эхом отзываются крики птицы. Мы гуляем и наслаждаемся красотой осеннего леса. Под ногами шуршат листья, потрескивают сухие ветки. Хорошо осенью в лесу! Я предлагаю вам открыть глаза и желаю, чтобы это прикосновение к природе было незабываемым.
Дети открывают глаза, воспитатель предлагает им пройти в зал.
Воспитатель: Как красиво в нашем зале,
Словно в сказку мы попали!
Берёзоньки оделись в золотой наряд,
Как девицы- красавицы задумчиво стоят.
Ребята, скажите какое время года наступило?
Дети:/ Наступила осень/.
Воспитатель: А почему вы так думаете?
Дети: /Потому что стало прохладно, часто бывает дождливая погода, листья изменяют окраску, опадают/.
Воспитатель: Я согласна с вами. Обратите внимание на эти осенние пейзажи, глядя на них, мы можем убедиться в том, что осень - великий художник, ведь она сама придумывает наряды деревьям, кустарникам:
-Осень длинной тонкой кистью
-Перекрашивает листья.
-Красный, жёлтый, золотой-
-Как хорош, ты, лист цветной!
Воспитатель: Скажите, а как называется осеннее явление, когда листья опадают?
Дети:/ Это явление называется листопадом/.
Воспитатель: Верно. А почему деревья сбрасывают листья осенью?
Дети: / Потому что холодно, бывают заморозки, потому что летом вместе с дождём и воздухом на листья попадают вредные вещества/
Воспитатель: Верно, дерево освобождается от вредных веществ, накопившихся на листьях, иначе дерево могло бы заболеть или погибнуть. Ещё, по какой причине происходит листопад?
Дети:/Дерево защищает ветки от тяжести выпавшего снега зимой/.
Воспитатель: Верно, ребята. Осенью бывает короткая, но дивная пора. Листья на деревьях не только желтеют, но и становятся и красными, и оранжевыми, коричневыми и даже фиолетовыми. Цвет листьев зависит от того, какая стоит погода, чем солнечнее осенние дни, тем ярче окраска листьев. Скажите дети, как называется этот период осени.
Дети: /Золотая осень!/
Воспитатель: (Предлагает детям посмотреть слайд с портретом А. С. Пушкина.) Дети, обратите внимание – это великий русский поэт А. С. Пушкин. Осень была любимым временем года Александра Сергеевича, он много написал произведений, посвящённых именно золотой осени. А вы знаете стихи Пушкина об осени? Предлагаю вам рассказать. /2-3 ребёнка рассказывают стихи, один из них читает стихотворение «Унылая пора, очей очарованье. /
Воспитатель: Какие красивые и звучные строки! Какое описание осеннего леса! А почему поэт называет красоту осеннего леса «прощальной» - «Приятна мне твоя прощальная краса»?
Дети:/ Природа прощается с летом, листья опадают, лес засыпает до весны/.
Воспитатель: А как вы понимаете строки из стихотворения: «Очей очарованье»?
Дети: /Я думаю, что наряд осенней природы радует глаза, значит приятно для глаз/.
Воспитатель: Молодцы! А в какой драгоценный наряд оделся лес? Скажите, пожалуйста, строками из стихотворения.
Дети:/ Леса оделись «в багрец и в золото»/.
Воспитатель: Скажите, а что означали эти слова в старину?
Дети:/ Багрец означает густой красный цвет, а золото- это жёлтый, оранжевый цвета/.
Воспитатель: Верно. Листья опадают осенью со всех деревьев, ветром их разносит по улицам, паркам; они устилают землю и напоминают разноцветный, пёстрый ковёр. Листья шуршат под ногами, как будто переговариваясь между собой. Ребята, давайте превратимся в кленовые листики и поиграем в игру «Осенние листочки».
Дети берут в руки, кленовые листья.
Физкультминутка:
Мы листочки, мы листочки, (сидят в кругу, помахивают бумажными листьями)
Мы осенние листочки.
Мы на веточке сидели,
Ветер дунул - полетели. (лёгкий бег с размахиванием листочками)
Мы летали, мы летали,
А потом летать устали.
Перестал дуть ветерок-
Мы присели все в кружок. (присели в кружок)
Ветер снова вдруг подул
И листочки быстро сдул. (разбегаются, машут листьями)
Все листочки полетели
И на землю тихо сели. (присели)
Воспитатель: А теперь я вас приглашаю за стол, где для вас приготовлены разрезные картинки, вы должны сложить целое изображение и узнать какой листок у вас получился. (Игра «Сложи листок»).
Дети садятся за стол, где для каждого приготовлен конвертик с разрезными картинками листьев разных пород деревьев.
Звучит спокойная музыка, дети выполняют задание.
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием! А теперь скажите листья каких деревьев вы сложили?
Дети:/ У меня получился кленовый лист, а у меня – каштановый/.
Воспитатель: Какие молодцы, все листочки знаете. Вы слышите, кто-то в гости к нам идёт!
Звучит музыка, входит Осень, поёт и танцует.
Осень : Здравствуйте, ребята!
Дети здороваются.
Воспитатель спрашивает: Вы узнали нашу гостью?
Дети:/ Это Осень в гости к нам пришла!/
Осень : Эту встречу я ждала,
Отложила все дела!
Вижу вы бодры, здоровы!
Поиграть в игру готовы?
Дети: Да!
Осень : Мы будем с вами играть в игру «Бывает или нет?». Я буду называть явления, которые бывают осенью или не бывают. Если вы согласны, то хлопайте в ладоши, а если нет, то топайте ногами!
-Осенью листья желтеют и опадают.
-Осенью дети катаются на санках.
-Осенью часто бывает дождливая погода.
-Осенью люди загорают на пляже и купаются в реке.
-Осенью собирают грибы.
-Осенью созревает клубника.
-Осенью одеваются в куртки, плащи, резиновые сапоги.
-Осенью цветут деревья.
-Осенью птицы улетают в тёплые края.
-Осенью медведь спит в берлоге.
-Осенью убирают урожай.
-Осенью с неба падают конфеты.
-Осенью отмечают праздник Новый год.
Осень : Весело с вами, ребята! Скажите, а чем вам нравится осень?
Дети: /Мы очень любим собирать букет из листьев, наблюдать за листопадом. /
Осень : Скажите, ребята, а рисовать осень вы любите?
Дети/Нам нравится рисовать осенние деревья/. Осень : Дети, я предлагаю вам стать моими помощниками и нарисовать осенний лес. /Предлагает им сесть за столы/.
Воспитатель: Ребята мы с вами будем рисовать осенние деревья несколько необычным способом. Перед вами листья деревьев, ватные палочки, трубочки для коктейля. Скажите, для чего они нужны?
Дети: /Листьями будем печатать крону деревца, трубочками будем раздувать кляксу, чтобы получились ветки кустарника, ватными палочками нарисуем листья.
Воспитатель: Сначала потренируем наши пальчики:
Раз, два, три, четыре, пять - (загибают и разгибают пальцы на двух руках)
Будем листья собирать. (загибают пальцы на одной руке по одному)
Листья берёзы,
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберём.
Маме осенний букет принесём! (загибают и разгибают пальцы на двух руках)
А теперь приступайте к рисованию, а мы с Осенью будем вам помогать.
Когда дети закончат свои рисунки, предложить им расположить свои работы на отдельном столе.
Осень : Какие необычные пейзажи у вас получились! Какие яркие краски!
Воспитатель спрашивает детей: Какой рисунок вам больше всего понравился? Почему?
Осень : А чем вам больше всего понравилось рисовать?
Дети:/ Мне очень понравилось раздувать кляксу, а мне было интересно, какой отпечаток у меня получится, и т. д. /
Осень : Мне очень понравилось, какие вы картины написали. Настоящие художники! А в благодарность я приношу вам свои дары /оставляет корзинку с яблоками/. До свидания, друзья, через год вернусь к вам я!
Дети: До свиданья, Осень!
Воспитатель: Скажите, ребята, вам было интересно на занятии? Поделитесь своими впечатлениями.
Дети: Мне понравилось складывать картинку, а мне было интересно поиграть в игру с Осенью, а мне очень понравилось рисовать.
Воспитатель: Мы ещё не раз будем с вами играть и осваивать новые техники рисования. А сейчас попрощаемся с нашими гостями.
Дети: До свидания!
Используемые ресурсы:
Учим детей наблюдать и рассказывать. Популярное пособие для родителей и педагогов. Н. В. Ёлкина, О. В. Мариничева; Ярославль «Академия развития» 1997.
Разноцветные сказки (учебно-методическое пособие-конспект). Н. В. Нищева, Изд. «Детство-пресс» 2001г.
Рисуем без кисточки. А. А. Фатеева, Ярославль «Академия развития», «Академия Холдинг», 2004.
Учимся рисовать. (старшая и подготовительные группы). Г. П. Есафьева Ярославль «Академия развития» 2005.
Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников (старшая группа). Л. Г. Горькова, Л. А. Обухова «Вако» 2005.
Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть первая. ООО»Издательство Скрипторий 2003», 2007.