Вера Щитикова
Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Лес — богатство и краса, береги свои леса»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия в старшей группе на тему :
«Лес – богатство и краса, береги свои леса»
Задачи в образовательных областях:
«Познание»
Расширять знания детей о растительном и животном мире леса, учить составлять модель, отображающую зависимость животных леса от факторов внешней среды.
Формировать умение выделять и характеризовать особенности внешнего облика животных, образа их жизни.
«Коммуникация»
Публикация «Конспект интегрированного занятия в старшей группе „Лес — богатство и краса, береги свои леса“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Старшая группа
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2014
Развивать мыслительную деятельность: умение рассуждать, связно рассказывать.
Обогащать и активизировать словарь детей: лес хвойный, лиственный, смешанный, кустарники.
«Социализация»
Воспитывать бережное отношение к природе, чувство доброты, сопричастности и сопереживания ко всему живому и прекрасному, что нас окружает.
«Чтение художественной литературы»
Совершенствовать интонационную выразительность речи при чтении стихотворений, связную речь при рассказывании.
«Безопасность»
Закрепить знания детей о правилах безопасного поведения в лесу.
«Музыка»
Развивать способности вслушиваться в звуки природы, в мелодию и ритм музыкального произведения, двигаться в соответствии с характером и ритмом музыки. Развивать эстетическое восприятие окружающего мира, способность видеть красивое.
Ход занятия
Воспитатель:
- Ребята, я приглашаю вас отправиться в удивительное путешествие по планете, на которой мы живём. А называется она… (Земля).
- Представьте себе, что вы космонавты и смотрите на Землю – нашу планету из космоса. (Дети стоят в кругу, в середине – глобус).
- На что она похожа? (На шар, на мяч).
- Что вы видите на ней? (Моря, океаны, горы, пустыни и т. д.).
Горы, пустыни и страны,
Моря, ледники, океаны.
Даже дороги и города
На глобусе увидит любой без труда.
- Какой огромный наш общий дом – планета Земля. Много на ней разных стран, которые кажутся нам таинственными и загадочными.
- А какая разная природа и не менее удивительна и прекрасна в каждом уголке Земли.
- Давайте представим себя идущими в мир природы. Я вам загадаю загадку, и вы сразу догадаетесь, где мы с вами окажемся (в какой природной зоне?
Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает (Лес)
- И я вас приглашаю прогуляться в лес по лестной тропинке. (Дети рассаживаются в группе на стульчиках, расположенных полукругом).
Стук в дверь. Входит Красная Шапочка.
- Здравствуйте!
- Здравствуй, Красная Шапочка! Проходи, пожалуйста! Откуда ты пришла?
К. Ш. – Я гуляла по лесу и видела там много интересного, а о том, что видела, хочу загадать ребятам загадки.
1. И родители, и детки носят модные беретки (Грибы)
2. Растут – зеленеют,
Упадут – пожелтеют,
Полежат – почернеют (Листья)
3. В этот гладкий коробок бронзового цвета
Спрятан маленький дубок будущего лета (Жёлудь)
К. Ш. – А что, ребята, вы знаете о лесе?
Воспитатель – Присаживайся, Красная Шапочка и вместе поговорим.
Воспитатель к детям. (Показывает квадраты разного цвета, обозначающие природные зоны).
- Квадратом какого цвета обозначим лес? (Зелёный)
(Прикрепить квадрат к доске)
- Что же такое лес, ребята?
- Лес – это место, где растёт много деревьев и кустарников
- Какие деревья вы знаете?
- А кустарники? (Вишня, черёмуха, шиповник, малина, боярышник, орешник)
- Если в лесу растут одни ели и сосны, это какой лес? (Хвойный)
- Если растут только деревья с листьями, это (Лиственный лес)
- Назовите только лиственные деревья (Дуб, липа, ива, берёза, клён и т. д.)
Показ иллюстраций смешанного леса
- А это какой лес? (Смешанный)
- Почему? (Если в лесу растут и хвойные деревья, и лиственные, то такой лес будет смешанным)
- Вот по такому смешанному лесу и будет у нас сегодня прогулка.
К. Ш. – И я вас хочу пригласить на лесную полянку, где растёт много красивых цветов. (Девочки выходят по очереди, берут свои цветы из вазы, рассказывают стихи)
Большеглазые ромашки
Дружат с клевером и кашкой.
Порезвятся на просторе,
Убегают в лес, да в поле.
Мы, гвоздички красные
Лепестки атласные.
Стройненькие ножки,
Зелёные сапожки.
В модной шапке голубой
Колокольчик озорной
С кем ни повстречается
До земли склоняется.
В травушке зелёной бисер голубой
Кто его рассыпал раннею весной?
Может разбросала бусинки весна?
Это незабудки дарит нам она.
Девочки под магнитофонную запись исполняют «Вальс цветов»
К. Ш. – Ребята, в моей корзинке всё то, что есть в лесу. Вы загадывайте мне загадку, а я буду отгадывать и показывать отгадки.
Дети (Например)
1. Что за зверь лесной
Встал, как столбик под сосной.
И стоит среди травы
Уши больше головы? (Заяц)
2. Растёт в траве Алёнка
В красной рубашонке.
Кто ни пройдёт
Всяк поклон отдаёт (Земляника)
3. Стоит Антошка на одной ножке,
Его ищут, а он не откликается (Гриб)
4. Непоседа пёстрая
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая
Самая болтливая (Сорока)
5. Не птичка, а с крыльями (Бабочка)
6. В лугах сестрички: золотой глазок, белые реснички (Ромашки)
7. Её всегда в лесу найдёшь
Пойдёшь гулять и встретишь.
