Татьяна Шкода
Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста «Битва за Сталинград»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста
по нравственно-патриотическому воспитанию "Битва за Сталинград"
Разработали и провели: воспитатели МБДОУ «ДС «Снежинка» п. г. т. Уренгой Шкода Татьяна Витальевна, Фрицлер Наталья Александровна, дети подготовительной группы.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»,
Публикация «Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста „Битва за Сталинград“» размещена в разделах
«Художественно-эстетическое развитие».
Цель: познакомить детей с историческими событиями Великой Отечественной Войны по освобождению Сталинграда от фашистских захватчиков.
Задачи:
Обучающие: знакомить дошкольников с историческими фактами военных лет. Расширять кругозор, словарный запас “Сталинградская битва”. Дать детям
представления о мужестве и героизме защитников Сталинграда. Учить передавать свои чувства, эмоции через рисунок. Знакомство с военной профессией – военные корреспонденты (военкоры).
Развивающие: развивать в детях любознательность, наблюдательность,
внимание, мышление и познавательный интерес. Развивать диалогическую речь.
Стимулировать речевую активность детей. Развитие у детей гражданственности и патриотизма, как важнейших качеств.
Воспитательные: воспитывать чувство гордости за свою Родину, свой народ,
чувство сострадания к тем, выпала тяжелая доля военной поры. Формировать
бережное отношение к истории своей страны и ее наследию.
Материал и оборудование: проектор, ноутбук, аудиоколонка, свеча, письма
солдатам, листы А4 на каждого ребёнка, цветные карандаши, песочные часы,
ватман, картинки для стенгазеты, клей, ножницы, деревянные ложки, емкости с
водой и без воды.
Предварительная работа: рассказывание детям о истории Сталинградской
битвы; рассматривание иллюстраций памятники и обелиски Мамаева Кургана
города-героя Волгограда; просмотр мультфильмов «Воспоминание», «Василёк»;
беседы о подвигах солдат; рисование по схемам «Танк», «Самолёт».
Ход занятия
(Слайд 1)
Звучит минус «День Победы» воспитатель говорит на фоне
(Слайд 2)
Воспитатель: каждый год, 9-ого Мая в нашей стране отмечают один из
самых великих праздников. Скажите мне, пожалуйста, о каком празднике я
говорю?
Дети: Этот праздник День Победы.
Воспитатель: вот уже 79 лет прошло с тех пор, как закончилась Великая
Отечественная Война. А вы знаете, ребята, с кем воевала наша страна?
Дети: наша страна воевала с немецкими захватчиками, с фашистами.
(Слайд 3)
Воспитатель: рассказывать нам о событиях тех лет будут наши военные
корреспонденты или коротко военкоры.
Ребята, а вы знаете, кто такие военкоры (ответы детей). Военкоры – это
военные журналисты, корреспонденты, которые ездят с армией, флотом и
рассказывают о боевых действиях на телевидении, соцсетях. Вместе с военными корреспондентами освещают военные события операторы, которые снимают всё происходящее на камеру.
Сегодня военкорами у нас будут Максим, Лаура и Таня, оператор – Вова.
Слово вам, ребята.
Звучит минус «Вставай страна огромная» воспитатель говорит
(Слайд 4)
1 военкор (Максим) : давным-давно, когда наши прадедушки и прабабушки
были маленькими, беда в нашу страну пришла с Запада 22-ого июня 1941-ого года (показ на карте мира, откуда пришли завоеватели).
(Слайд 5)
Фашисты напали на нашу страну и хотели завоевать все наши города, сёла,
всех людей, всю нашу землю. Захватчики собрали огромное войско, тысячи
танков и самолётов, и начали бомбить города, убивать людей, сжигать дома.
(Слайд 6)
Среди этих городов был город Сталинград. Сталинград – большой город на
правом берегу реки Волги. А вы знаете, как сейчас называется Сталинград?
Сейчас, этот город называют Волгоградом, а во время Великой Отечественной
Войны его называли Сталинградом.
(Слайд 7)
2 военкор (Лаура) : вся наша страна поднялась на войну с фашистскими
захватчиками. Мужчины и совсем молодые парни уходили на фронт, чтобы с
оружием в руках защитить нашу Родину, своих детей и матерей. Вместе с ними
на фронт уходили женщины, девушки.
(Слайд 8)
В июле 1942 года над городом Сталинградом, словно хищные птицы, кружили немецкие самолёты, ехали танки, шла пехота. Город превращался в руины.
(Слайд 9)
Фашисты любой ценой хотели взять Сталинград – здесь было много заводов
и через Сталинград фашисты хотели попасть в Каспийское море, на Кавказ, где добывалась необходимая для фронта нефть.
