Светлана Суркова
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с природой в средней группе «Прогулка в зимний лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание : Формировать у детей реалистические представления о природе. Расширять знания детей о приспособлении диких животных к среде обитания в зимних условиях. Учить детей использовать в речи употребительные предлоги (на, под, за, в, развивать логическое мышление, внимание, память, умение вести диалог. Закреплять умение детей пользоваться нетрадиционной техникой рисования, поролоном. Воспитывать у детей познавательный интерес, бережное отношение к природе, вызывать сочувствие и желание оказать посильную помощь тем, кто в ней нуждается. Развивать чуткость к восприятию красоты зимнего пейзажа.
Публикация «Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с природой в средней группе „Прогулка в зимний лес“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимние прогулки и наблюдения
- Зимний лес. Прогулки, путешествия по зимнему лесу
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Предварительная работа: Беседа о времени года – зиме, о диких животных, живущих в лесу (условия жизни). Рассматривание альбомов, иллюстраций о диких животных, птицах. Чтение русских народных сказок, рассказов, разучивание стихотворений, загадок о природе (Н. Сладков, В, Бианки, М. Пришвин). Наблюдения за зимними явлениями в природе. На занятиях по рисованию применение техники рисования поролоном.
Материал к занятию : Декорации деревьев в зимнем варианте, имитация берлоги, норы, дерева с дуплом, снежные сугробы. Мягкие игрушки: белка, сорока, лиса, заяц. Корзинка, бочонок с мёдом, муляжи морковки, грибов, рыбы. Для рисования: белая гуашь, поролон, влажные салфетки, силуэты ёлок, на каждого ребёнка.
Ход занятия:
Зал превращён в лесную поляну.
Дети входят в зал.
Восп: Дети! Вы любите отгадывать загадки?
Дети: Да!
В: Сейчас я вам, загадаю загадки, а вы отвечайте смело, если правильно отгадаете, мы с вами попадём на лесную полянку, где живут отгадки.
(воспитатель загадывает загадки)
1. Кто с высоких толстых сосен
В ребятишек шишку бросил?
А в кусты через пенёк,
Промелькнул, как огонёк.
(Белка).
2. Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной.
А когда придёт весна,
Просыпается от сна.
(Медведь).
3. Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
(Лиса).
4. Угадай те, что за шапка:
Меха целая охапка.
Шапка бегает по бору,
У стволов грызёт кору.
(Заяц).
5. Кто зимой холодной
Бродит в лесу злой, голодный?
(Волк)
Восп: - Молодцы, вы справились с заданием, а теперь в путь дорогу нам пора!
Из-за ширмы выглядывает сорока.
Сорока: - Здравствуйте! А куда это вы собрались?
Восп: - Кто это, кто тут кричит?
Сорока: - Как это кто, это я Каркуша!
Восп: - Здравствуй Каркуша, ты хотела нам что-то сказать?
Сорока:- Да, я услышала, что вы в лес собираетесь идти, а там метель намела сугробы, не пройти, не проехать!
Восп: Что же нам делать, как нам попасть на поляну, может ты поможешь нам?
Сорока:- Ладно, подскажу, а вы знаете как нужно вести себя в лесу?
Дети вспоминают правила поведения в лесу.
Сорока - Молодцы! Найдите на снегу заячьи следы и по ним вы попадёте в лес, а от меня передайте моим лесным друзьям гостинцы, ну мне лететь пора, удачи вам!
Восп:- Спасибо тебе Каркуша, мы обязательно всё передадим!
Сорока отдаёт корзинку и исчезает.
Восп: – Как же нам определить заячьи следы?
Проводится д/и «Чьи следы»? На полу разбросаны следы волка, медведя, птицы, зайца дети собирают, определяя и называя животного, кому принадлежит каждый след. В заключении собирают след зайца.
Восп: - Молодцы ребята! Вы знаете и отличаете следы лесных животных. Ну, теперь отправляемся в путь!
Звучит музыка. Воспитатель и дети по следам входят в лес.
Восп:- Как здесь красиво, пойдёмте погуляем!
Подходят к дереву.
Восп:- Посмотрите какое большое дерево, а на стволе что-то есть! Как вы думаете что это?
Дети:- Дупло, домик
Восп:- Интересно, а кто здесь может жить?
Дети - Белка.
Восп:- А давайте постучим ей, дома ли она?
Ребёнок стучит по стволу, никто не выглядывает.
Восп:- А где же она? Давайте поищем её!
