Синдянкина Надежда
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению детей с живописью и музыкой
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
1) Углублять знания детей о средствах живописи
2) Развивать мышление, творческое воображение, остроту видения художественного образа
3) Закрепить знания детей о цвете, как о средстве передачи настроения
4) Воспитывать любовь и интерес к творчеству мордовских художников и композиторов.
Материал:
- ширма;
- 3 шкатулки;
- 3 фланелеграфа;
- костюм для Кощея Бесцветного и Разноцветного;
- пригласительные билеты;
- 3 картины Ф. В. Сычкова: «Портрет матери», «Катание с гор», «Праздник урожая»;
- магнитофон;
Публикация «Конспект интегрированного занятия по ознакомлению детей с живописью и музыкой» размещена в разделах
- запись песни «Колокольчики» - «Пайгонясь»;
- плакат;
- схема.
Ход занятия.
I часть - Вводная часть – 9 минут
Воспитатель. Дети, сегодня у нас большая радость. Нам прислали приглашения в художественно – музыкальный салон. А хотите узнать, кто нас пригласил?
Дети. Да.
Воспитатель. Приглашения прислала Фея Радуга. Она командует всеми красками. Краски любят ее и дружны с ней, поэтому в их дворце всегда царит радость и веселье, много музыки и разноцветья.
Фея Радуга прислала всем нам разноцветные пригласительные билеты. В салон нас пустят только по этим билетам. Сейчас я вам раздам их, и мы отправимся….
(Достает из конверта билеты).
Ах! Что же случилось? Вчера вечером я сама держала в руках эти приглашения, и они сверкали всеми цветами радуги. А теперь почему-то все краски исчезли, осталась одна белая бумага. Где же краски?
Кощей Бесцветный. Краски и карандаши спрятал я. Запрещаю детям рисовать!
Воспитатель. Все понятно, ребята! Это проделки Кощея Бесцветного.
Кощей Бесцветный. Да! Да! Да! С детства не люблю все яркое! Запер я все краски и ваши пригласительные билеты в шкатулках. Ни за что вам их не достать!
Воспитатель. А скажите нам, пожалуйста, Ваша Тусклость, какими ключами открываются ваши шкатулки?
(Кощей Бесцветный добреет).
Кощей Бесцветный. Ладно, скажу уж вам, все равно не сможете открыть. Только правильные ответы на очень трудные вопросы откроют мои шкатулки. Да где уж вам!
Воспитатель. А мы попробуем. Дети старательно занимались, многое
узнали. Да и очень уж нам хочется попасть в художественно –музыкальный салон.
(На столе 3 шкатулки).
1 шкатулка.
Читает задание.
- Нужно назвать теплые цвета?
-Почему мы их так называем?
-Что они нам напоминают?
Дети. Они напоминают цвет солнца, костра, огня, спелых ягод,
теплого лета и т. д.
- Назовите холодные цвета?
Дети. Синий, черный, фиолетовый, серый, коричневый.
Воспитатель. Что они вам напоминают?
Дети. Холодный дождь, лужи и т. д.
Воспитатель. Ребята, если картина нарисована теплыми цветами, какие чувства она у вас вызывает?
Дети. Радость, веселье, доброту, счастье и т. д.
Воспитатель. Холодными тонами?
Дети. Печаль, грусть, тоску и т. д.
(Шкатулка открывается, дети получают 3 билета).
2 шкатулка.
Воспитатель. Ребята, вам нужно рассказать о превращении цветов. Дети по схемам рассказывают о превращении цветов.
(Получают еще 3 билета).
3 шкатулка.
Воспитатель. Ребята, третья шкатулка откроется, если мы ответим на такой вопрос. Какую музыку боится и больше всего не любит Кощей Бесцветный?
Дети. Веселую, радостную, звонкую, плясовую.
Воспитатель. Правильно ребятки. Посмотрите, он уже дрожит. А сейчас отгадайте, фрагменты каких музыкальных произведений сейчас прозвучат?
1. И. С. Бах «Шутка».
2. Кабалевский «Клоуны».
(Дети отгадывают, беседуют о характере каждой музыки, освобождают оставшиеся билеты).
Воспитатель. Ребята, посмотрите, свершилось чудо, Кощей Бесцветный стал Разноцветным.
Кощей Разноцветный. Как Разноцветным? Почему Разноцветным! Не хочу быть Разноцветным!
(Убегает).
Воспитатель. Так ему и надо! Не будет следующий раз нам мешать. И теперь мы смело можем отправляться в художественно – музыкальный салон.
(Убирается ширма, зал оформлен как небольшая выставка картин, дети проходят, садятся на стульчики).
II часть - Основная часть – 15 минут
Воспитатель. Ребята, мы с вами находимся в художественно – музыкальном салоне. Это небольшая выставка, на которой выставлены картины и рассматриваются они в сопровождении музыки. Экскурсию по салону буду проводить я и наш музыкальный руководитель Надежда Васильевна.
Сегодня в салоне выставлены 3 картины народного художника Мордовии Сычкова Федора Васильевича.
