Папки-передвижки

Конспект интегрированного занятия «Русская народная игрушка»

Наталья Клочок
Конспект интегрированного занятия «Русская народная игрушка»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект интегрированного занятия на тему

«Русская народная игрушка».

Конспект интегрированного занятия. Познавательное развитие.

Тема: «Игрушки»

Воспитатели: Владимирова Г. Н., Клочок Н. А.

Цели: Воспитывать бережное отношение к игрушкам, рассказать какие иг-рушки бывают, из чего они сделаны.

Вход детей.

Вступление.

Публикация «Конспект интегрированного занятия „Русская народная игрушка“» размещена в разделах

Воспитатель: Здравствуйте ребята! Как вы уже заметили, у меня в руках волшебный мешочек. А как вы думаете, что лежит в этом мешочке?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Там лежит игрушка! А какая у вас самая любимая игрушка?

Дети: Ответы детей.

А сейчас мы отправимся в небольшое путешествие, в волшебный мир игрушек и узнаем историю о некоторых игрушках.

Для начала я хочу рассказать вам одно стихотворение, написал его поэт, Самуил Яковлевич Маршак, а вы попробуйте угадать о какой игрушке идет речь.

Неваляшка

Уснули телята, уснули цыплята,

Не слышно весёлых скворчат из гнезда.

Один только мальчик по имени Ванька,

По прозвищу Встанька не спит никогда.

Укроют его одеялом на вате

Во сне одеяло отбросит он прочь

И снова, как прежде, стоит на кровати,

Стоит на кровати ребёнок всю ночь.

Лечил его доктор из детской больнице.

Больному сказал он такие слова:

«Тебе, дорогой, потому не лежится,

Что слишком легка у тебя голова».

С. Маршак

Дети отгадывают о ком идет речь.

Показать детям неваляшку.

Воспитатель: Неваляшка – забавная кукла: качается из стороны в сторону, а не падает. Повали её на бок, а потом отпусти – она тут же встанет. Упадет на пол и сама тотчас соскочит.

С куклой неваляшкой ты играл, когда был совсем маленьким. Может быть, и сейчас лежит где – нибудь у тебя среди машинок, солдатиков и деталей от конструктора упрямый Ванька – встанька.

По – разному называют эту куклу: и неваляшкой, и Ванькой – встанькой, и даже «кувырканом».

Игрушечному Ваньке – встаньке много лет. С ним дети играют уже более двух веков.

Может быть, твоя неваляшка – это девочка с косичками или забавный клоун. А у твоей бабушки был жадный медвежонок, обхвативший бочонок с мёдом, или матрёшка в платочке и ярком сарафане. Старинные игрушки – неваляшки хранятся в музее игрушки в городе Сергиев Посад.

Как та думаешь, почему Ванька – встанька никогда не падает на пол?

У всех неваляшек, ты заметил, туловище без ног, круглое. В основание иг-рушки заливают горячий расплавленный свинец. Свинец тяжёлый. Он застывает внизу. Поэтому легкая голова куклы всегда поднимается вверх.

Как ни роняй Ваньку – встаньку, он немного покачается и тут же примет своё обычное положение.

Игра «Ивашка».

Атрибуты - платок для завязывания глаз.

Дети встают по кругу и берутся за руки. Выбирается «Ивашка»который встает в центр круга. «Ивашке» завязывают глаза. Дети водят вокруг него хоровод и приговаривают: Ивашка, Ивашка, где твоя рубашка, где твоя невеста и как ее зовут? Все останавливаются. «Ивашка» вытянув руки, идет вперед. Он дотягивается до первого встречного ребенка и должен назвать имя того до кого он дотронулся.

Солдатики.

Ну а сейчас прежде чем перейти к следующей волшебной истории я хочу, что бы вы определили на ощупь, что лежит в мешочке. Спасибо ребята, тихонечко присаживайтесь на свои места. (ребята должны посовещаться, прежде чем дать ответ) Рассказать стих.

СОЛДАТИКИ

Солдатик оловянный,

Такой смешной малыш.

Солдатик оловянный,

Зачем ты тут стоишь?

Солдатик оловянный

Качает головой

И мне не отвечает,

Как будто он

Немой…

Виталий Татаринов.

Воспитатель: Во все времена мальчики хотели быть героями и полководцами, поэтому в пять лет уже командовали армией. Правда, эта армия была игрушечная. Но ведь армия!

Оловянные и глиняные человечки впервые появились в древних странах – в Древнем Египте и Древней Греции.

Арабские мальчики в средние века играли солдатиками, которые подчинялись команде. Хитрость была в том, что внутри каждой фигурки был маленький кусочек железа. Когда командующий (играющий мальчик) приближал к солдатикам магнит, фигурки начинали двигаться – выполнять команды (ты знаешь, что магнит притягивает железные предметы).

У маленького Людовика Четырнадцатого, который потом стал королём Франции, было целое войско солдатиков. Но вскоре, играя, он переломал всех глиняных человечков. И тогда отец-король приказал отлить для маленького королевича солдат из серебра.

