Марина Дудникова
«Синичкин день». Конспект интегрированного занятия для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия "Синичкин день"
(для детей старшей группы)
Цель: познакомить детей с народным праздником - 12 ноября «Синичкиным днем».
Программные задачи:
Образовательная:
Публикация «„Синичкин день“, Конспект интегрированного занятия для детей старшей группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Синички. Конспекты занятий
- Синичкин день, 12 ноября
- Синичкин день. Конспекты занятий, 12 ноября
- Старшая группа
- Темочки
- закрепить знания детей о зимующих птицах региона, умение их различать, группировать, описывать внешний облик птиц, их особенности и поведение;
- расширить знание о роли птиц в природе и жизни человека;
- знакомить детей с народными приметами, связанными с повадками птиц;
-учить создавать коллективную работу.
-Развивающая:
-развивать наблюдательность, зрительную и словесно-логическую память;
-способствовать обогащению и углублению представлений о птицах (местах обитания, потребностях и способах их поведения).
Воспитательная:
-воспитывать интерес к жизни птиц, бережное и доброе отношение к природе, желание помочь им пережить суровое зимнее время;
-воспитывать интерес к народным традициям;
- создавать благоприятную атмосферу в детском коллективе.
Словарная работа: кормушка, холодно, голодно, суровая, морозная, желтогрудая, красногрудый, белобокая, длиннохвостая, чернокрылый, длинноклювый.
Оборудование:
декорации (деревья, мальберт, иллюстрации с изображением птиц - синица, воробей, снегирь, ворона, сорока, голубь, дятел, клест, свиристели; учебное пособие со звуками пения птиц, плакат «Чем кормить птиц», иллюстрации картинок зима, разрезные картинки, кормушки, корм для птиц (зёрна, семечки, сало); тарелочки с черным хлебом, гречкой, панно (с изображением ветки дерева, кормушки с зернами, синички) для коллективной работы, клей карандаш.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычный день, сегодня праздник у одной маленькой птички, послушайте и отгадайте загадку:
Это маленькие ножки.
Их хозяйка любит крошки.
Яркая, как солнышко,
С желто-синим перышком.
Вам подсказка: это птичка.
А зовут ее.. (синичка)
Беседа: В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника. Поздней осенью, птички, предчувствуя скорые холода, перелетали из лесов ближе к жилью людей и ждали помощи от людей.
В старину люди любили гадать на синичку : они бросали крошки хлеба и кусочки сала возле дома и наблюдали: если синичка сначала начнет клевать сало, то в доме будет вестись живность (куры, коровы, козочки и т. п., а если сначала станет клевать хлебные крошки, то будет достаток в семье.
В народе существуют приметы, связанные с синичкиным праздником.
Если сегодня прилетят синицы, значит, скоро ударят первые морозы.
Свистит синица - на ясный день.
Синицы утром пищат - на ночной мороз.
Сегодня мы с вами для птички синички устроим настоящий праздник!
Давайте, позовем к нам в гости синичек, произнесем закличку!
Синиченька-невеличенька,
Прилетай ты к нам
Из чужих краев,
Принеси ты нам
Зиму снежную, зиму темную.
Синиченька – сестриченька,
Созывай снегирей
И лети к нам скорей!
Вы спросите: «Почему же птиц называют синицами»?
Название «синица», получили птички за звонкие песни, напоминающие перезвон колокольчика: «Зинь-зинь!».
Ребята, давайте отправимся в лес и послушаем голоса птиц.
Упражнение «Птички – синички»
Давайте закроем глаза и представим, что мы птички в лесу на полянке. Светит солнышко, дует ветерок. Открывайте глаза. Теперь мы синички, раскрыли свои крылья и полетели… Ветерок сильнее подул и закружил всех птичек. Устали птички, сели отдохнуть и поклевать зернышек. Нам весело и радостно. Захотелось полетать на полянке и спеть веселую песенку: «Зинь-зинь, зинь-зинь!» - поют птички.
Кроме синиц с нами зимуют и другие птицы, а какие вы узнаете, отгадав загадки:
1. В серой шубке перовой,
И в морозы он герой.
Зимовать не улетает,
Под карнизом обитает (Воробей)
2. Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит,
Голоском речистым, чистым –
Лее! Лее! - поет со свистом! (Клест)
3. Не дровосек, не плотник,
А, первый в лесу работник (Дятел)
4. Верещунья, белобока, а зовут ее (Сорока)
5. На окне дремала птица: «Галка-галка, что вам снится?» Отвечала птица сонно: «Я не галка, я (Ворона)
6. Серенький, аккуратненький, воркует сидит, на подружку глядит (Голубь)
7. Стойкий, стужам не подвластный
Песней славит он зарю,
Знать не даром, галстук красный
Дан с рожденья (Снегирю)
8. Северные гости
Клюют рябины грозди,
Так нарядны и ярки,
На головках – хохолки! (Свиристели)
Рассматривание иллюстраций «Зимующие птицы».
