Елена Петровна Васильева
Конспект интегрированного занятия детей выпускной группы «Посещение мини-музея «Чувашская изба»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание. Расширение знаний детей о музее, о том, что в музеях хранятся картины, музейные предметы, исторические достояния и т. д. Закрепить (уточнить) знания и представления детей о чувашской головной повязке "масмак" : о ее возникновении и назначении; о первичных художественных образах; об орнаментальном образе, духовно-содержательном смысле, связанном с мировоззрением народа. Активизировать слова: музей, галерея, экскурсовод, экспонат (музейный предмет, масмак, зыбка, печь (камака, прялка (кенчеле, ткацкий станок (пир выране).Помочь ребенку почувствовать торжественность и величие интерьера музея, значение искусства для людей.
Публикация «Конспект интегрированного занятия детей выпускной группы „Посещение мини-музея „Чувашская изба“» размещена в разделах
- Выпускной. Сценарии выпускных в детском саду
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мини-музеи в детском саду
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Русская изба
- Русская изба. Конспекты занятий
- Чувашия. Чувашская Республика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2014
Предшествующая работа: эксурсии по музеям г. Чебоксары; рассматривание изделий народных промыслов; ознакомление детей с интерьером чувашской избы.
Материал: масмак; рисунки-схемы; зыбка, печь, прялка, ткацкий станок; полоски бумаги, элементы чувашских узоров.
Ход занятия.
Вводная часть занятия.
Воспитатель: Сегодня мы с вами находимся в мини-музее "Чувашская изба". Мы с вами познакомились с работой многих музеев нашего города. Давайте вспомним кратко, какие музеи вы посетили и что же мы видели.
Дети перечисляют музеи. Воспитатель обобщает. Музей- это учреждение, которое занимается собиранием, хранением и выставкой предметов. Эти предметы- экспонаты имеют историческую ценность и интересны для посетителей. Итак, мы находимся в мини- музее "Чувашская изба". Кто встречает и знакомит нас в музее с экспонатами?
Сейчас я предлагаю вам стать экскурсоводами и рассказать нашим посетителям о том, что есть у нас в музее. Экскурсоводы, начинайте экскурсию.
Основная часть занятия.
Дети поочередно рассказывают об экспонатах музея: зыбка, печь, прялка, ткацкий станок, одежда.
Тавтапус, молодцы ребята справились с ролью экскурсовода. Всем стало понятно предназначение предметов, которые представлены в музее. А теперь я прошу обратить внимание на этот предмет (воспитатель берет масмак и одевает на голову)
Сене масмак эп сихрам
Хай асамат кепер пек-
Севви-терри сыру пек.
Узнали этот предмет?
Звуковой эффект. Появляется Келпук мучи.
-Ыра кун, ачасем. Слышал о масмаке вы начали разговор? А что такое масмак?
Ответы детей :
-масмак головной убор, его носили чувашские женщины для красоты;
-масмак- оберег, чтобы голова не болела, чтобы не заболеть;
-чуваши считали, что он связывает их с небом, небесным миром, откуда можно получить тепло и свет от солнца, а значит и силы.
-Молодцы ребята. Почему именно масмак называется этот головной убор? А как их носили?
(ответы детей)
-На масмаке много красивых узоров. Что за узоры?
(ответы детей)
-А какие главные цвета в чувашской вышивке? А у цветов тоже есть тайна?
(ответы детей)
Келпук мучи: Молодцы, ребята, все знаете. А теперь я хочу узнать, умеете ли вы создавать такие красивые узоры?
Аппликация "Масмак"
-Итак, мы видим на масмаке: небо, небесный мир (солнце, звезды, землю и земной мир (горы, животные, то есть красивые вещи с узорами могут рассказать что-то интересное. Маленькая девочка Масмак вышила для мамы, а стали пользоваться этим предметом все чуваши.
Дети, послушайте легенду о девушке Масмак. (демонстрация легенды видео)
Обсуждение легенды:
-Как вы думаете, почему чувашская вышивальщица была объявлена мудрейшей и искуснейшей во всем государстве?
-Почему старик на вопрос царя, где же его богатство, показал на руки своей дочери?
-Отчего воцарилась тишина, когда все увидели вышитые чувашской девушкой узоры?
Вывод: истинное богатство народа не в деньгах, золоте, а в творениях, которые создавались народными умельцами. Девушка Масмак своими узорами смогла царю показать богатство всей земли: на маленькой полосочке холста уместились и горы, и моря, и деревья, и растительность, и солнце, и небо, и вся красота небесного и земного миров. Таким образом, вышивка- это главное богатство чувашского народа.
Вот и подошла к концу наша экскурсия. Сегодня мы с вами выяснили, что одно из главных богатств чувашского народа- это вышивка.