1. Фрагмент картины «Праздник урожая».
2. «Катание с гор».
3. Портрет Анны Ивановны Сычковой - матери художника.
Ф. В. Сычков родился и вырос в мокшанском селе Кочелаево, Ковылкинского района. Семья была бедной, он с детства испытывал нужду и голод, но несмотря на это, он нашел в себе силы, получил образование и стал поистине народным художником, который в своем творчестве изображал труд, праздники и быт простых людей. А также их жизнерадостность, веселье, игры. Мы с вами уже знакомились с творчеством этого художника, рассматривали его картины в нашей галерее.
А сегодня знакомимся еще с одной картиной этого замечательного художника «Портрет матери».
Устав после трудового дня, присела мать у окна на табурет, погрузившись в нелегкие думы. Ее душевное состояние подчеркнуто колоритом картины, выдержанным в серо – синих тонах. Очень выразительны руки, ничего не знавшие кроме тяжелого физического труда.
Воспитатель. Ребята, какое настроение передано в этой картине?
Дети. Задумчивое, печальное, грустное.
Воспитатель. Какие цвета помогли художнику создать задумчивую, грустную атмосферу картины?
Дети. Холодные цвета.
Воспитатель. Действительно, и все краски, которыми выполнена картина, передают это настроение.
Музыкальный руководитель. Ребята, не только художники прославляли нашу мордовскую землю, но и композиторы много произведений посвятили нашей Мордовии.
Л. П. Кирюков сочинил песню «Тютю – балю». Послушайте ее. Какой характер у этой песни?
Дети. Нежный, ласковый, добрый, плавный.
Музыкальный руководитель. Когда мать укладывает ребенка и поет песню, как называется эта песня?
Дети. Колыбельная.
Музыкальный руководитель. Как рассказывает музыка о том, что эта колыбельная песня?
Дети. Звучит спокойно, плавно, тихо.
Музыкальный руководитель. А с песней «Мамины руки» Н. Митина вы уже знакомы. Давайте прослушаем 1 куплет песни и охарактеризуем ее.
Дети. Песня задумчивая, грустная, тихая, печальная.
Музыкальный руководитель. Ребята, выберите, пожалуйста, из двух песен одну, близкую по настроению картине «Портрет матери».
Дети. Это песня «Мамины руки» Митина.
Музыкальный руководитель. Действительно, эта песня и картина близки по настроению.
Воспитатель. Ребята, посмотрите на фрагмент картины «Праздник урожая», где мордовочка лихо отплясывает после трудового дня.
Музыкальный руководитель. Сейчас я вам раздам мордовских матрешек и под Левженскую плясовую мелодию мы с вами выполним мордовские плясовые движения – топотушки.
Когда будет звучать громкая музыка, будет плясать большая матрешка, когда тихая музыка, то пляшет маленькая матрешка.
Музыкальный руководитель. Ребята, давайте послушаем еще одну песню. Это песня мордовского композитора Н. Кошелевой «Пайгонясь» в переводе «Колокольчик». Эта песня о том, как быстро едут на лошадях с колокольчиками.
Музыкальный руководитель. Какое настроение в этой песни?
Дети. Веселое, задорное, радостное, звенящее.
Музыкальный руководитель. А как рассказывает музыка об этом настроении?
Дети. Звучит громко, быстро.
Музыкальный руководитель. Ребята, выберите, пожалуйста, из этих трех картин, ту картину, которая больше всего соответствует характеру этой песни?
Дети. «Катание с гор».
Музыкальный руководитель. А почему?
Дети. Потому, что на картине дети тоже веселые, радостные, быстро мчатся с горки.
Музыкальный руководитель. А как вы догадались, что сани именно мчатся?
Дети. Об этом говорит, то, что шали, юбки развеваются на ветру, за санками лежит снег.
Музыкальный руководитель. А какие цвета использовал художник, чтобы выразить это настроение?
Дети. Красный, синий, белый.
Музыкальный руководитель. А теперь, ребята, давайте еще раз прослушаем 1 куплет этой песни на русском языке и полюбуемся этой прекрасной картиной.
III часть – Итог – 1 минута
Воспитатель. Ребята, вот и закончилось наше знакомство с картинами и песнями мордовских авторов.
Какая картина вам понравилась больше всего?
Воспитатель. А какая песня вам запомнилась?
Ребята, наша экскурсия закончилась, но я надеюсь, что живопись и музыка займут достойное место в вашей жизни и оставят глубокий след в ваших душах.
Список использованной литературы
1. Косминская В. Н., Халезова Н. Б. Основы изобразительного искусства и методика руковлдства изобразительной деятельностью детей. – М. : «Просвещение», 1987.
2. Сураева-Королева Н. «Маленькие бубенчики». – Саранск: Типография «Красный октябрь», 2005.
3. Федот Васильевич Сычков. Живопись. Графика. Саранск: Типография «Красный октябрь», 2010.
4. Программа и методические рекомендации для дошкольных образовательных учреждений Республики Мордовия. – Саранск: Типография «Красный октябрь», 2001.