Силкина Татьяна
Конспект интегрированной НОД в подготовительной группе «Прогулка в зимний лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: обогащать знания детей о жизни птиц и зверей в зимнее время года с использованием музыкально-ритмических движений и инсценированием песен.
Задачи: уточнять и расширять представления детей о внешнем виде и образе жизни лесных зверей и птиц зимой (снегирь, медведь, заяц, белка); как приспособились к суровым условиям (чем питаются, как спасаются от холода, от своих врагов); дать знания о том, какую помощь оказывают люди зверям; учить анализировать, делать выводы; развивать речь; учить отвечать на поставленные вопросы; воспитывать любознательность; активизировать и обогащать словарный запас. Развивать музыкальный слух, музыкально-ритмические движения.
Темочки:
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зимний лес. Конспекты путешествия по зимнему лесу
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Подготовительная группа
- Темочки
Словарная работа: чародейка, околдован, бахрома, чудный, невидимка, дремлет, великолепные, стужа, аромат, пурга, вьюга, метель, взаправду, понарошку, торжествует, властвует, красногрудый, чернокрылый, петляет, отбивается, запутывает, затаивается, чуткие уши, хищники.
Материалы и пособия: искусственные елочки, дерево, с прикрепленными к нему плоскостными фигурками птиц; пеньки, «ледяной» домик Зимы, медвежья «берлога», заячья «норка», снежинки, свисающие с потолка, мешочки с крахмалом, крошки пенопласта, мягкие игрушки (белочка, медведь, заяц).
Предварительная работа: чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций – зимующие птицы, лесные звери зимой, разучивание стихов и песен, музыкально-ритмических упражнений.
Ход:
В группе воспитатель начинает беседу с детьми.
Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу пригласить вас на прогулку в сказочный лес, в настоящее зимнее царство. Там мы будем встречать разных птиц и зверей, давайте возьмем для них угощение, ведь зимой холодно и голодно.
(Дети берут кормушки, сумочки с орешками, сушеными грибами, зернышками арбуза, подсолнуха, морковку, бочонок меда).
Но звери и птицы очень пугливы, и поэтому нам надо вести себя осторожно.
Готовы? Тогда представьте себе, что мы тепло оделись (имитация одевания) и отправились в лес.
(Воспитатель вместе с детьми подходит к дверям зала, откуда доносится музыка: фрагмент «Декабрь» П. И. Чайковского в аудиозаписи.
Воспитатель: Слышите, какая музыка? Это Дед Мороз играет на сосульках.
Посмотрите, кружится снежинка,
Словно одуванчика пушинка.
Долго наблюдаем мы за ней,
Как она мелькает меж ветвей.
Плавно опустилась на сучок,
Замерла, как белый паучок.
(С. Пронин)
(Воспитатель вместе с детьми подходит к деревцу, к веточкам которого прикреплены фигурки снегирей).
Воспитатель: Ой, ребята, а что это за яблочки висят на веточках?
Дети: Это не яблочки, это снегири.
(проводится логоритмическое упражнение на стихотворение Н. Нищевой «Снегири»)
Воспитатель: Вот на ветках, посмотри,
(дети четыре раза хлопают руками по бокам)
В красных майках снегири.
(по четыре наклона головы)
Распушили перышки,
Греются на солнышке.
(на первое слово частые потряхивания руками, на второе – хлопок по бокам)
Головой вертят, улететь хотят.
(по два поворота головы на каждую строку)
Воспитатель: А как вы догадались, что это за птицы?
Дети: Снегирь – красногрудый, чернокрылый.
Воспитатель: А что вы знаете про этих птиц?
Дети: Снегири – это зимующие птицы, так как они остаются с нами зимовать. Снегирь не боится мороза и умеет добывать себе пищу даже после сильных снегопадов. Они отыскивают насекомых, склевывают ягоды рябины, из еловых шишек достают семена.
Воспитатель: Но корма зимой мало, и мы свами должны помогать птицам, подкармливать их. Давайте угостим снегирей.
(дети достают из сумочек зерна, семечки и насыпают в кормушки).
Воспитатель: Вы только посмотрите, ребята, какой красивый лес. Все засыпано снегом. Лес как будто спит под пуховым одеялом. Зима-волшебница торжествует, властвует.
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит.
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
Кто написал эти прекрасные строки?
Дети: Ф. Тютчев
Воспитатель: А вспомните еще поэтов, которые описывали зиму.
Дети: А. Никитин, И. Суриков, С. Есенин, А. С. Пушкин.
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Повязалася сосна.
(С. Есенин)
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
(А. С. Пушкин)
Воспитатель: Хотите встретиться с хозяйкой этого царства? (ответы детей)
Как же к ней можно добраться?