А русскому царевичу Павлу Первому, когда он был ещё мальчиком, купили даже игрушечный город с оловянными солдатами. Тут были пешие солдаты и на конях, с пушками и с ружьями. Бравые барабанщики с треском били в свои барабаны, а часовые стояли у своих будок и зорко смотрели по сторонам.

У тебя, конечно, тоже целая армия солдатиков. И ты, наверное, с удовольствием ими командуешь, хотя, может быть, и не собираешься стать генералом.

Игра «День-ночь»

Мальчики маршируют по кругу после команды «День», а девочки хлопают в ладоши. После команды «Ночь», мальчики замирают, а девочки смотрят в «бинокли», наблюдая за тем, что бы мальчики не шевелились.

Выбирается командир, (мальчик)который говорит «День-Ночь».

Воспитатель: Ну вот мальчики побыли солдатами, а теперь я выберу девочек.

Кукла.

Тихо входит синий вечер в комнату мою,

Спите, куклы – человечки, баюшки – баю.

Уложу вас всех в кроватку, песню вам спою.

Спите, детки, сладко – сладко, баюшки – баю.

Понимаете вы сами, как я устаю.

Целый день вожусь я с вами, баюшки – баю.

Уложила, укачала кукол всю семью,

И сама я задремала, баюшки – баю.

Георгий Ладонщиков

Воспитатель: У тебя множество кукол. У каждой есть имя и характер: весёлый или упрямый, спокойный или озорной. Одни куклы засыпают сразу, как ты их положишь в постельку, а другие таращат свои голубые глаза и капризничают.

Ты прижимаешь к себе свою любимую куклу – дочку, поёшь ей колыбельные песенки и сочиняешь сказки. Твоя кукла чудесно превращается из маленькой дочки в подружку, которой ты рассказываешь о своих радостях и огорчениях.

Так играли девочки во все времена и во всех странах. Любимой игрушкой девочек была кукла. Не важно, из чего она сделана, лишь бы можно было её укачивать, повозить в коляске, накормить.

Расскажу тебе историю о маленькой девочке, у которой тоже было много кукол – больших и маленьких, в роскошных нарядах и голышей. Но она н любила играть в куклы. Ей было скучно нянчить молчаливую куклу и примерять на неё платья, которые лежали в отдельной коробочке. Ей нравилось бегать, играть в мяч и прыгать через скакалку.

Но вот однажды разразилась сильная гроза. В комнате стало темно, как поздним вечером. Гром грохотал так оглушительно, что пугалась даже бабушка. Девочке тоже было страшно и одиноко. Она села в свой уголок и из тряпочки сделала маленькую куколку. Потом нарисовала её глаза, нос и рот и запеленала в одеяльце. Теперь ей было не так страшно: ведь мамы не бояться грозы и всегда защищала своих дочек.

С тех пор любимой куклой девочки стала тряпичная кукла, у которой не было роскошных нарядов и даже не было имени, но рядом с ней девочка чувствовала, есть более слабые существа и что их надо защищать. А это предаёт силы.

Игра «Не засмейся»

Мальчики должны рассмешить девочек. А девочки надулись, взгляд у вас хмурый, как буд-то вы Царевны- несмеяны.

Мячик.

Воспитатель: Ну я думаю, что с этой игрушкой любят играть и мальчики и девочки, и наверно не трудно будет угадать, какая игрушка спрятана в мешочке.

Ускакал от Кати мяч и пропал куда-то,

Нет нигде его, хоть плачь, скрылся, вот беда-то!

За диваном, под столом, в печке, под кроватью

И в углу за сундуком мяч свой ищет Катя.

Ищет, ищет – не найдёт. А того не знает,

Что Барбос и серый кот в волейбол играют.

Георгий Ладонщиков

Воспитатель: Мяч – самая древняя и самая любимая игрушка и больших, и маленьких. Двухлетние малыши и взрослые с одинаковым азартом бегают за мячом, отнимая его у товарищей.

Ты, конечно, знаешь много игр с мячом. Но, наверное, не знаешь, что у де-тей, которые жили две тысячи лет назад, были такие же игры, как у тебя. Разве что немного другими были правила. И мячи отличались от твоего. Но если бы ты увидел такую игру, как эта, например, ты бы сразу сказал, на какие современные игры она похожа.

Вот какая игра в мяч в старину была у индийцев.

Друг против друга сражались две деревни. Команды набирались из числа жителей деревни. Желающих участвовать в игре. Иногда в одной команде было двести, а то и больше игроков. Попробуй разглядеть мяч в такой толпе! Игровое поле больше – до двух километров в длину. По краям ставили ворота – два столба с перекладиной вверху. Играть начинали с середины поля и гнали мяч в ворота.

А правила были такие. Ни в коем случае нельзя касаться мяча руками. Он считался священным. Мяч вели клюшкой или ракеткой. Нельзя было тол-каться. Игрокам разрешалось перепрыгивать друг через друга, но так, чтобы не задеть перьев на голове. (Индейцы носили головной убор из птичьих перьев). Если мяч или клюшка неожиданно попадали по лицу, надо было пересилить боль и улыбнуться. Сердиться и тем более плакать считалось недостойным мужчины.

