Надежда Корвякова
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Ознакомление детей с часами»
▼ Скачать + Заказать документы
Основная образовательная область «Познание»
]Интеграция: «Коммуникация», «Социализация», «Безопасность», «Художественное творчество».
Предварительная работа: рассматривание с детьми иллюстраций с изоб-ражением разных часов, рассказ воспитателя о временных представлениях, обучение детей ориентироваться во времени по часам на занятиях по математическому развитию.
Цель:
Публикация «Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе „Ознакомление детей с часами“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Темочки
развитие временных отношений у детей подготовительной к школе группы с целью использования времени рационально и точно.
Задачи:•Закрепить умение детей ориентироваться во времени по часам (с точ-ностью до часа);
• Познакомить детей с историей возникновения часов, их разновидно-стями;
• Развивать основы речевого этикета, обогащать словарь детей за счет слов: часовщик, водяные, солнечные, масляные, механические, элек-тронные часы;
• Воспитывать целеустремленность, взаимопомощь и умение взаимодействовать со сверстниками.
• Воспитывать способность и умение беречь время.
• Закрепить умение выделять особенности предметов (форму, размер, части).
• Совершенствовать приемы вырезывания ножницами (разрезание по прямой, кривой линиям, закругление углов).
• Формировать у детей художественно-практические умения и навыки (подбирать соединения цветов, аккуратно пользоваться ножницами, наклеивать изображения).
• Развивать творчество, фантазию.
Материал: • Мягкая игрушка – щенок;
• карточки с цифрами от 1 до 12;
• Слайды с изображением разнообразных часы (солнечные, масляные, водяные, песочные, механические, наручные, напольные, настенные, настольные, «ходики» с кукушкой, куранты, электронные, уличные, будильник).
• листа белой бумаги, цветная бумага, клей, ножницы, салфетки.
I. (Дети рассаживаются на стульчики полукругом, слышится плач. Воспитатель выходит за дверь и заносит щенка (мяг-кую игрушку». Щенок «всхлипывает».)
Воспитатель: Что ты плачешь, наш щенок?
Щенок: Опоздал вчера я на урок!
Из-за опоздания
Пропустил задание.
И теперь я не пойму:
Что? Зачем? И почему?
Воспитатель: (гладит щенка)
Ну ладно, не плачь. Ты еще маленький и, наверное, не знаешь, что опаздывать нельзя. Посиди у нас в группе и послушай, что надо делать, чтобы никуда не опаздывать, а ребята тебе подскажут. А как же узнать, что уже пора выходить из дома? – посмотреть на часы.
Воспитатель: На стене висит тарелка,
По тарелке ходит стрелка.
Стрелка та не для красы -
Время скажут вам. (Часы)
Конечно, именно часы нам подскажут:
Когда спать, когда вставать,
Когда работу начинать.
- Что такое часы? (прибор, который показывает время).
Проводится игра “Ходят стрелочки по кругу”
(На полу разложены карточки с цифрами от 1 до 12, по кругу. Дети встают около карточек. Педагог встает в центре и произносит с детьми слова).
Мы – часы, наш точен ход,
Водят стрелки хоровод.
Ходят стрелочки по кругу
И хотят догнать друг друга.
(Дети ходят по кругу, взявшись за руки.)
Стрелки, стрелки, не спешите,
Вы нам время подскажите!
(Дети садятся на корточки рядом с бли-жайшей карточкой.)
Воспитатель.
Часы пробили ровно пять часов! (Встают дети,
сидящие с цифрой 5 и 12.)
(Игра повторяется).
(Дети проходят на свои места).
II.
Воспитатель:
Ребята, а хотите, я вам расскажу историю проис-хождения часов? Когда - то, давным-давно люди определяли время по солнцу. Встало солнце – все проснулись, за работу принялись. Над головой, оказалось – обедать пора. А спряталось за синее море, за высокие горы, пришло время идти на покой. И вот однажды заметил человек, что тень от дерева падает утром в одну сторону, а вечером в другую. Вкопал он столб в землю, вокруг начертил круг, разделил его на части. Взошло солнце, и тень от столба двинулась по кругу. Как такие часы назывались? (Солнечные). А придумали такие часы в Древнем Риме.
(Воспитатель показывает на слайде изображение солнечных часов)
А как вы думаете, всегда ли можно определить время по таким часам?
Всегда ли мог человек ими воспользоваться? Летом мы сделаем такие часы на участке, а почему нельзя сделать такие часы зимой? Кто догадался? (Ответы детей).
