МААМ-картинки

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе.

Елена Бурдаева
Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе.
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе.

Тема: «Составление рассказа как птицы весну встречали»

Цели: обобщить знания детей о весенних изменениях в жизни птиц.

Задачи: развивать умения наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы;

- воспитывать интерес и бережное отношение к природе;

Публикация «Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе,» размещена в разделах

- дать представление о птицах (внешний вид, среда обитания и т. д., их разнообразии;

- учить делить на перелётных и зимующих ;

- активизировать словарь.

Планируемые результаты: самостоятельно придумывает небольшой рассказ на заданную тему; активно и доброжелательно взаимодействовать с педагогом и сверстниками во время игр.

Материалы и оборудование: иллюстрации и фотографии с изображением птиц, птичьих стай; аудиозаписи «Голоса птиц».

Ход занятия :

Воспитатель: Дети я предлагаю вам поиграть в игру. Вы согласны?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Игра называется: «Доскажи словечко».

Я раскрываю почки

В зелёные листочки.

Деревья одеваю,

Посевы поливаю.

Движения полна.

Зовут меня. (весна)

Дети : ответы детей.

Воспитатель : По окончании игры побеседовать какие изменения в природе происходят весной?

Дети: размышляют, ответы детей.

Воспитатель: Отгадайте загадку:

Снится ночью пауку

Чудо-юдо на суку:

Длинный клюв и два крыла.

Прилетит - плохи дела.

А кого паук боится?

Угадали? Это. (птица)

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Предлагает составить рассказ на тему «Как птицы весну встречают».

Дети: дети слушают, проявляют интерес к составлению рассказа.

Воспитатель: Вспомните отличительный признак птицы. (Тело покрыто перьями.)

Дети: ответы детей.

Воспитатель: По оперению мы обычно и узнаём птицу. А чем они ещё отличаются? (Формой тела, клюва, цветом оперения, голосом и т. д.)

Дети: размышляют, ответы детей.

Воспитатель: Предложить детям вспомнить каких птиц мы называем перелётными, а каких - зимующими?

Дети: слушают, размышляют, отвечают.

Воспитатель: Распределите картинки с изображением птиц на две группы и дайте каждой группе общее название. (Птицы перелётные и зимующие.)

Дети: рассматривают иллюстрированные картинки и фотографии с изображением птиц, обсуждают увиденное.

Воспитатель: Какова главная причина того, что осенью многие птицы улетают от нас? ( Отсутствие пищи: насекомых, рептилий и т. д.)

Дети: размышляют, высказывают свои предположения.

Воспитатель: Что позволяет птицам вернуться весной в родные края?

Дети: слушают,отвечают на вопрос.

Воспитатель: Рассказать детям что каждая перелётная птица возвращается в родные края в определённое время. А сейчас я предлагаю вам отгадать загадки про птиц и узнать о них много интересного.

Воспитатель: Отгадайте загадку.

Всех перелётных птиц черней,

Чистит пашню от червей

Взад-вперёд по пашне вскачь.

А зовётся птица. (грач).

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Предлагает рассмотреть картинки с изображением перелетных птиц.

Рассказать детям о первых птицах которые прилетают весной. Грачи прилетают одними из первых. Они не боятся холодов. И пока поля не освободились от снега, грачи вместе с воронами ищут зерно и остатки пищи у жилья человека. Потом начинают строительство гнёзд. Грач приносит прутики, а грачиха строит гнездо. Потом они меняются, но не оставляют гнездо без присмотра, иначе его займёт другая пара.

Воспитатель: а сейчас ещё хочу загадать вам загадку:

Своё гнездо он в поле вьёт,

Где тянутся растения.

Его и песня и полёт

Вошли в стихотворения. (Жаворонок.)

Воспитатель: Дети что же это за птица?

Дети: размышляют, ответы детей.

Воспитатель: Рассказать детям о жаворонке- это птица светло-песочного цвета с тёмными пестринками. В нашей средней полосе издавна люди определяют приход весны по первой песне жаворонка.

Воспитатель: у меня к вам ещё загадка, слушайте внимательно.

На шесте - дворец,

Во дворце - певец,

А зовут его. (скворец).

Дети: с интересом слушаю загадки, отвечают.

Воспитатель: Рассказать детям о скворце. Широким и важным шагом, беспрестанно кланяясь и озираясь по сторонам, шествует скворец за плугом, выдёргивая дождевых червей. Скворец - пересмешник. С поразительной похожестью он умеет передать всё, что услышит. В его концертах можно услышать не только голоса других птиц, но и кваканье лягушки, рычание собаки и мяуканье кошки. В народе говорят: увидал скворца — знай, весна у крыльца (выставляет картину, изображающую скворцов). И, правда, скворцы появляются в конце марта.

Давайте внимательно рассмотрим картинку и составим рассказ о скворцах по следующему плану: как они выглядят, как устраивают свои гнёзда, как заботятся о птенцах.

Дети: проявляют интерес к составлению рассказа, размышляют, высказывают своё мнение.

Воспитатель: Дети а сейчас я предлагаю вам послушать рассказ М. Богданова:

Сквозь призывный щебет пернатых властно доносится щёлканье соловья. Соловей — одна из самых распространённых у нас певчих птиц. Все перышки его окрашены в однообразный бурый цвет, который на брюшке светлее и переходит в белый (выставляет картину). Большие тёмные глаза придают особую прелесть соловушке.

Питаясь только насекомыми, соловей на зиму улетает в тёплые края. Весной соловьи прилетают на родину - в то время, когда деревья и кустарники начнут одеваться листьями. Вернувшись домой, соловьи отыскивают свои старые жилища и начинают петь. Затем соловьи-родители принимаются вить гнёзда, которые помещаются около земли, в кустах смородины, крыжовника или других кустарников. В глухих старых лесах соловьи не держатся. Они поселяются на опушках леса, по берегам рек, склонам оврагов, где много кустарников.