(Слайд 10)
3 военкор (Таня) : все заводы и фабрики работали круглосуточно, не
останавливаясь, ни на минуту. Выпускали танки, самолёты, снаряды, гранаты и
многое другое для фронта. На улице появился боевой призыв “Всё для фронта! Всё для Победы”.
(Слайд 11)
Языки пламени окружили город. Но наши отважные солдаты не сдавались.
Они бились с врагами до последней гранаты, последнего патрона.
(Слайд 12)
“Город не отдадим!” – дали клятву сталинградцы. “Ни шагу назад!” – сказали
они.
(Слайд 13)
Река бушевала под ливнем стальным
Окутали город и пламя, и дым.
Пусть падают бомбы и пули свистят –
Ни шагу назад! Ни шагу назад!
(Слайд 14)
Здесь рушится даже металл и гранит
Но русский боец непреклонно стоит.
И гордо слова огневые звучат:
Ни шагу назад! Ни шагу назад!
(Слайд 15)
4 военкор (Вова) :
200 дней шли бои под Сталинградом. Наши солдаты сражались мужественно
за каждый дом.
(Слайд 16)
В Сталинграде есть дом, получивший название Павлова. Этот дом оборонял
сержант Яков Павлов, выполняя приказ командира с тремя бойцами. Дом Павлова
(Дом Солдатской Славы) стал символом мужества, стойкости и героизма.
Фашистам так и не удалось захватить этот дом.
(Слайд 17)
Немцы назвали его неприступной крепостью. Целых 58 дней – это больше
чем целый месяц, штурмовали враги развалины дома. Этот дом и сейчас стоит на одной из улиц Волгограда.
(Слайд 18)
5 военкор (воспитатель) :
Каждый приближал победу, как мог. И везде с взрослыми рядом были дети. Дети Сталинграда, были первыми помощниками в госпиталях, они носили воду, стирали бинты (потому что бинтов не хватало для раненных, (Слайд 19) помогали раненным: пели им песни, читали стихи, одевали и другое.
Давайте и мы ребята попробуем с вами побыть в ролях тех отважных маленьких сталинградцев. Перенесем не разлив не одной капли воды для
раненных солдат.
Физминутка:
проводится игра-эстафета «Кто скорее воду перенесет» (звучит минусовка «Эх дорожка фронтовая»)
Звучит музыка «Список Шиндлера» говорят на фоне музыки
(Слайд 20)
Военкор (воспитатель) : во время штурма Сталинграда немецкие части
пытались захватить вокзал (Слайд 21) и главную высоту– Мамаевый курган. Удержать высоту было делом чести. И наши солдаты верили в Победу.
Самые ожесточённые бои шли на Мамаевом кургане 140 дней, где сейчас
стоит целый мемориальный комплекс во главе со статуей Родина – Мать.
(Слайд 22) На Мамаевом кургане возвышается гора,
(Слайд 23) А под ней лежат ребята, не пришедшие тогда.
(Слайд 24) Не вернулись сотни деток к матерям родным домой.
(Слайд 25) Все они легли на поле, под родною стороной.
(Слайд 26) Сражение в Сталинграде закончилось полной победой наших войск 2 февраля 1943 года. В этом сражении погибло около 40 тысяч человек.
(Слайд 27)
Воспитатель: Ребята, давайте в память обо всех павших в Сталинградской
битве, тех, кому мы обязаны жизнью, зажжём свечу памяти и почтим их подвиг
минутой молчания. Прошу всех встать.
(минута молчания)
(Слайд 28)
Сталинград для всего мира стал символом поражения фашизма. Люди всегда
должны помнить о подвигах наших воинов, которые воевали и победили врага.
Благодаря им мы с вами можем жить счастливо.
(Слайд 29)
Сейчас я приглашаю тех ребят, которые слушали рассказ о Сталинградской
битве к столам, на которых приготовлено всё для рисования.
Из слушателей вы превратитесь в художников. Когда художники рисуют
войну, военные действия — это называется «баталия», а сам художник
«баталист». Я предлагаю вам нарисовать «Подвиг нашего народа», легендарные сражения Советских войск.
Главными героями наших картин станут Советские танки и самолеты,
машины, которые помогли нашим воинам одержать Победу над врагом!
Дети приступают к рисованию картин. (Если нужна помощь, воспитатель
помогает детям). Раскрашивают цветными карандашами.
Наши военкоры совместно с Натальей Александровной сделают стенгазету с
элементами аппликации, посвящённую Сталинградской битве (работа длится 10 минут на фоне песни «Над Мамаевым курганом тишина», «Журавли»).
(Слайд 30)
Рефлексия: упражнение «Корзинка чувств»
Воспитатель раздаёт детям бумажные сердечки, дети бросают по очереди
сердечко в корзину и делятся своими впечатлениями от занятия или говорят пожелания.