Инна Михайлова
Конспект интегрированного занятия в старшей разновозрастной группе по лепке «Пирожки». Образовательная область «Труд»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия в старшей разновозрастной группе по лепке «Пирожки»
Образовательная область: Труд
Интеграция областей: Коммуникация, Познание,Музыка, Социализация.
Цели:
- Обеспечить возможность проявить творческие способности в ручном труде.
- Познакомить детей с избой и предметами старинного марийского быта, приобщать их к истокам марийской народной культуры (традициям, обычаям, устному народному творчеству)
Публикация «Конспект интегрированного занятия в старшей разновозрастной группе по лепке „Пирожки“, Образовательная область „Труд“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лепка. Все материалы по лепке
- Пирожки. Лепка из пластилина
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Старшая группа
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
-Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям обычаям гостеприимства.
Задачи:
- развивать ручную умелость, творческие способности, интерес к изучению традиций марийского народа;
- побуждать детей к ситуативному общению со взрослыми и сверстниками;
- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку сообща играть, трудиться, заниматься; стремление радовать старших хорошими поступками, желание помогать окружающим.
Материалы и оборудование:
Народные костюмы (платья, платки, лапти)
Традиционная утварь (скамья, посуда, вышитые рушники, скатерть, самовар, сундук, прялка).
Музыкальное сопровождение (музыкальный центр, аудиозаписи марийских народных мелодий)
Оборудование для ручного труда:
Фартуки, скалки, доски, готовое тесто, начинка, мука.
Предварительная работа
Познакомить детей с традиционными марийскими блюдами, костюмом, оформить интерьер игрового уголка в стиле марийской избы; провести тематическую беседу «Традиции, обычаи марийцев».
Ход занятия
Воспитатель:
-Ребята, я сегодня вас приглашаю в избу (Подводит детей в мини-музей, оформленный в стиле избы, где находятся предметы утвари марийцев: посуда, самовар, прялка)
Воспитатель:
У разных народов есть прелесть традиций
Одежда своя и родной свой язык.
Ну, как мне марийской землей не гордиться
И тем, к чему с детства душою привык.
-Ребята, марийский народ славится своей вышивкой, и посмотрите, какие красивые полотенца с элементами марийской вышивки я вам сегодня принесла.
Перед детьми ставится стол, накрытый старинной посудой и достается сундук.
Воспитатель:
-Какая мебель у вас есть дома? (Диван, стол, стулья, стенка, шкаф.)
Воспитатель:
-А раньше в домах стояли деревянные столы и скамейки, на которых сидели и спали, сундуки для хранения вещей:
«И стоит, покрыт ковром,
Ларь с хозяйкиным добром».
На стол стелили скатерть ручной работы.
- Где у вас дома хранится одежда? (В шкафах.)
Раньше одежда аккуратно складывалась в сундуки. (Показ иллюстраций одежды.)
Какая посуда у вас есть дома? (Дети перечисляют.)
Воспитатель:
В старину посуда была простая - деревянная и глиняная, у людей побогаче – расписная, а у самых богатых была и металлическая. Стояла посуда на столе, а самая дорогая – на отдельном столике, накрытой красивой скатертью.
-А что вы любите дома есть? (Ответы детей.)
Раньше пища была простая. В полях росла рожь, пшеница. Из них делали хлеб. Еще росла гречиха, овес, ячмень – из них варили кашу. У марийцев были огороды, росли овощи – морковь, свекла, капуста, огурцы. Огурцы и капусту солили в бочках. У кого была корова, тот пил молоко, ел творог, сметану, масло. В лесу собирали грибы и ягоды. В реках ловили рыбу.
В давние времена, когда был убран урожай с полей и землю покрывал снег, собирались марийцы в самой большой избе: пели, танцевали, веселились. А девушки брали с собой какой-нибудь рукоделие: шили, вязали, пряли. (Воспитатель показывает прялку, вышитые платья, рушники) Поэтому эти вечера и получили название посиделки, И очень часто на этих посиделках вспоминали марийцы погожие летние дни, когда, отдыхая после тяжелого крестьянского труда, они водили хороводы вокруг березки, загадывали загадки.
Давайте и мы с вами отгадаем загадки:
1)У бабушки сейф.
Он давно уж не новый,
К тому же совсем
Не стальной,
А дубовый.
Он скромно стоит у нее
В уголочке.
В нем бабушка держит
Халаты, носочки,
Отрезы на платья,
Немножечко пряжи,
Пуховый платочек
И пенсию даже.
Но только не дверца,
А крышка на нем.
Тяжелая очень
С висячим замком. (Сундук)
2) И шипит, и кряхтит
Воду быстро кипятит,
Он наелся угольков,
Вот для нас и чай готов.
Кран на брюхе открывает,
Кипяточек разливает.
(Самовар)
3) Бабушка для деток
Испекла салфеток,
А салфетки из муки
Получаются тонки.
Знают внуки-шалуны,
Что салфетки те (блины)
-А какие блюда марийской кухни вы знаете? (Блины, пироги, шаньги, квас, туара, вареники и др.)
- Мы с вами сегодня будем лепить пирожки. А кто знает, из чего лепят пирожки (Дети отвечают)
Воспитатель:
-Правильно, пирожки лепят из теста, которое готовят из муки, яиц, сахара, масла, для пышности добавляют дрожжи (показывает заранее приготовленные ингредиенты). Тесто замешивают руками и ставят в теплое место. Для начинки используют картофельное пюре, жареную капусту, грибы, повидло, ягоды.
Дети надевают фартуки и косынки. Подходят к столу и лепят пирожки вместе с воспитателем под марийскую мелодию. Для начинки используют картофельное пюре. После завершения готовые пирожки относят повару печь. Все собираются за столом и пьют чай из самовара с горячими пирожками.