Светлана Возилова
Конспект интегрированного занятия «Русская красавица — березка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование обобщенного представления детей об интересном, полезном и значимом для России дереве – березе.
Задачи:
- показать значение березы в жизни человека;
- познакомить с традициями и обычаями русского народа;
- воспитывать любовь к русской культуре;
- развивать эстетическое восприятие детей;
- воспитывать в детях чувство патриотизма;
Публикация «Конспект интегрированного занятия „Русская красавица — березка“» размещена в разделах
- Береза, березка. Конспекты занятий
- Береза. Все на тему березок для детей
- Деревья и кустарники
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2013
- формировать навыки связной и красивой речи.
Предварительная работа:
1. Чтение рассказов и стихов о березе.
2. Разучивание и работа над песней «Во поле береза стояла».
3. Разучивание пословиц и поговорок о березе.
4. Сделать билеты для посадки в автобус с номерами от 1 до № по количеству детей.
5. Записать спокойную лирическую музыку.
6. Скачать детский клип с презентацией «Веселый красный автобус».
7. Сделать венок из березовых веточек или листьев.
8. Купить и предварительно разлить по стаканчикам березовый сок.
Оборудование:
1. Компьютер и интерактивная доска или проектор с экраном.
2. Флешка с записями.
Ход занятия:
Ребята, сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие. Путешествовать мы будем на комфортабельном автобусе. Но прежде отгадайте, о чем сегодня пойдет речь на нашем занятии. А поможет вам в этом загадка.
Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из теплых дней
Май сережки дарит ей.
(Береза)
(Ответы детей)
Правильно, сегодня наше занятие посвящено русской красавице- березке. На территории России произрастает четыре вида берёзы. Одной из самых распространённых является белая берёза. Её называют красавицей русских лесов. Стройная, белокурая, с тонкими ветвями и яркой нарядной листвой, она вызывает восхищение, радость и служит символом всего самого светлого и прекрасного.
Попрошу всех занять свои места (стульчики расставлены так же, как расположены сиденья в автобусе. Дети вытягивают любой билетик, на котором написана цифра. Им необходимо занять место, соответствующее билету. Стульчики так же пронумерованы.)
Все вы пассажиры комфортабельного автобуса, а я его водитель.
Прежде, чем мы отправимся в путь, давайте вспомним правила поведения в транспорте.
(Ответы детей.)
Молодцы! К путешествию готовы. Отправляемся в путь!
(Воспитатель включает детский клип «Веселый красный автобус».)
А вот и наша первая остановка. Мы прибыли в кинотеатр «Русь», где нам покажут замечательную презентацию о белоствольной березке.
Показ презентации с 1 слайда по 13. Фоном звучит красивая лирическая мелодия.
Вот какая красивая наша русская березка. Она хороша в любых нарядах и летом, и осенью, и зимой, и весной.
Мы продолжаем наше путешествие.
Звучит песенка «Автобус» (фрагмент).
Следующая остановка – «Музей».
Здесь мы посетим зал «История русского народа».
14 слайд.
Раньше, в старину, не было электричества, и долгими зимними вечерами собиралась вся семья в светлом уголке. Женщины пряли шерсть на прялке, бабушки и дедушки рассказывали внукам сказки.
15 слайд.
Уголок, в котором собиралась вся семья, освещала лучинка. А лучинка - то была березовая. Значит, березка давала свет.
16 слайд.
А вот веник березовый. Люди парились в бане и все болезни и хвори веником выгоняли. Лечила береза.
17 слайд.
Раньше считали, будто в старину русский народ был неграмотным, а читать и писать умели только ученые, монахи, да знатные люди. И вот, когда нашли в Новгороде в земле, пролежавшие много веков берестяные грамоты (не было еще бумаги, оказалось, что люди простые тоже были грамотными. А писали тогда на бересте. Значит, и здесь выручала березка.
18 слайд.
Из коры березы плели лапти, потому что крестьяне не могли позволить себе дорогую обувь. Лапти носили в разное время года. Для тепла ноги обматывали портянками (специальными тряпками). Так же из коры плели и различные предметы утвари. Березка выручала и в хозяйстве.
19-21 слайд.
В седьмой четверг после первого весеннего полнолуния отмечал русский народ праздник русской берёзки «Семик». Украшал народ дома свои и улицы ветками берёзы, посыпая полы травами, завязывали ленты в ветки берёзы русские девушки. Празднество сопровождалось весельем, плясками, пением песен. Семицкий четверг и следовавшие за ними дни отмечались в старину девичьими гуляньями: хороводами около берез в роще, плетением венков и гаданием на них о женихах.
22 слайд.
Народ сложил о березе много пословиц и поговорок. А какие пословицы и поговорки знаете вы?
(Ответы детей.)
Для врага и береза – угроза.
Береза ума дает (о розгах).
Где дубняк, там и березняк. Ель да береза, чем не дрова?
А еще с березой народ связывал различные приметы.
Берёзу хорошо посадить рядом с домом для благополучия семьи, защиты от молнии.
Если берёзовые ветки бросить на огородные грядки – не будет гусениц на капусте.
Как лист берёзы развернётся полностью, так можно сажать картофель.
Соловей запевает, когда может напиться росы с березового листа.
Если листья берёз начали желтеть сверху, быть весне ранней, если листья желтеют с нижних ветвей, быть весне поздней.
В старину о берёзе говорилось, как о дереве «четырех дел»: первое дело - мир освещать, второе дело - крик утешать, третье дело - больных исцелять, четвертое дело - чистоту соблюдать.
По народным поверьям берёзу специально сажали рядом с домом для благополучия семьи, по случаю рождения ребёнка, для отпугивания зла. Она считалась деревом, приносящим удачу
Ребятки, интересно было в музее?
(Ответы детей.)
Хотите ещё больше узнать о лесной красавице?
(Ответы детей.)
Тогда отправляемся в путь.
Звучит фрагмент песенки «Автобус».
Ребятки, мы сделаем небольшую остановку. Я приглашаю вас немного прогуляться. (Дети выходят на середину комнаты. Воспитатель надевает на себя веночек, сделанный из березовых веточек или искусственных, или бумажных листочков.)
Пришло время немного отдохнуть. Представьте, что я березка. Вы сейчас будете водить вокруг меня хоровод, как когда-то делали в старину, и петь известную вам песенку «Во поле береза стояла».
Звучит фонограмма песни, дети водят хоровод, выполняя определенные движения. Проходит своеобразная физкультминутка.
Вот мы и отдохнули, и песню спели. А теперь пора отправляться дальше. Усаживайтесь поудобнее, наш автобус отправляется.
Звучит фрагмент песенки «Автобус».
И снова остановка. На этот раз мы приехали в библиотеку. Сейчас мы окажемся в читальном зале, где узнаем о березке ещё что-то интересное
Смотрите продолжение.