Охотно держатся они в садовых кустах и цветниках, где растут розы и другие цветущие растения. Птенцы соловьёв выходят из яиц голые и слепые. Соловей помогает самочке высиживать яйца и кормить птенцов, распевая в то же время свои чудные песни.

Во второй половине июня молодые соловьи уже покидают гнёзда, а соловей перестаёт петь. Всю оставшуюся часть лета соловьи ведут тихую, скрытую жизнь и не поют.

Воспитатель: подвести итог что на всём свете нет никакой певчей птицы, которая пела бы лучше соловья.

Воспитатель: Предложить детям ответить на вопросы: Когда соловьи возвращаются в родные места? Почему? Почему соловьи любят кустарники? Как они выводят птенцов? Чем пение соловья отличается от пения других птиц?

Дети: обсуждают,размышляют,отвечают на вопросы воспитателя.

Воспитатель: загадывание загадки

Путь проделав длинный,

Прилетает к нам с теплом,

Лепит домик под окном

Из травы и глины. (Ласточка.)

Воспитатель: Ответы детей. Дети что это за птица? Как она выглядит?

Дети: анализируют,высказывают свои предположения.

Воспитатель: Прилетают ласточки в середине мая. Её легко узнать по чёрному оперению и белой грудке. И пьют и едят ласточки на лету: в их широко раскрытый клюв как будто сами залетают мухи и комары.

Воспитатель: Дети я предлагаю вам загадать ещё одну загадку она про большую птицу которая селится на крышах домов.

Он живёт на крыше дома.

Он летает на охоту

За лягушками к болоту. (Аист.)

Дети: размышляют,обсуждают, отвечают на вопрос.

Воспитатель: В народе считается, что аист приносит мир и счастье в дом, на крыше которого поселился. Недавно учё ные сделали удивительное открытие: оказывается, аисты могут спать на лету.

- На первый взгляд жизнь птиц беззаботна. Так ли это на самом деле? Что делают птицы весной? (Птицы высиживают птенцов, строят гнёзда, уничтожают вредных насекомых, откладывают яйца.)

Дети: слушают, высказывают своё мнение.

Воспитатель: предложить детям отдохнуть.

Физкультминутка

Капли звонко капали (прыжки на месте,

Все сосульки плакали (качаем головой, прижав руки к щекам).

Солнце светит ярко (руки вверх, потягиваемся,

Нам, сосулькам, жарко (обмахиваемся).

С нас течёт уже вода (наклон вниз,

Мы растаем навсегда (выпрямляемся).

Воспитатель: По окончании физкультминутки подвести итоги о весне,птицах весной. Люди с давних времён с большим уважением, любовью и заботой относятся к птицам. Много загадок, сказок, потешек и небылиц живут в народе. Давайте послушаем некоторые из них.

Где ты, где ты, ласточка,

Целый день летала?

Солнцу золотому косу заплетала.

Нашей Любице не спится –

Прилетай к нам, аист-птица,

С тихой дрёмой, с крепким сном,

Дрозд метёлкой двор метёт –

Дрозд гостей сегодня ждёт,

У него на день рожденья

Червяки на угощенье.

Угостим тебя зерном,

Напоим водицей.

Прилетай к нам, аист-птица.

Воспитатель: обратить внимание детей что был на Руси праздник - встречали в этот день весну. Пекли печенье в виде жаворонков. Забирались на крыши изб и пели: «Уж вы, жаворонки, жавороночки, прилетите вы к нам, принесите вы нам лето тёплое, весну красную». А сейчас каждый год мы празднуем День птиц в конце марта - перед прилётом скворцов.

Трещат дрозды, кричат клесты, синицы.

Давно пора ложиться спать, а птицы тараторят.

Не просто так кричат - себе жилища строят.

Воспитатель: Дети давайте же вспомним с вами какова роль человека в жизни птиц? Что может сделать человек для птиц и чего он делать не должен?

Трещат дрозды, кричат клесты, синицы.

Давно пора ложиться спать, а птицы тараторят.

Не просто так кричат - себе жилища строят.

Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Справочное бюро». Работники справочного бюро должны много знать о птицах, чтобы суметь ответить на все вопросы. Я буду задавать вопросы. За каждый правильный ответ вы получаете жетон «Друг птиц».

Воспитатель: Какие птицы здесь живут? (Показывает картинки с изображением озера, луга, леса, кустарника.)

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Чьё это гнездо? (Показывает изображения гнёзд, о которых рассказывалось ранее.)

Дети: рассматривают гнёзда птиц, размышляют, отвечают.

Воспитатель: Кто как поёт? (Аудиозапись голосов дятла, кукушки, соловья.)

Дети : слушают звуки и пение птиц, делятся впечатлениями.

Воспитатель: Что каждый из нас может сделать, чтобы помочь птицам?

Дети: Дети размышляют,думают, проявляют интерес в беседе как помочь птицам.

Публикации по теме:

Акция в детском саду: «Весна-красна»Акция в детском саду: «Весна-красна» Цель акции: развить интерес к родной природе, желание больше узнать об особенностях природы своего края развивать бережное отношение ко.

Тематическое планирование коррекционно-образовательной деятельности по развитию связной речи Тематическое планирование коррекционно-образовательной деятельности по развитию связной речи у детей старшей логопедической группы I период.

Автор публикации:
Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе.
Опубликовано: 15 октября 2014 в 22:03
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе.» (включая файлы) размещена пользователем Елена Бурдаева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД