Елена Бурдаева
Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе.
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе.
Тема: «Составление рассказа как птицы весну встречали»
Цели: обобщить знания детей о весенних изменениях в жизни птиц.
Задачи: развивать умения наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы;
- воспитывать интерес и бережное отношение к природе;
Публикация «Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе,» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2014
- дать представление о птицах (внешний вид, среда обитания и т. д., их разнообразии;
- учить делить на перелётных и зимующих ;
- активизировать словарь.
Планируемые результаты: самостоятельно придумывает небольшой рассказ на заданную тему; активно и доброжелательно взаимодействовать с педагогом и сверстниками во время игр.
Материалы и оборудование: иллюстрации и фотографии с изображением птиц, птичьих стай; аудиозаписи «Голоса птиц».
Ход занятия :
Воспитатель: Дети я предлагаю вам поиграть в игру. Вы согласны?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Игра называется: «Доскажи словечко».
Я раскрываю почки
В зелёные листочки.
Деревья одеваю,
Посевы поливаю.
Движения полна.
Зовут меня. (весна)
Дети : ответы детей.
Воспитатель : По окончании игры побеседовать какие изменения в природе происходят весной?
Дети: размышляют, ответы детей.
Воспитатель: Отгадайте загадку:
Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла.
Прилетит - плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это. (птица)
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Предлагает составить рассказ на тему «Как птицы весну встречают».
Дети: дети слушают, проявляют интерес к составлению рассказа.
Воспитатель: Вспомните отличительный признак птицы. (Тело покрыто перьями.)
Дети: ответы детей.
Воспитатель: По оперению мы обычно и узнаём птицу. А чем они ещё отличаются? (Формой тела, клюва, цветом оперения, голосом и т. д.)
Дети: размышляют, ответы детей.
Воспитатель: Предложить детям вспомнить каких птиц мы называем перелётными, а каких - зимующими?
Дети: слушают, размышляют, отвечают.
Воспитатель: Распределите картинки с изображением птиц на две группы и дайте каждой группе общее название. (Птицы перелётные и зимующие.)
Дети: рассматривают иллюстрированные картинки и фотографии с изображением птиц, обсуждают увиденное.
Воспитатель: Какова главная причина того, что осенью многие птицы улетают от нас? ( Отсутствие пищи: насекомых, рептилий и т. д.)
Дети: размышляют, высказывают свои предположения.
Воспитатель: Что позволяет птицам вернуться весной в родные края?
Дети: слушают,отвечают на вопрос.
Воспитатель: Рассказать детям что каждая перелётная птица возвращается в родные края в определённое время. А сейчас я предлагаю вам отгадать загадки про птиц и узнать о них много интересного.
Воспитатель: Отгадайте загадку.
Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей
Взад-вперёд по пашне вскачь.
А зовётся птица. (грач).
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Предлагает рассмотреть картинки с изображением перелетных птиц.
Рассказать детям о первых птицах которые прилетают весной. Грачи прилетают одними из первых. Они не боятся холодов. И пока поля не освободились от снега, грачи вместе с воронами ищут зерно и остатки пищи у жилья человека. Потом начинают строительство гнёзд. Грач приносит прутики, а грачиха строит гнездо. Потом они меняются, но не оставляют гнездо без присмотра, иначе его займёт другая пара.
Воспитатель: а сейчас ещё хочу загадать вам загадку:
Своё гнездо он в поле вьёт,
Где тянутся растения.
Его и песня и полёт
Вошли в стихотворения. (Жаворонок.)
Воспитатель: Дети что же это за птица?
Дети: размышляют, ответы детей.
Воспитатель: Рассказать детям о жаворонке- это птица светло-песочного цвета с тёмными пестринками. В нашей средней полосе издавна люди определяют приход весны по первой песне жаворонка.
Воспитатель: у меня к вам ещё загадка, слушайте внимательно.
На шесте - дворец,
Во дворце - певец,
А зовут его. (скворец).
Дети: с интересом слушаю загадки, отвечают.
Воспитатель: Рассказать детям о скворце. Широким и важным шагом, беспрестанно кланяясь и озираясь по сторонам, шествует скворец за плугом, выдёргивая дождевых червей. Скворец - пересмешник. С поразительной похожестью он умеет передать всё, что услышит. В его концертах можно услышать не только голоса других птиц, но и кваканье лягушки, рычание собаки и мяуканье кошки. В народе говорят: увидал скворца — знай, весна у крыльца (выставляет картину, изображающую скворцов). И, правда, скворцы появляются в конце марта.
Давайте внимательно рассмотрим картинку и составим рассказ о скворцах по следующему плану: как они выглядят, как устраивают свои гнёзда, как заботятся о птенцах.
Дети: проявляют интерес к составлению рассказа, размышляют, высказывают своё мнение.
Воспитатель: Дети а сейчас я предлагаю вам послушать рассказ М. Богданова:
Сквозь призывный щебет пернатых властно доносится щёлканье соловья. Соловей — одна из самых распространённых у нас певчих птиц. Все перышки его окрашены в однообразный бурый цвет, который на брюшке светлее и переходит в белый (выставляет картину). Большие тёмные глаза придают особую прелесть соловушке.
