Наталья Гордеева
Конспект интегрированной НОД по ознакомлению с окружающим миром и ФЭМП во 2 младшей группе «Путешествие на Северный полюс»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: совершенствовать знания детей о внешнем виде, характерных особенностях, среде обитания, приспособлении к условиям северного климата белого медведя.
Задачи:
Образовательные:
1. Формировать интерес к явлениям неживой природы: солнцу, месяцу, звездам; побуждать устанавливать простейшие связи явлений неживой природы: на небе солнышко - день, на небе месяц и звезды - ночь.
2. Закреплять умения различать и называть знакомые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, знание основных цветов (красный, желтый, синий); умение подбирать предметы на определенный цвет.
Публикация «Конспект интегрированной НОД по ознакомлению с окружающим миром и ФЭМП во 2 младшей группе „Путешествие на Северный полюс“» размещена в разделах
- Животные севера. Конспекты занятий
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
Развивающие:
1. Расширить представления о природных явлениях метель, вьюга.
2. Развивать у детей логическое мышление, сообразительность.
Воспитательные:
1. Воспитывать сопереживание и доброжелательность к ближним.
2. Воспитывать культуру поведения.
Форма проведения: игра – путешествие.
Предварительная работа:
1. Чтение рассказов, рассматривание и объяснение иллюстраций о Севере, его обитателях.
2. Дидактические игры «Кто что ест», «День и ночь», «Разложи по цвету».
3. Игровые упражнения «Покажи и прокати», «Найди такую же фигуру».
4. Беседа «Зима в лесу».
5. Разучивание пляски.
Материал и оборудование:
1. Льдина из картона с вырезанными квадратами, треугольниками, кругами.
2. Два мольберта (белого и черного цвета, фигуры солнышка, серой тучки, месяца, звезд, магниты. Фигурки животных: белки, зайца, лисы, волка, ежа, моржа, пингвина, морского котика, белого медведя, бурого медведя.
3. Костюмы Умки, медведицы.
4. Три ведерка и рыбки на магнитах красного, желтого и зеленого цветов, удочки по количеству детей, вырезанная прорубь из ватмана.
5. Большие и маленькие льдинки, вырезанные из картона.
6. Домик медведицы.
7. Снежки из ваты.
8. Корзинка с угощениями.
9. Музыкальное сопровождение, аудиозапись.
10. Видеоролик «Охота белого медведя».
11. Светомузыкальная установка.
Ход НОД
Под музыку дети с воспитателем входят в зал.
Воспитатель: Проходите, ребята. Посмотрите, у нас гости, поздоровайтесь.
Дети: Здравствуйте!
(На льдине из картона сидит белый медвежонок и плачет).
Воспитатель: Посмотрите, ребята, кто это?
Дети: Белый медвежонок.
Воспитатель: Поздоровайтесь с ним и узнайте, почему он плачет, и как его зовут.
Дети спрашивают.
Умка: На Севере крайнем и жутком,
Где царство мороза и льда
Живу я, белый мишутка,
И мне нипочем холода.
Зовут меня Умка. Я не всегда слушался маму - медведицу и Снежная королева ее спрятала.
Звучит запись с голосом:
Умка - белый медвежонок,
Непослушный ты ребенок,
Отправляйся в детский сад
Просить помощь у ребят.
Умка: Ребята, помогите мне, пожалуйста, вернуться домой и найти маму.
Воспитатель: Поможем Умке?
Дети: Да.
Воспитатель: Мы отправимся в путешествие на Северный полюс на твоей льдине, где нас ожидает много препятствий.
Умка: Но у льдины откололось несколько кусочков.
Воспитатель: Что же делать?
Дети: Нужно собрать ее.
Воспитатель: Здесь льдинки в виде геометрических фигур. Назовите их.
Дети: Квадраты, круги, треугольники.
Воспитатель: Чем отличается круг от квадрата?
Дети: У круга нет углов, а у квадрата есть. Круг можно катить, квадрат нет.
(Дети собирают льдину).
Воспитатель: Наша льдина готова к отплытию. Надеваем валенки, шубки, шапки и варежки. (Имитируется одевание одежды). Встаем на льдину. Поплыли.
(Включается музыка «Колыбельная медведицы» муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Яковлева (2 куплет) и светомузыкальная установка).
Воспитатель: Вот мы с вами и приплыли, (включается запись со звуками ветра, завывания вьюги, какая погода на Северном полюсе?
Дети: Морозная, холодная, дует сильный ветер, метель.
Воспитатель: Именно в таких условиях живет наш Умка.
(Перед детьми стоят два мольберта с белым и темным фоном, рядом поднос с вырезанными солнцем, облаками, месяцем, звездами и магнитами для крепления деталей).
Воспитатель: Вот и первое препятствие. Прикрепите нужные детали на мольберты так, чтобы на одном получился день, а на другом ночь.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Молодцы!
Умка: День и ночь на севере очень длинные : полгода длится день и полгода ночь. Их еще называют полярными.
Воспитатель: Ой, кто это там на нас смотрит?
(Подходят к столу, на котором расставлены фигурки животных)
Дети: Животные.
Воспитатель: Назовите их.
Дети: Лиса, волк, заяц, ежик, белка, морж, пингвин, морской котик, белый медведь, бурый медведь.