Затем люди изобрели масляные часы. Как они устроены? Горит огонь, и масло в пробирке потихоньку сгорает. По отметкам на пробирке люди узнавали, сколько прошло времени. Как вы думайте, а удобны ли эти часы?
(Нет. Часы могут упасть, и возникнет пожар).
(Показ слайда с изображением масляных часов).
Затем люди придумали водяные часы, которые сообщали о времени и ночью, и в хмурый день. В высокий узкий сосуд с маленьким отверстием внизу наливают воду. На сосуде делают пометки – черточки: сколько воды вылилось, столько и времени прошло.
(Показ слайда с водяными часами).
Как вы думайте, удобны ли эти часы?
(Нет, так как в них надо постоянно подливать воду).
Воспитатель: Не случайно с тех пор говорят о времени: “Сколько воды утекло!” А где можно встретить такие часы в наше время? (Домашний водяной фильтр).
Похоже, устроены и песочные часы.
(Показ слайда с изображением песочных часов).
Песочные часы состоят из двух колбочек, которые соединены между собой узким горлышком. Внизу одной колбочки находится мелкий песок. Если песочные часы перевернуть, то песочек сыплется. Песочные часы используют в больнице, в поликлинике, когда делают процедуры.
В-ль: Какое время могут отсчитывать песочные часы? (1 мин., 3 мин., 5мин, 10 мин.).
Физминутка
Часы нам время измеряют (дети показывают руками 3часа, 9 часов)
Стоят на месте, но шагают (шагают на месте)
Шагают часики все в такт
Тик-так, тик-так, тик-так (руки на пояс, наклоны головы вправо, влево)
И стрелки вертятся вперед (круговые движения руками)За часом час, за годом год.
(Дети проходят на свои места).
Воспитатель: Время шло. Люди придумывали новые приборы для измерения времени. Появились механические часы.
(Показ слайда с изображением механических часов).
Первые механические часы были изготовлены в Китае. В давние времена часы считались редкостью. Их можно было увидеть только на главной башне дворца. При таких часах был мастер. Как вы думайте, его называли?
(Часовщик).
Воспитатель: часовщик – это человек, который ремонтирует часы. Часы имели сначала одну – часовую стрелку. Позже появилась минутная стрелка, а еще позже – секундная.
Шли века, жизнь становилась торопливей, люди стали дорожить временем. Часы стали необходимы каждому человеку. Каких часов только не придумали. Сейчас существует много разновидностей часов. Я думаю, что вы сами сможете рассказать о них.
(Показ слайдов с изображением наручных, напольных, настенных, настоль-ных, «ходиков» с кукушкой, курантов, электронных, уличных, будильника).
Рассказы детей о часах.
Воспитатель: Время бежит, часы совершенствуются, у многих сейчас не механические, а электронные часы. В каких современных приборах вы встречали электронные часы?
(В телефоне, стиральной машине, микроволновой печке, компьютере, мульти варке и др.).
Воспитатель: Чем отличаются механические часы от электронных?
(У электронных часов нет стрелок, циферблата. Электронные часы рабо-тают от батареек, электрического тока).
Воспитатель: - Да, часы бывают разные, но все они показывают время. По часам люди определяют, когда вставать, когда идти на работу, когда обедать, когда ложиться спать.
Ну, вот, щенок теперь ты понял, что тебе поможет, чтобы никуда не опаздывать?
- Что такое часы? (Часы это прибор для определения времени).
- На циферблате часов есть стрелки, как они называются? (Минутная и часовая стрелки).
- Что показывает маленькая стрелка? (Маленькая стрелка показывает часы).
- Что показывает большая стрелка? (Большая стрелка показывает минуты).
Воспитатель: - Из каких частей состоят часы? (корпус, циферблат, меха-низм, кнопки).
III.Аппликация на тему «Разные часы»
Воспитатель:
А сейчас, ребята, давайте пройдем за столы и выполним аппликацию на тему «Разные часы». (Воспитатель напоминаем детям о способах вырезывания ножницами - разрезание по прямой, кривой линиям, закругление углов. (Дети проходят за столы, выбирают необходимый для работы материал и выполняют аппликацию). В конце занятия работы выставляются на стенд. Дети дают им оценку.
Воспитатель: Какие интересные часы у нас получились. (Дети рассказывают о своих работах). Ребята, а давайте мы все свои работы подарим нашему щенку на память о нашем занятии. Надеюсь, что теперь он знает о том, что опаздывать нельзя, и наши часы ему помогут в этом. (Дети дарят щенку свои работы, он благодарит их, прощается и уходит).