Питаясь только насекомыми, соловей на зиму улетает в тёплые края. Весной соловьи прилетают на родину - в то время, когда деревья и кустарники начнут одеваться листьями. Вернувшись домой, соловьи отыскивают свои старые жилища и начинают петь. Затем соловьи-родители принимаются вить гнёзда, которые помещаются около земли, в кустах смородины, крыжовника или других кустарников. В глухих старых лесах соловьи не держатся. Они поселяются на опушках леса, по берегам рек, склонам оврагов, где много кустарников.
Охотно держатся они в садовых кустах и цветниках, где растут розы и другие цветущие растения. Птенцы соловьёв выходят из яиц голые и слепые. Соловей помогает самочке высиживать яйца и кормить птенцов, распевая в то же время свои чудные песни.
Во второй половине июня молодые соловьи уже покидают гнёзда, а соловей перестаёт петь. Всю оставшуюся часть лета соловьи ведут тихую, скрытую жизнь и не поют.
Воспитатель: подвести итог что на всём свете нет никакой певчей птицы, которая пела бы лучше соловья.
Воспитатель: Предложить детям ответить на вопросы: Когда соловьи возвращаются в родные места? Почему? Почему соловьи любят кустарники? Как они выводят птенцов? Чем пение соловья отличается от пения других птиц?
Дети: обсуждают,размышляют,отвечают на вопросы воспитателя.
Воспитатель: загадывание загадки
Путь проделав длинный,
Прилетает к нам с теплом,
Лепит домик под окном
Из травы и глины. (Ласточка.)
Воспитатель: Ответы детей. Дети что это за птица? Как она выглядит?
Дети: анализируют,высказывают свои предположения.
Воспитатель: Прилетают ласточки в середине мая. Её легко узнать по чёрному оперению и белой грудке. И пьют и едят ласточки на лету: в их широко раскрытый клюв как будто сами залетают мухи и комары.
Воспитатель: Дети я предлагаю вам загадать ещё одну загадку она про большую птицу которая селится на крышах домов.
Он живёт на крыше дома.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту. (Аист.)
Дети: размышляют,обсуждают, отвечают на вопрос.
Воспитатель: В народе считается, что аист приносит мир и счастье в дом, на крыше которого поселился. Недавно учё ные сделали удивительное открытие: оказывается, аисты могут спать на лету.
- На первый взгляд жизнь птиц беззаботна. Так ли это на самом деле? Что делают птицы весной? (Птицы высиживают птенцов, строят гнёзда, уничтожают вредных насекомых, откладывают яйца.)
Дети: слушают, высказывают своё мнение.
Воспитатель: предложить детям отдохнуть.
Физкультминутка
Капли звонко капали (прыжки на месте,
Все сосульки плакали (качаем головой, прижав руки к щекам).
Солнце светит ярко (руки вверх, потягиваемся,
Нам, сосулькам, жарко (обмахиваемся).
С нас течёт уже вода (наклон вниз,
Мы растаем навсегда (выпрямляемся).
Воспитатель: По окончании физкультминутки подвести итоги о весне,птицах весной. Люди с давних времён с большим уважением, любовью и заботой относятся к птицам. Много загадок, сказок, потешек и небылиц живут в народе. Давайте послушаем некоторые из них.
Где ты, где ты, ласточка,
Целый день летала?
Солнцу золотому косу заплетала.
Нашей Любице не спится –
Прилетай к нам, аист-птица,
С тихой дрёмой, с крепким сном,
Дрозд метёлкой двор метёт –
Дрозд гостей сегодня ждёт,
У него на день рожденья
Червяки на угощенье.
Угостим тебя зерном,
Напоим водицей.
Прилетай к нам, аист-птица.
Воспитатель: обратить внимание детей что был на Руси праздник - встречали в этот день весну. Пекли печенье в виде жаворонков. Забирались на крыши изб и пели: «Уж вы, жаворонки, жавороночки, прилетите вы к нам, принесите вы нам лето тёплое, весну красную». А сейчас каждый год мы празднуем День птиц в конце марта - перед прилётом скворцов.
Трещат дрозды, кричат клесты, синицы.
Давно пора ложиться спать, а птицы тараторят.
Не просто так кричат - себе жилища строят.
Воспитатель: Дети давайте же вспомним с вами какова роль человека в жизни птиц? Что может сделать человек для птиц и чего он делать не должен?
Трещат дрозды, кричат клесты, синицы.
Давно пора ложиться спать, а птицы тараторят.
Не просто так кричат - себе жилища строят.
Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Справочное бюро». Работники справочного бюро должны много знать о птицах, чтобы суметь ответить на все вопросы. Я буду задавать вопросы. За каждый правильный ответ вы получаете жетон «Друг птиц».
Воспитатель: Какие птицы здесь живут? (Показывает картинки с изображением озера, луга, леса, кустарника.)
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Чьё это гнездо? (Показывает изображения гнёзд, о которых рассказывалось ранее.)
Дети: рассматривают гнёзда птиц, размышляют, отвечают.
Воспитатель: Кто как поёт? (Аудиозапись голосов дятла, кукушки, соловья.)
Дети : слушают звуки и пение птиц, делятся впечатлениями.
Воспитатель: Что каждый из нас может сделать, чтобы помочь птицам?
Дети: Дети размышляют,думают, проявляют интерес в беседе как помочь птицам.