(Воспитатель достаёт игрушку – белку)
Восп:- Дети расскажите мне про белку, какая она, что умеет делать?
Воспитатель наводящими вопросами подводит детей к рассказыванию.
Дети:- Красивая с пушистым хвостом, ловкая, быстрая, любит прыгать.
Восп: – А давайте поиграем с белкой? Проводится игра «Где она?» с использованием наиболее употребительных предлогов (на ветке, под деревом, за деревом).
Восп:- Белочка немного устала, давайте отпустим её и пойдём дальше! Ой, мы совсем забыли про гостинцы, но Каркуша не сказала нам, что кому передать, давайте посмотрим и сами определим, что же любят белки.
Дети предлагают белке грибы.
Под музыку дети и воспитатель подходят к медвежьей берлоге.
Восп:- Что это за огромный сугроб, он ещё храпит и движется, наверное здесь кто-нибудь живёт?
Дети:- Медведь.
Восп:- Почему вы решили, что здесь живёт медведь, как называется его жилище?
Дети:- Берлога (медвежья берлога)
Восп:- А мы его тревожить не будем, как вы думаете, почему?
Дети:- Потому что зимой он спит.
Восп:- Правильно, но мы ему оставим гостинец от Каркуши, только я не пойму, что же ему выбрать, помогите мне!
Дети оставляют медведю бочонок с мёдом и идут по тропинке дальше.
Восп:- Дети, а чей это домик под ёлкой, там кажется, кто-то живёт? Как вы думаете кто?
Дети:- Это нора, а живёт там лиса!
Восп: – А почему вы считаете, что это лисья нора, может там живёт мышка?
Дети: – У мышки норка маленькая, а у лисы большая нора.
Восп:- Давайте проверим, позовём лисичку. Лисичка, лисичка выйди, покажись деткам! (воспитатель достаёт лису из норки).
Восп:- А теперь расскажите мне про лисичку, какая она?
Дети:- Рыжая, хитрая.
Восп:- Ну ей пора домой, дома детки заждались, давайте посмотрим, что у нас есть в корзине для лисички, а мы пойдём дальше!
Дети оставляют лисе рыбку. Играет музыка, слышится плач.
Восп:- Тихо, кажется, кто-то плачет, вы не кого не видите?
Дети:- Это зайка.
Восп:- А где он сидит?
Дети:- Под кустом.
Восп:- Дети спросите, почему он плачет? Воспитатель берёт зайца в руки.
Восп:- Зайчик сказал мне на ушко, что ему обидно, на другой стороне полянке на деревьях много снега, а здесь почти нет, он не может спрятаться от лисы. А как думаете почему?
Дети:- Потому что у зайчика шубка белая и без снега его может заметить лиса.
Восп:- Дети, давайте поможем зайке и нарисуем вот на этих ёлочках снег, а ты зайка не плачь и посмотри, как наши дети умеют рисовать.
На стене развешаны плакаты с изображением ёлок, дети поролоном белой гуашью разрисовывают их снегом. Во время рисования звучит музыка, воспитатель читает стихотворение.
Вырастали ёлки
В лесу на горе,
У неё иголки
Зимой в серебре.
У неё на шишках
Ледышки стучат,
Снежное пальтишко
Лежит на плечах.
Е. Трутнев
Восп:- Зайчик говорит вам спасибо, ему понравились ваши ёлочки, теперь его точно не заметит лиса и он предлагает поиграть с ним в игру.
(Проводится музыкальная п/и «Зайцы»)
Восп: Дети, давайте скажем зайчику спасибо за интересную игру и посмотрим, что в нашей корзине есть для него, осталась одна морковка значить пора и нам возвращаться в детский сад
Воспитатель и дети прощаются с зайцем и идут к выходу, останавливаясь на заячьих следах.
Восп:- Дети, а какого лесного зверя мы с вами не встретили в лесу?
Дети:- Волка.
Восп:- А вы хотели бы с ним встретиться?
Дети:- Нет.
Восп: – А почему? вспомните загадку про волка.
Дети:- Потому что, он зимой бродит злой и голодный.
(Появляется сорока).
Сорока:- Ну что погуляли по нашему лесу? Кого в лесу видели? Что делали? Понравилось в лесу? А правила поведения соблюдали? А гостинцы мои передали? Чем вы угостили белочку, медведя, лисичку, зайца? Всё правильно молодцы! Вы угадали, что любят мои друзья, а они знают, что любите вы и передают вам сладкие угощения.
Сорока передаёт детям корзинку с конфетами. Дети благодарят сороку и прощаясь уходят из зала.