В древности не было звонких резиновых мячиков. Мячи делали из кожи и набивали травой, шили из тряпок, плели из верёвок и вытачивали из дерева.

Конечно, если такой мяч попадает по лицу, только очень мужественный человек найдёт в себе силы засмеяться, а не заплакать.

В какую игру играли индейцы?

Игра «Веселый мяч»

Дети встают по кругу, передают друг другу мяч и приговаривают «Мой веселый звонкий мяч, ты куда помчался в скачь, красный, желтый, голубой, не угнаться за тобой! Тот у кого остался мяч, тот выходит в середину круга. Звучит веселая музыка, а дети прыгают на месте. С окончанием музыки, ребенок, стоящий в кругу, обращается к любому игроку: «Петя, лови мячик!» и бросает ему мяч.

Матрешка.

Матрёшка на окошке

Под ярким сарафаном.

И вся семья в матрёшке

Как в доме деревянном

Открой – увидишь чудо

Матрёшенька – детёныш,

А там ещё! Откуда?

А там опять …найдёныш.

Умыты ручки – ножки

У каждой у матрёшки.

Приглажены одёжки,

Почищены сапожки.

Поют матрёшки в хоре

Живут, не зная горя,

И дружно, и счастливо,

И весело на диво!

Владимир Приходько

Воспитатель: Весёлая игрушка – расписная матрёшка – родилась сто лет назад. Её придумал художник Сергей Васильевич Малютин. У японских детей он увидел игрушку, которая изображала старика – мудреца Даруму. Это была игрушка – неваляшка. Внутрь её вкладывалась ещё одна такая же кукла Дарума, только поменьше.

И художник выдумал для русских детей куклу, похожую на японца Даруму. А кукла была необычная, с чудесным сюрпризом: внутри первой куклы сидела кукла поменьше, а в той ещё меньше, и ещё, и ещё …

С. В. Малютин нарядил каждую красавицу в расписной сарафанчик, в яркий платочек и пёстрый передничек. Ни у одной из сестричек не было похожего наряда: у одной сарафан красный, а у другой – синий с цветочками, у третьей – малиновый платочек с белыми горошками, а у четвёртой – яблоки на переднике. Как же назвать красавицу? И назвали Матрёшей, старинным русским именем. Так звали добрую, красивую девушку, которая работала в доме художника.

Так родилась матрёшка – разъёмная деревянная кукла. Можно с увлечением расставлять и собирать матрёшку, придумывая разные истории из жизни их дружной семьи.

Игра «Каравай».

Общий танец.

Выход.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект занятия по изодеятельности «Народная игрушка — русский сувенир матрёшка» с детьми подготовительной к школе группы Цель:расширение представлений детей о разнообразии народной игрушки, разных видах росписей матрёшек. Задачи:1. Создать условия для сравнения.

«Русская народная глиняная игрушка». Региональная особенность руками детей«Русская народная глиняная игрушка». Региональная особенность руками детей В настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной игрушке, к её истории, так как прилавки магазинов переполнены разнообразием.

Конспект интегрированного занятия в средней группе «Русская матрёшка»Конспект интегрированного занятия в средней группе «Русская матрёшка» Интеграция образовательных областей: социально- коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно- эстетическое развитие.

Конспект занятия «Игры с игрушками моторного характера «Матрешка — русская игрушка»Конспект занятия «Игры с игрушками моторного характера «Матрешка — русская игрушка» .

Конспект занятия по развитию речи «Русская народная сказка «Колобок» в первой младшей группеКонспект занятия по развитию речи «Русская народная сказка «Колобок» в первой младшей группе Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Русская народная сказка «Колобок». Цель: Приобщение к русскому народному творчеству.

Мини-музей «Русская народная Игрушка»Мини-музей «Русская народная Игрушка» Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию.

Народная кукла — традиционная русская игрушка (фотоотчет)Народная кукла — традиционная русская игрушка (фотоотчет) Участвуя в конкурсе традиционной русской народной игрушки "Забытая старина" мы более тесно прикоснулись к русской истории, к народным традициям,.

Проект «Матрешка — русская народная игрушка» Проект «Матрешка-русская народная игрушка» Вид проекта: краткосрочный, творческий, познавательный. Участники проекта: Дети, воспитатели,.

Русская народная игрушкаРусская народная игрушка "Есть у нас одна игрушка, Не лошадка, не Петрушка. Алый шёлковый платочек, Яркий сарафан в цветочек, Упирается рука в деревянные бока. А.

Русская народная сказка «Репка». Фотоотчёт с интегрированного занятия ВидеоРусская народная сказка «Репка». Фотоотчёт с интегрированного занятия Видео Доброе время суток, уважаемые коллеги! Не так давно прошли осенние утренники. В средней группе "Колобок" я осуществила постановку русской.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект интегрированного занятия «Русская народная игрушка»
Опубликовано: 2 октября 2020 в 09:55
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект интегрированного занятия «Русская народная игрушка»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Клочок (УИ 477266) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД