Юлия Алямкина
Конспект интегрированного занятия «Жизнь птиц зимой» для старшей группы детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
ель: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним.
Задачи:
Образовательные: Закрепить и обобщить знания детей о зиме и зимующих птицах.
Развивающие: Продолжить развивать речь и навыки общения; развивать познавательный интерес, внимание, наблюдательность, зрительное восприятие, логическое мышление; развивать умение сравнивать, выделять существенные признаки.
Публикация «Конспект интегрированного занятия „Жизнь птиц зимой“ для старшей группы детского сада» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Воспитательные: Воспитывать в детях сочувствие, сопереживание, любовь к птицам, желание помогать им.
Оборудование и материалы: Аудиозаписи со звуками зимы, презентация «Зимующие птицы», картинки зимующих птиц, корма для птиц : пшено, зерно, сало, семена, хлебные крошки, кормушки.
Предварительная работа: разучивание стихотворения «Покормите птиц зимой» (А. Яшин, рассматривание птиц, беседа, загадывание загадок.
Ход совместной деятельности.
Организационный момент.
Звучит музыка (звуки вьюги, ветра, метели). После прослушивания записи.
Воспитатель: Ребята, звуки какого времени года вы сейчас услышали? (ответы детей).
Воспитатель: Почему вы решили, что это звуки зимы? (ответы детей).
Воспитатель: Как вы думаете, какая бывает зима? (снежная, суровая, морозная, злая….)
В группу влетает сорока (девочка в шапочке сороки).
Сорока: Была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались. Ничего не пойму, что к чему.
Воспитатель: Тише, сорока, не шуми. Ребята, вы узнали кто это? (Дети отвечают).
Сорока: Ой, здравствуйте, ребята. (Дети здороваются с сорокой).
Воспитатель: Что случилось, сорока.
Сорока: Так я и говорю, была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались. Ничего не пойму, что к чему.
Воспитатель: Давайте поможем сороке разобраться.
Вокруг себя покружись, в зимнем лесу окажись.
Основная часть.
Воспитатель: Ребята, мы все попали в волшебный зимний лес! (слайд)
Зимний лес стоит печальный.
Кто под снегом спрятал тайны?
Почему река молчит?
Птичья песня не звучит?
Осторожно в лес входите,
Тайны леса не будите.
Садитесь дети на пенёчки, не шумите, чтобы не разбудить лесных жителей.
Воспитатель: - Как вы думаете, почему так тихо в лесу? (Птицы не поют)
Воспитатель: - Почему они не поют? (Улетели в теплые края).
Воспитатель: Какие птицы улетели? (Ласточки, грачи, скворцы, журавли).
Воспитатель: А как называют птиц, которые улетают в теплые края? (перелетные)
Воспитатель: А почему они улетают? (Становится холодно, нет еды)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, на этой ветке сидят птицы. Значит не все птицы улетели в теплые края. (слайд)
Воспитатель: Как называются птицы, которые не улетают в теплые края? (Зимующие)
Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим зимующих птиц нашей местности. Я буду загадывать загадки, а вы отгадывать:
Непоседа невеличка,
Желтая почти вся птичка,
Любит сало и пшеничку
Как зовут ее? (синичка)
Воспитатель: Синичка- это небольшая птичка с желтым оперением на брюшке. А на голове черная шапочка. Синицы не улетают на зиму в теплые края, а переживают зиму, укрывшись в дупле. В поисках еды они прилетают к жилью человека. Синица питается семенами растений, они отыскивают насекомых, которые спрятались в щелях домов и заборов. А также находят запасы, которые делают на зиму.
Воспитатель:
Каждый год я к вам лечу
Зимовать у вас хочу
И еще красней зимой
Ярко – красный галстук мой (снегирь)
Дети: Снегирь - самая зимняя птичка. Она к нам прилетает с наступлением первых холодов. У снегиря ярко-красное оперение, черная шапочка. Снегири любят поедать плоды рябины, калины, едят только семена. К нам на площадку прилетают снегири.
Воспитатель:
Уличный мальчишка
В сером армячишке.
По двору шныряет
Крошки собирает (воробей).
Дети: Воробей - шустрый, маленький. Воробьи строят свои гнезда рядом с домами людей. Это очень неприхотливые птички, любят пшено, зерна, крошки хлеба. Они летают большими стайками, их можно увидеть каждый день у домов, на деревьях.
Воспитатель:
Все я вижу. Все я знаю
А не знаю, так узнаю
Не узнаю – не беда,
Можно выдумать всегда
Что творится в лесу-
На хвосте принесу (сорока)
Воспитатель: Сорока - длиннохвостая, белобокая, непоседа. Она очень любопытная птица, любит собирать себе в гнездо все блестящее. Питается семенами растений.
