Елена Овчинникова
Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной к школе группы «Каменных дел мастера»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ ПГО «Детский сад № 53»
Тема: «Каменных дел мастера»
Воспитатель первой
квалификационной категории
Овчинникова Елена Геннадьевна
Февраль 2012 г.
ЦЕЛЬ: Формировать представление детей о камнерезном искусстве Полевских
мастеров. Показать, какую роль в жизни человека играют камни с дав-
них времен.
ЗАДАЧИ:
Публикация «Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной к школе группы „Каменных дел мастера“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2014
Познание: Познакомить детей с понятием «Уральская мозаика».
Дать представление детям о камнерезном искусстве Полевских
мастеров, познакомить с мрамором, его свойствами, внешним
видом и его применением. Закреплять знания детей о само-
цветах и минералах Урала: горный хрусталь, гранат, изумруд,
родонит, малахит, змеевик, кальцит, пирит, гранит.
Коммуникация: Развивать речь детей, умение составлять описательные
рассказы, отвечать на вопросы полными предложениями.
Чтение художественной литературы: Формировать умение выразительно,
с естественными интонациями читать стихи, уметь
загадывать и отгадывать загадки.
Социализация: Продолжать воспитывать у детей дружеские взаимоотно-
шения и правила поведения со сверстниками.
Воспитывать у детей гордость за свой край, любовь
к родному городу, уважение к людям редких профессий.
Проявлять интерес к камнерезному и ювелирному
искусству.
Труд и безопасность: Совершенствовать навык работы с иголкой,
клеящими материалами.
Художественное творчество: Упражнять в умении правильно располагать
узор на круге. Развивать цветовое воспри-
ятие и чувство композиции.
Музыка: Развивать у детей чувство ритма, эмоциональную отзывчивость,
совершенствовать танцевальные движения.
Здоровье и физическая культура: Учить правильно выполнять движения
во время физминутки. Развивать спо-
собности детей поддерживать правиль-
ное положение позвоночника в поло-
жении стоя и сидя. Развивать мелкую
мускулатуру рук.
Активный словарь: Художники-камнерезы, ювелиры, экспонаты, минера-
лы. Самоцветы ( камни: горный хрусталь, гранат,
изумруд, родонит, бирюза, малахит, змеевик,
кальцит, пирит, гранит).
Пассивный словарь: «Уральская мозаика», мрамор, орлец,облицовывают.
Материал: Иллюстрации города Полевского с изображениями зданий,
памятников, камней, изделий из камня; набор камней,
сувениры, женские украшения; мозаичное панно «Камни для
украшения – гранат, изумруд, бирюза».
Оборудование: Мультимедийный проектор, экран, магнитофон.
Предварительная работа: Экскурсия в Полевской краеведческий музей,
экскурсия на выставку «Урал – мое богатство».
Рассматривание книг, альбомов. Заучивание
стихов и загадок о камнях. Рассматривание
экспонатов камней: горный хрусталь, гранат,
изумруд, родонит, бирюза, малахит, змеевик,
кальцит, пирит, гранит.
Рисование: по теме: «Что мне больше всего понравилось на выставке
«Урал – мое богатство». Встреча с Нельзиным
Юрием Вадимовичем – ходожником-камнерезом,
ювелиром г. Полевской. Просмотр фильма
«Удивительные камни».
Воспитатель обращается к детям.
- Скажите пожалуйста, в каком городе мы с вами живем?
Ответы детей : - Мы живем в городе Полевском.
Воспитатель: О нашем замечательном городе написала стихи Вероника Могильникова.
Стихотворение о городе Полевском читает Уля.
Люблю свой город – город Полевской.
Для меня ты дорог, город мой родной.
Не найти на свете красивей природы
И закат рассветный в теплую погоду.
Так же дорога мне Думная гора.
Говорят, что горка камешков полна.
Камешки красивы, зовутся – малахит,
Каждая частичка на солнышке блестит.
И все-таки красив он, город Полевской,
Пусть он хоть и старый, но зато родной!
Воспитатель: Нигде нет другого такого места, где бы из недр Земли выходило столь удивительное многообразие камней и самоцветов, как на Урале.
В нашем городе открыты сотни полезных ископаемых и минералов. И сейчас я приглашаю вас на выставку камней и ювелирных украшений.
Прежде, чем подойти к экспонатам, надо отгадать загадку.
Катя загадывает загадку:
Вам самоцвет такой знаком.
Похож он чуточку на лед.
Кто без ошибки камень назовет?
Воспитатель: К экспонату подойдите
И отгадку назовите.
Дети подходят к экспонатам, называют камень «Горный хрусталь».