Воспитатель: Дети, а чем синичка отличается от других птичек?
Дети: У нее желтая грудка.
Воспитатель: Какой формы туловище?
Дети: Туловище-овальной формы, голова-круглая, крыло-маленький овал.
Воспитатель: Какого цвета голова у птички?
Дети: Черная и белая щечка.
Воспитатель: На голове у птички есть клюв.
Воспитатель: Какой по форме хвостик? А по цвету?
Дети: Прямоугольный хвостик и на конце «вилочка», а по цвету - синий.
Воспитатель предлагает ребятам дидактическую игру «Зимующие птицы» (разрезные картинки).
Упражнение «Составь новое слово»
Закончите предложения:
• У синицы желтая грудка, поэтому ее называют … желтогрудой.
• У снегиря красная грудка, поэтому его называют … красногрудым.
• У сороки белые бока, поэтому ее называют … белобокой.
• У сороки длинный хвост, поэтому ее называют … длиннохвостой.
• У вороны черные крылья, поэтому ее называют… чернокрылой.
• У дятла длинный клюв, поэтому его называют… длинноклювым.
Предлагаю немного отдохнуть и повеселиться вместе с синичкой.
Физкультурная минутка:
Скачет шустрая синица (прыжки на месте на двух ногах)
Ей на месте не сидится, (прыжки на месте на левой ноге)
Прыг – скок, прыг – скок, (прыжки на месте на правой ноге)
Завертелась, как волчок. (кружимся на месте)
Вот присела на минутку, (присели)
Почесала клювом грудку, (встали, наклоны головы влево-вправо)
И с дорожки – на плетень, (прыжки на месте на левой ноге)
Тири – тири, (прыжки на месте на правой ноге)
Тень-тень-тень! (прыжки на месте на двух ногах)
Воспитатель: Как вы думаете, почему птицы круглый год живут с нами?
Дети: Они хотят быть ближе к людям.
Воспитатель: Послушайте стихотворение, чем птички могут питаться зимой!
К нам в окно стучится птичка –
Желтогрудая синичка.
На нас смотрит сквозь стекло,
Говорит: "У вас тепло…
А мне холодно. Обидно:
Зёрнышек нигде не видно.
Я прошу вас: вы немножко
Мне насыпьте хлебных крошек
(Александр Бефорт)
Игра «Накорми синичку»
Воспитатель: Ребята, наши гости синички, проголодались. Давайте их накормим.
Воспитатель: Чем же можно кормить птиц?
Дети: Крошками хлеба, семечками, ягодами рябины.
Воспитатель: Правильно. Синички любят арбузные, дынные, тыквенные семечки. Охотно съедают овес. А, самое большое лакомство для синичек-это сало, только не соленое! А, вот черным хлебом, их кормить нельзя, это для птиц опасно! Синички могут заболеть.
Рассматривание плаката «Чем кормить птиц».
Воспитатель: На столе много разного корма на тарелочках. Нужно выбрать тот, каким можно кормить птиц.
(Дети выбирают нужный корм)
Воспитатель: А как же птички живут в лесу?
Дети: Они отыскивают насекомых, которые спрятались в трещинах коры деревьев, съедают плоды рябинки и шиповника.
Воспитатель: Но особенно тяжело птичкам в морозы и сильные метели. Им трудно находить пищу, птицы часто голодают и даже погибают.
В холодное время года, когда корма в лесу становится мало, птицы прилетают к жилью человека. Люди подкармливают их, делают кормушки.
(Рассматривание кормушек)
Мы с вами должны помогать зимовать нашим пернатым друзьям.
Подкармливая птиц, мы спасаем не одну птичью жизнь. А, летом, птицы помогут людям. Синичек по праву считают защитниками садов и лесов, потому что синицы поедают вредных насекомых, которые портят деревья. Говорят: «Где живут синички, там в садах будет хороший урожай!»
Воспитатель: Вот и к нам прилетели разные птицы. Давайте в «Синичкин день» устроим всем праздник!
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь-сосед,
Будет вам зимой обед.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
(Зинаида Александрова)
После прослушивания стихотворения педагог предлагает детям выполнить коллективную работу. Ребята наклеивают птиц рядом с кормушкой, в которой насыпано лакомство.
После окончания коллективной работы, воспитатель предлагает детям одеться, выйти на прогулку и вынести зернышки, семена, крошки хлеба и сало, положить угощение для птиц в кормушки, развесить на деревья.