Наталья Илингина
Конспект интегрированного познавательно-речевого занятия в средней группе «В гости к лесным жителям»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «город Бугуруслан»
«Детский № 8»
Конспект интегрированного занятия
по познавательно - речевому развитию
«В гости к лесным жителям».
Воспитатель: Илингина Наталья Анатольевна
2019 – 2020 учебный год
Публикация «Конспект интегрированного познавательно-речевого занятия в средней группе „В гости к лесным жителям“» размещена в разделах
- Дикие животные, лесные звери
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие детей, речевое развитие детей, художественно-эстетическое развитие детей, социально-коммуникативное развитие детей.
Цель занятия: активизация познавательной и речевой активности детей.
Программные задачи:
1. Образовательные:
Уточнить представления детей о диких животных наших лесов, условиях их жизни.
Упражнять в подборе характерных признаков к животному, умении образовывать существительные именительного падежа множественного числа.
Обогащать и актуализировать словарь по теме, упражнять детей в употреблении существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
2. Развивающие:
Развивать и обогащать связную речь детей, используя поисковые вопросы.
Развивать логическое мышление, общую и мелкую моторику, внимание, память, речемыслительную деятельность.
Развивать музыкально - ритмическую деятельность.
3.Воспитательные:
Воспитывать любовь к природе, умение видеть её красоту.
Воспитывать бережное отношение к животным, чувство взаимовыручки, дружелюбие, желание узнать новое.
Предварительная работа:
Беседы о диких животных.
Рассматривание предметных картинок из серии «Дикие животные средней полосы».
Отгадывание загадок о диких животных.
Чтение литературных произведений о диких житвотных.
Заучивание стихов, пальчиковой гимнастики.
Дидактические игры по лексической теме.
Совместная деятельность с родителями - создание видеозаписи «Мамины загадки».
Словарная работа: волчье логово.
Оборудование: предметные картинки с изображениями диких животных, карточки для дидактической игры «Кто, где живёт», фломастеры, шишки, корзина, осенние листочки из картона, пазлы «Лесные жители» на магнитах, мяч, ноутбук для показа презентации: «В гости к лесным жителям», проектор, магнитофон, аудиозапись с «голосами леса», песенкой - игрой «Жил в лесу колючий ёжик…», телевизор, видеозапись «Мамины загадки», «Загадки героев из мультфильмов», магнитная доска, «медали» для награждения.
Ход занятия.
Введение в образовательную ситуацию.
Воспитатель: Дорогие ребята, прежде чем мы с вами отправимся в увлекательное путешествие, возьмите друг друга за руки и проговорим все вместе замечательные слова:
Слайд 3.
Все мы дружные ребята.
Мы ребята-дошколята.
Никого не обижаем.
Вместе весело играем.
Никого в беде не бросим.
Не отнимем, а попросим.
Пусть всем будет хорошо,
Будет радостно, светло.
А ждёт нас путешествие в сказочный лес! Но сначала вспомним, как надо вести себя в лесу.
Слайд 4.
Дети: - В лесу нельзя шуметь, нужно быть внимательным и осторожным, нельзя разжигать костры, ломать ветки, забирать домой из леса животных.
Воспитатель: - Молодцы! Вот теперь можно и идти.
Дети встают друг за другом
По тропинке в лес пойдем, (дети шагают)
Мы пенёчки обойдём, (обходят «пенёчки»)
Ручеек перешагнём, (перешагивают «ручеёк»)
Вот как дружно мы идём. (хлопают в ладошки)
Раз, два, три, стой, пришли!
Покружились, покружились и в лесу мы очутились.
Слайд 5.
Воспитатель: Ну, вот мы с вами и в лесу. Посмотрите, как здесь красиво!
Воспитатель: А кто живет в этом лесу?
Дети: В этом лесу живут волк, лиса, заяц, белка, ежик.
Слайды 6-10.
Воспитатель: Как назвать этих животных, одним словом?
Дети: Дикие.
Воспитатель: А почему их называют дикими?
Дети: Потому, что эти животные живут в лесу, сами о себе заботятся, сами добывают себе еду.
Ребёнок:
Дикие животные
С человеком не живут,
Постоянной помощи
От него не ждут.
А живут они в лесах,
На горах, в лугах, степях.
Сами пищу добывают,
Сами деток охраняют,
Строят прочное жилище,
Место сбора сами ищут.
Воспитатель: Давайте поздороваемся с лесом:
Все вместе:
Здравствуй, лес!
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Воспитатель:
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь, мы свои.
Создание проблемной ситуации.
Слайд 11.
Ребята, вам не кажется, что в лесу что-то не так, как-то уж очень тихо…
Наверное, что-то произошло!