Воспитатель: И здесь похозяйничала Снежная Королева! Всех зверей перепутала! Кто здесь лишний? Каких зверей нет на Северном полюсе.
Дети: Лиса, бурый медведь, волк, заяц, белка, ежик.
Умка: Что общего у меня и у бурого медведя?
Дети: У обоих есть лапы, глаза, уши …
Умка: Молодцы! Правильно! А отличаемся мы тем, что я живу среди снега и льда, а где живет бурый медведь?
Дети: В лесу.
Умка: Чем питается бурый медведь?
Дети: Ягодами, плодами, медом.
Умка: А белые медведи едят рыбу, водоплавающих животных.
Воспитатель: Молодец, Умка, как ты много знаешь. Ребята, а что делает бурый медведь зимой?
Дети: Спит в берлоге, сосет лапу.
Умка: А мы зимой не спим, охотимся. Ой, что-то я проголодался!
Воспитатель: Посмотрите, ребята, прорубь, а в ней разноцветные рыбки. Какого они цвета?
Дети: Красного, желтого, синего.
Воспитатель: Рядом стоят ведерки таких же цветов и удочки. Вы ловите рыбу и раскладываете ее по цветам в ведерки.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Вот сколько рыбы мы наловили. Бери, Умка, это тебе.
Умка: Ой, как я люблю полакомиться свежей рыбкой.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на нашего мишку: он весь белый, только нос и глаза у него какого цвета?
Дети: Черного.
Воспитатель: Верно, а еще у этого зверя мощные лапы, которыми он пробивает лед и подолгу может сидеть у воды. Чтобы медведя не заметила его добыча, он прячет нос и глаза. Как он это делает?
Дети: Накрывает нос лапами.
Воспитатель: А как вы думаете, ребята, мерзнет ли медведь и почему?
Дети: Нет, у него длинная густая шерсть.
(Включается видеоролик)
Воспитатель: Мы сейчас с вами тоже на минутку превратимся в белых мишек и немножко разомнемся.
Физкультминутка
Очень толстый, толстый лед
Мишка лапами пробьет. (Наклоны вперед)
Воздух носом он втянул
В глубину он занырнул.
И поплыл он быстро, быстро.
Ох, устал, на берег вылез.
С меха воду отряхнул
И немножко отдохнул.
Лапой носик свой прикрыл,
Ждет добычу. Он застыл.
Ты, добыча, берегись,
В пасть мою не попадись!
(Вместе с воспитателем выполняют движения в соответствии с текстом).
Воспитатель: Молодцы! Ой, ребятки, посмотрите-ка, показался какой-то сказочный ледяной домик.
Умка: Это же мой домик.
Воспитатель: Только как же к нему пробраться? Снежная Королева расколола лед, и плавают по воде только льдинки.
Дети: Перебежать по льдинкам.
Воспитатель: На какие льдинки можно вставать?
Дети: На большие.
Воспитатель: На какие нельзя вставать.
Дети: На маленькие.
Воспитатель: Почему?
Дети: Можно утонуть.
Воспитатель: Ребятки быстренько перебегаем по большим льдинкам.
Дети перебегают.
Воспитатель: Окошко все у домика в снегу, Снежная Королева постаралась.
Звучит запись с голосом:
Чтобы в домик заглянуть,
Нужно дружно всем подуть.
(Дети сдувают кусочки ваты с окна домика, ставни открываются.
Выглядывает мама Умки).
Умка (подбегает, обнимает маму) : Дорогая, мамочка! Прости меня, пожалуйста! Я буду тебя слушаться всегда-всегда!
Мама Умки: Спасибо, ребята, за помощь! А сейчас можно и повеселиться: делу время – потехе час.
(Общая пляска)
Воспитатель: Ну что, ребята, возвращаемся домой?
Дети: Да!
Умка: А это, вам, от нас с мамой! (Протягивает корзинку с угощением).
Дети: Спасибо! До свидания!
Воспитатель: Раз, два, три, не зевай,
И на льдину вставай!
Воспитатель: Посмотрите, ребята, вот мы и вернулись в детский сад. Вам понравилось наше путешествие?
Дети: Да.
Воспитатель: Где мы были?
Дети: На Северном полюсе.
Воспитатель: А зачем мы туда плавали?
Дети: Чтобы помочь Умке найти свою маму.
Воспитатель: Что мы там делали?
Дети: Собирали льдину из геометрических фигур, показывали, как выглядит день и ночь, находили животных, которые не живут на Крайнем Севере, сравнивали бурого и белого медведей, ловили цветных рыбок и раскладывали их в ведерки…
Воспитатель: Да, ребята, вы были молодцы, очень дружно работали вместе.
Литература
1. Комплексные занятия по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – Вторая младшая группа / авт. -сост. Т. В. Ковригина, М. В. Косьяненко, О. В. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2012.
2. Нетрадиционные формы занятий с дошкольниками / авт. -сост. Н. В. Тимофеева. – Волгоград: Учитель, 2011.
3. Новикова В. П. Математика в детском саду. Младший дошкольный возраст. – М. : Мозаика- Синтез, 2010.
4. Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений во второй младшей группе детского сада. Коспекты занятий. – М. : Мозаика- Синтез, 2010.
5. Петрова В. И., Стульник Т. Д. Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – 2-изд., и доп. – М. : Мозаика-Синтез, 2006.