( дети предлагают различные варианты и останавливаются на одном: «Едут на лошадке». Исполняется «Зимнее рондо» Т. Тютюнниковой)
А чтобы было веселей возьмем шумовые инструменты.
Едем, едем на лошадке
По дорожке зимней, гладкой:
Скок, скок, скок.
Скок, скок, скок.
Санки скрипят,
Бубенчики звенят,
Дятел стучит,
Вьюга свистит.
Белка на елке
орешки все грызет, «цок, цок».
Рыжая лисичка
зайчишку стережет.
Холод, холод,
Стужа, стужа,
Снег пушистый
кружит, кружит.
Ехали мы, ехали,
Наконец доехали:
С горки «У-ух!»,
В ямку «Бух!».
Приехали!
(из ледяного домика выходит Зима, и приветствует детей)
Зима: Тишина в моем царстве, и какой замечательный морозный воздух! Вы чувствуете?
Воспитатель: Ребята, а чем пахнет воздух в зимнем лесу, вы знаете?
Дети: Воздух пахнет свежестью, чистотой, прохладой.
Воспитатель: Смотрите-ка, какие красивые снежинки летают в воздухе. Поймаю-ка я одну снежинку и понюхаю ее.
(проводится дыхательное упражнение «Аромат» Е. Макшанцевой, вместо цветка используются снежинки)
Воспитатель не спеша «нюхает снежинку» несколько раз, делая шумные вдохи и выдохи. Понюхав последний раз, выдыхая произносит:
– Ах! А-ро-мат! А-ро-мат! Дивный аромат! Чудесный аромат!
Затем предлагает детям «понюхать снежинку» и произнести хором:
«А-ро-мат!» (упражнение выполняется несколько раз).
Зима: Не слышно в моем лесу веселого щебетанья птиц, не часто можно встретить на тропинках лесных зверей. Сейчас уже холодно. Но до этого всю осень звери трудились, утепляли себе норки, делали запасы, меняли шубки. Хотите посмотреть, как зимуют звери?
Дети: Да, хотим!
(воспитатель, Зима и дети подходят к первому «сугробу» – берлоге медведя).
Зима: Кто там в шубе меховой,
Спит холодною зимой,
Он большой, но вот беда,
Лапу в рот берёт всегда.
Дети: Медведь.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, можно мишку разбудить?
Дети: Нет. Зимой в лесу нет медвежьего корма. Поэтому медведи впадают в спячку и тревожить их нельзя.
(проводится речевая игра «Медведь» Т. Алехиной на стихи И. Токмаковой)
Как на горке снег, снег,
(дети скрипят мешочками с крахмалом, изображая снег)
И под горкой снег, снег,
(те же действия)
А под снегом спит медведь,
(шумно вдыхают и выдыхают воздух, храпят)
Тише, тише, не шуметь!
(поворачиваются друг к другу, держат указательный палец у закрытого рта)
Тсс, Тсс.
Воспитатель: Ребята, когда медведь выйдет из спячки весной, он будет очень голодный, совсем без сил. Давайте оставим ему угощение. Пусть порадуется нашему сюрпризу.
(дети оставляют бочонок с медом у медвежьей берлоги)
А теперь давайте споем для нашей зимушки шуточную песню «Почему медведь зимой спит» (муз Л. Книппера, сл. А. Коваленкова)
Зима: Ай да молодцы. Повеселили Зимушку. Ну что, идем дальше?
(воспитатель, Зима и дети подходят к следующему «сугробу» – норке зайца).
Зима: А здесь живет –
Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая для лета,
Для зимы другого цвета.
Дети: Заяц.
Воспитатель: А вы знаете, ребята, как готовятся зайцы к зиме?
Дети: Они меняют шубку с серой на белую, чтобы лучше спрятаться от хищников: сов, лис, волков.
Воспитатель: А что помогает зайцу замечать опасность?
Дети: Большие чуткие уши.
Воспитатель: А что помогает зайцу быстро бегать и далеко прыгать?
Дети: Ноги.
Воспитатель: Бежит заяц, запутывает свои следы. Но если его настигает враг, как он будет защищаться?
Дети: Отбиваться лапами, кусаться.
Воспитатель: Какие зубы у зайца?
Дети: Острые.
Воспитатель: Заяц приспособился в лесу в зимнее время. Он имеет…
Дети: Белый мех, длинные задние ноги, может быстро скакать, петлять, затаиваться.
Зима: А впадают ли зайцы в зимнюю спячку?
Дети: Нет, они зимой не спят.
Воспитатель: Давайте покажем, чем зайцы занимаются зимой.
Физкультминутка «Зайка»
Зайка по лесу скакал,
(руки перед грудью)
Зайка корм себе искал.