Стоит колючая, как ёж
Зимою в платье летнем (Ель.)
- Вот оказывается как много всего в лесу: разные растения и животные.
- Назовите животных леса.
- Ребята, а вы слышали как поют птицы в лесу?
(Магнитофонная запись «Голоса птиц»)
Воспитатель: – Как прекрасно в лесу любоваться цветением растений, слушать пение птиц. Не зря говорят «Лес – богатство и краса, береги свои леса».
Физкультурная минутка:
Мы в лесок пошли,
Мы грибок нашли.
Раз грибок, два грибок
Положили в кузовок.
- А почему, ребята, в лесу много разных растений? Мы даже не можем все их перечислить. И столько животных: и насекомые, и птицы и звери. (В лесу много тепла, света, воды, богатая почва).
- Давайте покажем на значках, как влияет неживая природа (Дети составляют модели леса за столами. В двух подгруппах – два набора значков).
Дети рассуждают: Раз достаточно тепла, света, воды, богатая почва, то в лесу растения растут хорошо, а раз так, то в лесу для животных есть корм: травы, молодые побеги деревьев и кустарников, плоды, семена растений, грибы, много насекомых, мелких зверей.
( Поменять карточки: вместо значка «много света» - «мало света», «много воды» - «мало воды» и предложить детям порассуждать).
Значит жизнь животных, их строение и особенности зависят от неживой природы: количества воды, света, тепла и почвы.
- Ребята, а всегда ли в лесу лето? (Все 4 времени года сменяют друг друга)
- Как же лес приспосабливается к зиме? (Лиственные деревья сбрасывают листву, цветы и травы желтеют, засыхают, остаются в земле только корни у многолетних растений. Насекомые прячутся од кору деревьев, в землю, сухую листву. Птицы улетают в тёплые края, остаются только зимующие, которые могут найти себе корм)
- А вот некоторые звери сами расскажут о том, как они приспосабливаются к зиме
(Дети выходят по одному, надевают шапочку животного, о котором рассказывают: ёж, белка, заяц, лиса, волк (См. Приложение).
- Ребята, где мы сегодня с вами побывали? (В лесу)
- Узнали много интересного о жизни растений и животных и от чего зависит жизнь в лесу.
- А ещё я скажу вам, что лес мы должны любить и оберегать, быть в лесу не хозяевами, а гостями.
Чтение стихотворения «Гость в лесу» :
Я на кусте у родника не тронул сети паука,
Я поглазел на муравьёв, у них домище – «будь здоров»!
Я долго по лесу шагал и никого не напугал.
Нигде воды не замутил, в лесу я просто погостил.
В заключении проводится игра «Дрозд»
Приложение «Рассказы зверей»
Заяц
Я, Заяц, расскажу, как живётся мне в лесу.
К зиме, ребята, побелел и шубку новую надел
Под кусточком присяду, спрячусь под сосной
Не увидит, не узнает зверь меня лесной.
Я хотя и не трус, но всего, всего боюсь.
Очень трудно зимой бывает когда сильный мороз
И еды не хватает и питаюсь я корой
Ягодой замёрзшей.
Что под снегом заяц найдёт, всё ему впрок пойдёт.
Волк
Я тоже зверь лесной
Я, ребята, очень злой.
Вы со мною не встречались,
Вы б меня испугались.
Угадайте, кто я?
Я зимою очень злой
В одиночку не хожу
Больше в стае я брожу.
Мы серые, худые, голодные, и злые.
Воем сильно по ночам
Даже страшно зверям
Лучше нам не попадаться,
Лучше нас остерегаться.
И нам, волкам, трудно зимой. Еды не хватает, и мы голодаем.
Белка
Я, Белка, весёлый зверёк, по деревьям скок да скок.
Но зимой я меняюсь. В шубку серую переодеваюсь.
Меньше приходиться прыгать, скакать. Силы надо беречь, сохранять.
Всю осень дупло утепляла. Пуха, соломки туда натаскала.
К зиме готовила запас: грибы, ягоды, орехи.
Чтоб зимой не голодать, где ж еду зимой достать. Трудно белке зимовать.
Когда долгая зима, когда снежная она, когда сильные морозы к людям я тогда скачу, помощи у них ищу.
Лиса
Я зимы не боюсь, в шубку тёплую ряжусь.
Хвост красивый какой. Мне он нравится самой.
Живу в норе. Там сплю, отдыхаю, а затем охотиться начинаю.
Ищу мышку полевую, или живность какую.
Хочу зайца поймать, но мне его не догнать.
Об этом, наверное, мало кто знает, но и мне зимой трудно бывает.
Иногда бегаю целый день, а еды нет совсем.
Ёж
Зимой я крепко сплю, зарывшись в тёплую норку.
Готовил с осени запас: грибы и ягоды припас.
Трудился – не ленился. Меня вот разбудили и к вам, ребята, пригласили, чтоб о себе всё рассказал. Сюда б медведя я позвал, но он в берлоге крепко спит и его нельзя будить. Он с осени свой жир копил, много ел и много пил. Нам с медведем зимой одна работа – крепко спать и весны ждать.
МДОУ «Теремок»,
жд. ст. Буранная,
Агаповский район,
Челябинская обл.
воспитатель Вера. Дмитриевна. Щитикова
высшая квалификационная категория.