Воспитатель:
Не дровосек, не плотник,
А первый в лесу работник (дятел)
Дети: Дятел – большую часть времени проводит на стволе дерева. Стучит по нему клювом, достаёт из под коры насекомых. Дупло на дереве служит гнездом. У дятла оперение белого и черного цвета, а на голове красная шапочка.
Воспитатель: А каких еще зимующих птиц вы знаете? (голубь, ворона).
Воспитатель: Что есть общего у всех этих птиц? (туловище, крылья, перья, клюв, лапы, хвост)
Воспитатель: Чем они отличаются? (размером, окраской, оперением).
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, меняется ли оперение у этих птиц? (меняют оперение на более теплое и густое, длинное)
Воспитатель: Ребята, чем же заняты птицы с утра до вечера? (поиском пищи)
Воспитатель: Зимующие птицы не боятся морозов, они много летают и сами стараются добывать еду даже в самую холодную погоду. Они отыскивают насекомых, спрятавшихся в трещины коры, в щели домов и заборов, отыскивают плоды и семена лиственных растений, шишки хвойных деревьев с семенами. Они прилетают к нашим жилищам за помощью. И мы с вами должны помочь пережить зиму пернатым друзьям. А что нам нужно сделать, как помочь, чтобы они выжили в холодное время года?
(Подкармливать)
Воспитатель: Правильно, птиц обязательно нужно подкармливать зимой, строить для них кормушки.
Посмотрите, какие кормушки смастерили наши родители. Подойдут для кормушки и пакеты из-под молока или сока. Нужно только прорезать 2-3 отверстия, насыпать корм и подвесить пакет к дереву. Можно использовать пластмассовые бутылки. Не забывайте чистить эти кормушки, прежде чем положить туда корм.
Воспитатель: Ребята, а чем можно их покормить? (Зерно, овёс, пшено, сало несоленое, семечки, хлебные крошки,семена)
Дидактическая игра «Птичья столовая»
- А теперь подойдите к подносу с кормом, выберите только то, что едят птицы.
(На подносе стоят баночки с различным кормом для птиц. Среди них конфеты, хлеб, печенье, капуста свежая, сало).
Синичкам - сало, зёрнышки, хлебные крошки.
Снегирям - ягоды, семена клена;
Воробьям- овёс, пшено, семена, крошки хлебаю
Воронам- очистки, остатки пищи.
Воспитатель: Ребята, птички наши наелись и мы с вами отдохнём, физкультминутку проведём.
Физминутка
«Птичка-невеличка»
Птичка-невеличка по небу летала (птички летают,
Села под окошко,
Крошек поклевала (присели, клюют зёрнышки,
Встрепенулась птичка (встали, отряхнулись,
Выпрямила спинку.
Песенку запела, в домик полетела (машут руками).
Воспитатель: Предлагаю еще поиграть в интересную игру, «Какая птица». На столе лежат картинки птиц, подойдите и возьмите ту птицу, которая вам понравилась, садитесь на свои места. Представьте, вы – птицы. Я читаю стих, та птица, которая услышит о себе, «прилетает» на «кормушку» (дети прикрепляют птицу на магнитную доску - кормушку).
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели,
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду,
А в четверг со всех краев
Стая жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог
Налетели семь сорок.
В воскресенье, в воскресенье
Было- общее веселье.
Заключительная часть.
Воспитатель. Итак, ребята, какие птицы у нас на кормушке (перечисляют). А как назвать их одним словом? (Зимующие)
Воспитатель: Ребята, где мы с вами побывали, кого встретили?
О чем мы сегодня говорили?
Как мы можем заботиться о птицах? (Ответы детей)
Воспитатель: Повесим кормушки на участке, будем подкармливать птиц. Может быть, за зиму мы спасем не одну птицу. А летом птицы помогут нам, они будут поедать насекомых - вредителей и продолжать охранять сады, парки, лес.
Список литературы.
1. 1000 загадок, пословиц, поговорок, скороговорок. Для начальной школы/ Авт. - сост. В. Н. Иванкова. - М. ; ООО «Аквариум- Принт, К. : «Дом печати- ВЯТКА», 2006 г. - 256 с.
2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду : Книга для воспитателя детского сада. -2-е изд., дораб. - М. ; Просвещение, 1991.- 160 с. : ил.
3. Зимние стихи. «Сборник стихотворений о зиме русских поэтов». Книга для детей о 3 до 15 лет. Издательство: «Мозаика- Синтез».- 2009г. –с. 22
4. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: информационно- методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу «Мир природы», утренники, викторины, игры. - 2-е изд., стереотип. / авт. -сост. О. Ф. Горбатенко. - Волгоград: Учитель, 2008.- 286 с.