(мелкие подскоки на двух ногах)
Вдруг у зайки на макушке
поднялись, как стрелки ушки.
(указательным и средним разведенными пальцами изобразить ушки)
Шорох тихий раздается:
Кто-то по лесу крадется.
(пугливо оглядываются)
Заяц путает следы,
Убегает от беды.
Прыгнул вбок и обернулся,
(скачут, бегут по кругу и петляют, затем большой прыжок в сторону)
И под кустиком свернулся,
Словно беленький клубок,
Чтоб никто найти не смог.
(сворачиваются в клубок)
Воспитатель: А чем питаются зайцы зимой? Делают ли они запасы пищи?
Дети: Зайцы не делают запасов, а питаются корой деревьев, выкапывают корешки растений, сухую траву из-под снега.
Воспитатель: Давайте мы и зайчика угостим. А чем?
Дети: Морковкой. (дети оставляют морковку)
Зима: (указывает на белочку, сидящую на елке).
Что за маленький зверек?
Вверх-вниз по елке скок, да скок.
Дети: Белка.
Зима: А вы знаете, где у белочки домик?
Дети: В дупле, на дереве.
Зима: А что белки делали осенью, чтобы подготовиться к зиме?
Дети: Белочкам не страшен голод. Они летом и осенью делают кладовочки, а зимой отыскивают их. Едят белки и семена еловых шишек, которых зимой в лесу много. А еще белочки зимой меняют рыжую шубку на серую.
Воспитатель: Зимушка, ты ведь волшебница. Преврати на время наших ребят в веселых белочек.
Зима: Сейчас я палочкой взмахну,
Ребят в бельчат я превращу.
(Зима машет волшебной палочкой и превращает ребят в бельчат – одевает шапочки-маски). Исполняется «Песенка белочек» (муз. и сл. И. Якушиной).
Зима: Я снова палочкой взмахну,
Бельчат в ребят я превращу.
(снимают шапочки-маски)
Воспитатель: А теперь давайте, ребята, угостим нашу белочку. Что мы для нее принесли? (отдают белочке орешки и сушеные грибы).
Воспитатель: Что-то холодно стало, мороз крепчает, метель дорожки заметает.
(проводится фонопедическое упражнение по методу В. Емельянова)
Свистели метели,
(дети делают глиссандо от высокого регистра к низкому на звук «У»)
Летели снега,
(глиссандо от высокого регистра к низкому на звук «О»)
Стелила постели
Большая пурга.
(делают глиссандо на звук «И» то вверх, то вниз, показывая высоту звука рукой)
Стелила постели
Морозам она,
(пропевают отрывистые, «острые» звуки «А» в разных регистрах по показу воспитателя)
И было метелям
всю ночь не до сна.
(то усиливают звук, разводя руки в стороны, то затихают, приближая ладони друг к другу, на одном дыхании, пропевая разные гласные).
Зима: Ну что, совсем я вас заморозила?
Воспитатель: А мы не боимся холода, мы умеем греться.
(проводится массажная игра «Зимняя разогревалочка» М. Картушиной на стихи М. Рузиной).
Если замерзают руки,
Начинаем их тереть.
Быстро мы сумеем руки,
Как на печке, разогреть.
(медленно-медленно растирают одну ладонь о другую)
Сначала ладошки
совсем как ледышки,
Потом как лягушки,
Потом как подушки.
Но вот понемножку
согрелись ладошки,
Горят, и взаправду,
А не понарошку.
(дети растирают ладони все быстрее и быстрее)
Я горю, как от огня.
Вот, потрогайте меня.
(вытягивают вперед раскрытые ладони)
Воспитатель: (дотрагивается до ладоней всех детей)
Ой, какие горячие ладошки, хорошо грелись
Зима: Вот спасибо вам, ребята, побывали со мной в лесу, накормили всех
зверюшек! А теперь честно скажите, нравится ли вам зимой?
Дети: Да.
(исполняется песня «Что нам нравится зимой?» муз. Е. Тиличеевой, сл. Л. Некрасовой).
Зима: Вижу, раскраснелись ваши щечки, разрумянились. Весело вам зимой в лесу. Но слышите, ветер засвистел, значит пурга начинается, и скоро все тропинки заметет снегом. Пора вам домой возвращаться. Пойдемте, я вас провожу.
(Зима провожает детей до дверей зала и прощается).
Воспитатель в группе : Ну что, понравилась вам прогулка по зимнему лесу? А что вам больше всего понравилось в зимнем лесу? (ответы детей).
Молодцы! Показали Зимушке, как много вы знаете и умеете. Теперь вы можете поделиться впечатлениями об этой прогулке со своими друзьями и родителями.