Оксана Гильмитдинова
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Все реки и озера текут не зря»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе
«Все реки и озера текут не зря»
Цель — формирование экологической воспитанности детей дошкольного возраста путем моделирования проблемных ситуаций.
Интегрированные задачи :
Познавательные: Дать детям представление о значении чистых водоемов в жизни их обитателей.
Публикация «Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе „Все реки и озера текут не зря“» размещена в разделах
Коммуникативные: Формировать способность осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде. Развивать экологическое мышление в процессе опытнической деятельности.
Художественно-творческие: Закреплять умение выполнять рисунки по образцу.
Воспитывать бережное отношение к природе родного края.
Оборудование: сундучок с буквами «В», «О», «Д» и «А», доска; мультимедийная система, микрофон; аквариум с загрязненной водой, большая емкость с чистой водой, масло, баночки с водой, стаканчики, фильтры, салфетки, сачки; листочки для рисования.
Ход занятия
Вводная часть.
Воспитатель: - Ребята, у меня есть необычный сундучок — в нем находятся загадки и буквы. За каждую правильно отгаданную загадку я буду давать вам по одной букве. Если вы правильно отгадаете все загадки, то из букв получится нужное слово, и вы узнаете, о чем мы сегодня с вами будем беседовать.
Загадка первая:
Быстро убегает
Прямо из-под ног,
Брызгами играя,
Прохладный. (ручеек).Дети получают букву «В» и прикрепляют ее на доску.
Воспитатель: - Загадка вторая:
А за поворотом,
Тиха и глубока,
Течет, качая лодки,
Широкая. (река). Дети получают букву «О» и прикрепляют ее на доску.
Воспитатель: Загадка третья:
Облака нахмурятся,
Соберутся в кучу,
Ты увидишь черную Грозовую. (тучу).
Дети получают букву «Д» и прикрепляют ее на доску.
Воспитатель: - Загадка четвертая:
Облака и тучи
Рисовал художник,
На него из тучи
Проливался. (дождик). Дети получают букву «А» и прикрепляют ее на доску.
Воспитатель. Ребята, посмотрите на доску и скажите, какое слово мы собрали из букв?
Дети. Вода.
Воспитатель. А что вы знаете о воде?
Дети. Вода течет, она прозрачная, вода есть в реках, озерах, морях и океанах, в кране.
Воспитатель. Вы все правы, но сегодня мы поговорим не о той воде, которая течет из крана, а о речной воде.
Основная часть.
Воспитатель. Перед вами карта нашей республики. Кто знает, как она называется?
Дети. Башкортостан
Воспитатель. Обратите внимание: всю территорию нашего Башкортостана пронизывают голубые нити и пятнышки. Как вы думаете, что могут они обозначать?
Дети. Они обозначают реки.
Воспитатель. Как называется главная большая река в Башкортостане?
Дети: Белая
Воспитатель. Совершенно верно, Белая. Скорее всего, вы вместе с папами и мамами часто бывали на ее берегах, отдыхали и ловили рыбу. Какая рыба водится в реке Белой?
Дети. Щука, ерш, окунь.
Воспитатель. Как вы считаете, какие условия должны быть для рыбы, чтобы ей в реке было хорошо, комфортно?
Дети. Чистая вода, без мусора.
Воспитатель. Правильно, молодцы! Я предлагаю вам поиграть в игру «Что не так и почему?»
Воспитатель демонстрирует иллюстрации — изображения того, что нельзя делать у водоемов. Дети объясняют, почему это нельзя делать.
Воспитатель. Молодцы, проходим на коврик и немного отдохнем.
Проводится физкультминутка с музыкальным сопровождением «На речке» Воспитатель. Отдохнули - отправляемся в лабораторию Ребята, посмотрите на аквариум и представьте себе, что это озеро. Вы видите, что с ним произошло?
Дети. Он загрязнен, в нем много мусора.
Воспитатель. Может ли в такой воде обитать рыба и почему?
Дети. Нет, не может, потому что в воде много мусора.
Воспитатель. Что нужно сделать, чтобы вода стала чище?
Дети. Убрать мусор.
Воспитатель. С помощью чего можно собрать мусор?
Дети. С помощью сачка.
Воспитатель. Я предлагаю вам взять сачки и очистить наше «озеро». (Дети выполняют задание.) С этим заданием вы справились легко, потому что наше озеро маленькое. А как можно собрать мусор в настоящем озере или реке?
Ответы детей.
Воспитатель. На больших водоемах работает специальная техника по сбору мусора. Посмотрите на картинку: на ней мы видим такую машину. Я предлагаю вам пройти к следующему нашему «озеру» и провести еще один эксперимент. Есть города, где добывают и перерабатывают нефть в нефтепродукты, такие, например, как машинное масло. Такие нефтепродукты можно перевозить в другие регионы по реке, на специальных танкерах. Иногда при перевозке происходит утечка масла с танкера и часть масла попадает в реку. Давайте посмотрим, что произойдет, если капнуть немного масла в воду (капает масло в емкость с водой). Растворилось масло в воде или нет?
Дети. Нет, оно так и осталось плавать на поверхности воды.
Воспитатель. Могут ли в такой воде обитать рыбы и почему?
Дети. Нет, вода пахнет маслом, рыбам будет нечем дышать.
Воспитатель. Верно, такая вода не пригодна для речных обитателей. А что нужно сделать, чтобы она стала чистой?
Дети. Ее нужно очистить от масла.
Воспитатель. Это можно сделать с помощью фильтра. Самый простой фильтр для очистки воды мы можем сделать с вами из обычной салфетки. Посмотрите, как это сделаю я (делает фильтр и устанавливает его в стаканчик). А теперь попробуйте сделать фильтр самостоятельно.
Дети делают фильтры.
Воспитатель. Молодцы, у всех все правильно получилось. Давайте испробуем наши фильтры. Возьмите пластиковые баночки с масляной водой и очень осторожно перелейте эту воду в стаканчики с фильтром. (Дети выполняют задание.) Аккуратно уберите фильтр и посмотрите на воду. Какая она стала?
Дети. Вода стала чистой.
Воспитатель. Куда же далась масло?
Дети. Все масло осталось на фильтре.
Воспитатель. Вот так мы с вами узнали самый простой способ очистки воды. Если нефтепродукты попадут в реку, то на помощь приходит специальная техника. Посмотрите на картинку, на фотографии видно, какой техникой убирают нефтяные пленки с участков рек. Как вы думаете, что случится, если люди и дальше будут загрязнять наши реки?
Дети. Погибнут рыбы, растения, животные, люди.
Воспитатель. Чтобы этого не произошло, нужно соблюдать правила поведения у водоемов. На берегу рек, озер располагают специальные запрещающие знаки. Давайте посмотрим некоторые из них.
Я предлагаю вам сейчас раскрасить эти знаки.
Дети раскрашивают запрещающие знаки.
Воспитатель. А теперь расположите готовые запрещающие знаки на плакате «Берегите природу». Молодцы!
Заключительная часть (интервью).
Воспитатель предлагает детям (по очереди) ответить в микрофон на вопросы:
Что вам сегодня показалось особенно интересным?
Что нового вы узнали?
Кто помнит, с помощью чего можно очистить воду в емкости? А воду в реке?
- Что людям важно помнить, когда они приходят отдохнуть на реки?
Воспитатель. Спасибо за вашу активность на занятии, мне было приятно с вами общаться. Я предлагаю повесить плакат «Берегите природу» в раздевалке, чтобы с ним могли ознакомиться ваши родители.