Воспитатель: Кристалл твердый, но хрупкий, похож на лед, но не тает.
На выставке обратить внимание на бусы из горного хрусталя.
Рома загадывает загадку:
Он не рубин, но блеск его и цвет
Похож с рубином этот самоцвет.
Воспитатель: К камню дети подойдите,
Камень быстро назовите.
Дети подходят к экспонатам, называют камень «Гранат».
Воспитатель задает вопрос:
- Как вы думаете, почему так называют этот камень?
Ответ детей : - Очень похож по цвету на фрукт – гранат.
Воспитатель: Украшения из граната помогают жить в любви и радости.
Юля загадывает загадку:
Он зелень всю в себя вобрал,
По всем статьям красив, хорош.
Годится в серьги, в перстень, в брошь.
Воспитатель: Этого камня нет на нашей выставке, обратите внимание на
экран.
Ответ детей : Изумруд.
Воспитатель: Украшения из изумруда ограждают от неприятностей и
несчастий, обостряют ум, укрепляют память.
Никита загадывает загадку: - Как называется розовый камень?
Воспитатель: - К камню дети подойдите и отгадку назовите.
Ответ детей : - Это камень родонит.
Воспитатель: - Уральцы зовут его орлецом. Рассказывают легенду о том, что этот камень знают и любят орлы, они держат кусочки родонита в своих гнездах. Если маленькому ребенку в кроватку положить кусочек этого камня, то он вырастет сильным и зорким.
Последнюю загадку загадает Толя:
Уральский славный камень,
Ведь не прозрачный этот самоцвет.
Во все века ценился мастерами
В узор зеленый, шелковый одет.
Воспитатель: - К экспонату подойдите и отгадку назовите.
Ответ детей : - Это камень малахит.
Воспитатель: - Камень пористый, мягкий. Нельзя из него изделие сделать. Полевские мастера-камнерезы долго думали и придумали, как красоты камня людям показать. Придумали русскую мозаику. Резали малахит на пластиночки, подбирали его по рисунку, цвету и наклеивали на разные изделия.
Обратить внимание детей на мозаику из малахита, изделия из малахита.
Воспитатель обращает внимание на оставшиеся камни на выставке, дети называют их: пирит, кальцит, змеевик, гранит.
- А что это за камень? (детям камень не знаком).
Воспитатель знакомит детей с мрамором. Дети обследуют, описывают камень.
Ответы детей : - Мрамор: твердый, крепкий, белый, сияющий.
Воспитатель: - Обратите внимание на экран.
- Так выглядит мраморный карьер, где добывают мрамор.
- Из мрамора изготавливают памятники. Так, в селе Мраморском, был поставлен памятник из мрамора «Солнечные часы».
- Мрамор используют в строительстве, облицовывают (украшают).
- Лучшим по красоте и прочности считается полевской мрамор белого и голубого цвета. Из него делают скульптуры.
Воспитатель: - Наш край прославили умельцы-камнерезы, создавшие
множество изумительных произведений искусства.
- Один из лучших уральских художников-камнерезов, Вадим Павлович
Кукушкин, живет и работает в нашем городе.
- Он умеет видеть рисунок камня и в своих работах замечательно показывает
природную красоту камня.
Воспитатель: - Мы с вами тоже замечательные мастера-умельцы. Сегодня мы продолжим работу в нашей мастерской, предлагаю размять наши пальчики.
Физминутка (проводит Ксюша Обухова).
Дети проговаривают и выполняют движения:
Мы ребята молодые,
У нас руки золотые.
Мы ребята – мастера,
Славных дел у нас гора.
Воспитатель предлагает детям пройти в мастерскую.
Дети заканчивают выполнять «Мозаичное панно», начатое на предыдущем занятии.
Работа детей (звучит спокойная музыка).
Дети подбирают необходимый материал, располагают, украшают изделие из камней – бирюза, гранат, изумруд.
Полюбоваться красотой выполненного «Мозаичного панно».
Денис читает стихотворение:
Полевской, Полевской –
Ты любимый наш, родной.
Мы тебя так обожаем,
Даже песни сочиняем.
Дети исполняют «Уральский хоровод» :
Про Урал мы споем,
В гости вас позовем,
Землянику и чернику
Собирать в лес пойдем.
Неспроста говорят,
Что Урал наш богат –
Изумруды и алмазы
Ярче солнца горят.
Есть у нас малахит,
Есть руда и гранит,
И горючий, самый лучший,
Уголек – антрацит.
Кто у нас побывал,
Кто наш край повидал,
Не забудет, не забудет
Голубой наш Урал.
ИТОГ ЗАНЯТИЯ : Чем мы с вами сегодня занимались?
Что нового вы узнали?