Татьяна Овчинникова
Конспект интегрированной НОД с детьми раннего возраста с использованием средств арт-терапии «Снежинка в гостях у ребят»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Электроник» города Перми
Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности воспитателей с детьми раннего дошкольного возраста
с использованием приемов и средств арт-терапии
Тема: «Снежинка в гостях у ребят»
Подготовила воспитатель
Овчинникова Татьяна Юрьевна
2020г
Актуальность
Темочки:
- Арт-терапия в детском саду
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Младшая группа
- Снежинка
- Снежинки. Конспекты занятий
- Снежинки. Поделки и рисунки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2020
В современном мире на все сферы жизни человека, в том числе и на взаимоотношения в семье, оказывает влияние стресс, особенно страдают от стрессовых ситуаций дети раннего и младшего возраста. Это связано с возрастными кризисами, недостаточным вниманием со стороны родителей, а также переживанием периода адаптации к дошкольному учреждению.
Слово «арт-терапия» в научно-педагогической интерпретации понимается как забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы средствами художественной деятельности.
Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.
Арт-терапевтические средства помогают малышам:
- развивать и совершенствовать внимание, память, мышление восприятие, воображение;
- изучать свой опыт, необходимый для жизни, с необычного ракурса;
- развивать важные социальные навыки, научиться конструктивному общению, используя изобразительные, двигательные, звуковые средства;
- снимать напряжение, расслабиться, выплеснуть негативные мысли и чувства;
- реализовать свои способности к творчеству.
К современной арт-терапии можно отнести игротерапию, изотерапию, сказкотерапию, куклотерапию, маскотерапию, драматерапию, музыкотерапию, цветотерапию, песочную терапию, танцевально-двигательную терапию и т. д.
Далее представлен конспект интегрированного занятия с использованием элементов наиболее доступных и популярных в детских садах изотерапии, музыкотерапии, кинезитерапии.
Изотерапия (в том числе песочная терапия и рисование красками) - помогает ребенку раскрыться, улучшить чувственно-двигательную координацию и конкретно-образное мышление.
Музыкотерапия – укрепляет здоровье детей, оказывает позитивное воздействие на психоэмоциональное состояние ребенка.
Кинезитерапия (танцевально-двигательная) - помогает выплеснуть всю негативную энергию и получить массу позитивных эмоций.
Использование любых видов арт-терапии в дошкольном возрасте, в том числе и раннем, несет в себе огромный заряд энергии, помогает раскрыть творческие способности, способствует гармоничному развитию личности ребенка, что, несомненно, является актуальным для современного образования.
Цель: создание благоприятного эмоционального фона во время проведения непосредственной образовательной деятельности, используя приемы и средства арт-терапии.
Возраст: 2-3 года
Программные задачи:
Обучающие:
- дать детям элементарные представления о природном объекте – снежинке, ее внешнем виде, свойствах (холодная, в тепле тает); о том, что кушать снег – опасно, можно заболеть
- совершенствовать представления детей о группах предметов «один – мало - много»
- учить правильно держать кисть, набирать краску, равномерно закрашивать всю поверхность листа бумаги
- упражнять в беге, делать повороты вокруг себя, в приседании
Развивающие:
- пополнять пассивный и активный словарь детей существительными (снег, снежинка, снегопад, сугроб) и глаголами (тает, летает, кружится)
- развивать любознательность, познавательный интерес ребенка, эстетическое восприятие, мелкую моторику рук
Воспитательные:
- воспитывать аккуратность при работе с красками, самостоятельность, интерес к рисованию
- способствовать обогащению собственного опыта детей на основе наблюдений
- способствовать укреплению физического и психического здоровья детей средствами здоровьесберегающих технологий
Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Используемые материалы:
Демонстрационный – снежинка из бумаги белого цвета, карточка-символ «снег-вода», световой стол для рисования (можно заменить подносами с манной крупой, детские столы и стулья, музыкальная колонка с музыкой П. И. Чайковского «Вальс снежинок»
Раздаточный - круглые заготовки из плотной белой бумаги А4 с заранее нарисованными бесцветным воском контурами разных снежинок, гуашь синего, голубого, розового и желтого цвета, кисти, баночки для воды, салфетки, султанчики по количеству детей.
Методы и приемы: игровые (внесение снежинки, создание игровых ситуаций – превратимся в снежинок, словесные (чтение стихов, беседа, повторение слов «снегопад» и «сугроб» за воспитателем, практические (рисуем на песке, затем красками, наглядные (показ изображений с разнообразием снежинок, наблюдение явлений природы – таяние снега, пояснение к тому, что видят дети)
Предварительная работа: наблюдение за снежинками на прогулке, рассматривание зимних иллюстраций, чтение художественной литературы о снеге/снежинках.
Ход занятия:
Дети свободно располагаются в групповой комнате.
1. Организационный
Сюрпризный момент
Воспитатель подходит к окну и находит на полу Снежинку из бумаги.
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, что я нашла у окна! (Снежинку) Посмотрите, какая она красивая! Что мы о ней можем сказать? Какого цвета? На какую фигуру похожа?
Интересно, как она здесь очутилась? (Влетела в окно). Может мы ее согреем в нашей теплой группе, угостим горячим чаем? (Нельзя. Снежинка растает) А почему это произойдет? (Она из снега, снег в тепле тает)
Давайте проверим!
Опыт со снегом «Тает - не тает?»
Цель - показать детям, что снег в тепле тает и становится водой.
Ход: Воспитатель. Я кладу на ладошку немного снега. Внимательно смотрите. Что вы видите? А теперь? Куда же делся снег? Что есть на ладошке вместо снега? (вода). Как вы думаете, откуда она взялась? Правильно это растаял снег. Снег в тепле тает. Воспитатель показывает карточку символ и спрашивает, что на ней нарисовано? (снег).
Воспитатель читает стихотворение:
Стою и снежинки в ладошку ловлю
Я зиму, и снег, и снежинки люблю
Но где же снежинки? В ладошке вода!
Куда же исчезли снежинки? Куда?
Растаяли хрупкие льдинки-лучи.
Как видно, ладошки мои горячи.
Воспитатель: И правда! Снег тает в тепле и становится водой. И наша гостья - Снежинка тоже скоро растает! Как же нам ее спасти? Давайте подуем на нее?
Упражнение на развитие речевого дыхания «Снежинка».
Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц. Оборудование: бумажная снежинка с ниткой около 30 см.
Ход: Расположить снежинку на уровне лица стоящих детей. Необходимо следить, чтобы каждый ребенок стоял прямо, при выдохе не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед.
Воспитатель: Все равно Снежинке жарко в садике! Холодно только на улице. Что же делать?- отпускаем ее в окошко, машем ей ручками.
2. Основная часть.
Воспитатель: Так грустно стало без Снежинки! Может быть, мы сделаем снежинки, которые не тают? Из чего мы их можем сделать? (ответы детей)
Давайте сначала полюбуемся на картинки со снежинками (показ изображений, какие они красивые, все разные – не бывает снежинок с одинаковым узором и одинакового размера. Все снежинки отличаются друг от друга, только форма у всех одна. Давайте их нарисуем!
Рисование снежинок на световом столе с песком (свободная изодеятельность детей)
Воспитатель: Смотрите, у Миши одна снежинка. Это много или мало? Сколько снежинок нарисовала Алена? (Мало/много). Как называется явление, когда с неба падает много снежинок? (снегопад) А если много снежинок собрать в одну кучу, что получится? (сугроб). Скажем вместе: «снегопад», «сугроб». А еще из снега можно лепить снежки! Поиграем!
Пальчиковая гимнастика «Снежок»
Раз, два, три, четыре,
Загибаем пальчики по одному
Мы с тобой снежок лепили,
«Лепим» двумя руками
Круглый, крепкий,
Чертим руками круг
Очень гладкий,
Одной рукой гладим другую
И совсем, совсем не сладкий.
Грозим пальчиком
Воспитатель: Ребята, а можно ли кушать снег? Почему? Все верно, если на улице есть снег, то заболит горлышко и голова. Придется пить горькие лекарства и ставить уколы. А какие продукты нужно есть, чтобы быть сильным и здоровым?
Практическая часть: «Волшебная снежинка» (рисование с использованием воска).
Ребята, смотрите, на столах нас уже ждут бумажные заготовки, баночки с водой, краски и волшебные кисточки. Хотите узнать почему? Возьмите в руку кисточку и повторяйте за мной волшебные слова: «Кисточка раз, раз - СНЕЖИНКА получись у нас!» А теперь закрасим весь листочек понравившимся цветом и посмотрим, что же получится?
Дети приступают к работе (в процессе закрашивания основы проступает изображение снежинки). Воспитатель фоном включает музыку «Вальс снежинок» П. И. Чайковского.
3. Рефлексия.
- Что у вас получилось? Чем мы сегодня рисовали? (кисточкой) А еще чем? (пальчиками)
- Снежинке понравились бы ваши рисунки? А вам нравятся?
- А наши снежинки не растают? Почему?
- Понравилась ли вам музыка, которая играла? Она называется «Вальс (танец) снежинок»!
- Давайте, пока наши рисунки сохнут, мы превратимся в снежинок, будем летать, кружиться и танцевать под красивую музыку! (воспитатель раздает султанчики)
Занятие переходит в свободную деятельность детей.