Слайд 12 . Сорока (тревожное стрекотание, анимация)
Воспитатель:
Что- что, сорока, случилось?
Оказывается, совсем недавно в лесу был сильный ураган. Он так напугал лесных жителей, что они все попрятались и бояться выходить. Вот сорока и просит нас о помощи. Вы готовы помочь?
Дети: Да.
Воспитатель: Молодцы!
Надо это дело срочно исправлять!
Мы животным диким будем помогать!
Проектирование проблемной ситуации.
Воспитатель: Чтобы лес снова ожил, наполнился птичьими голосами, и все его жители обрели покой, вам необходимо выполнить задания. Каждое выполненное задание вам поможет найти пазл. (Пазлы находятся под осенними листочками из картона). Собрав все пазлы, мы «оживим» лес.
Давайте подготовимся к испытаниям.
Психологический настрой на предстоящую деятельность.
Воспитатель: Подарите друг другу свою улыбку.
Вот теперь я уверена, что у нас всё получится.
Слайд 13.
1 задание.
Первое задание вам приготовили ваши любящие мамы и герои ваших любимых мультфильмов.
Вы должны отгадать загадки.
Дидактическая игра «Найди отгадку» (Видеозапись с использованием телевизора).
Под соснами, под ёлками
Лежит мешок с иголками.
(Ёжик)
Попрыгунья, рыжий хвостик.
Мы её позвали в гости,
Но она, схватив орех,
Унеслась от нас наверх.
(Белка)
Что за зверь зимой холодной
Ходит по лесу голодный?
На собаку он похож,
Что ни зуб – то острый нож!
(Волк)
Мчится без оглядки,
Лишь сверкают пятки.
Мчится что есть духу,
Хвост короче уха.
Всех зверек пугается,
Под кустом спасается.
(Заяц)
Воспитатель: Молодцы! Ищите пазл, Когда найдёте его, прикрепите к магнитной доске. (Дети ищут пазл под листочками, педагог им по необходимости помогает).
2 задание.
Воспитатель: Прежде чем, вы будете выполнять следующее задание, надо проверить, как вы умеете дружить?
Игра «Я - дрозд и ты дрозд».
" Я дрозд, ты дрозд,
У меня нос и у тебя нос,
У меня щёчки гладки
У тебя щёчки гладки.
У меня губы сладки
И у тебя губы сладки
Мы с тобой два друга.
Любим мы друг друга".
(При этом пары выполняют движения: открытой ладонью показывают на себя и соседа, прикасаются кончиками пальцев к своему носу и к носу соседа, к щёчкам, губам, обнимаются)
Хорошо, ведь друзьям всегда легко вместе выполнить задание.
-Ребята, у вас есть дом, где вы живете со своей семьей? А в лесу есть дома? (Да)
У каждого животного есть свой дом в лесу. Только эти дома все разные. Где кому удобно, там и живут.
Дидактическая игра «Кто, где живет» (работа парами в карточках).
Слайд 14.
Дети в карточках соединяют животных с их жилищем фломастерами.
Медведь – … в берлоге.
Лиса – … в норе.
Белка – … в дупле.
Воспитатель: - Молодцы! Дружба помогла вам выполнить задание.
Слайд 15.
Воспитатель: Посмотрите, а это «дом» волка. Кто знает, как он называется?
Правильно, «волчье логово».
Воспитатель: Теперь ищите следующий пазл и размещайте его на доске.
Молодцы!
3 задание.
Слайд 16.
Дидактическая игра «Назови детёнышей»
Слайды 17- 24.
Воспитатель: - У животных есть детёныши. Назовите их.
У лисы – (лисёнок).
У медведицы – … (медвежонок).
У волчицы – (волчонок).
У зайчихи - … (зайчонок).
Воспитатель: - Ищите следующий пазл.
(Дети находят пазл и прикрепляют его к магнитной доске).
А теперь, давайте немного отдохнём и поиграем в нашу любимую игру «Жил в лесу колючий ёжик».
Физминутка (аудиозапись).
Музыкальная игра «Жил в лесу колючий ежик»
1. Жил в лесу колючий ежик, да-да-да,
Был клубочком и без ножек, да-да-да…
(Дети выполняют движения согласно текста).
Слайд 25.
Задание 4. Дидактическая игра «Один-много»
Слайды 26- 29.
Волк – … (волки, заяц - … (зайцы, медведь - … (медведи, ёж – ежи.
Воспитатель:- Вы заслужили ещё один пазл.
(Дети находят пазл и прикрепляют его к магнитной доске)
Воспитатель: Смотрите-ка, кто-то шишки в суматохе уронил. Кто бы это мог быть?
Дети : - Белочка.
Воспитатель: Я думаю, она не обидится, если мы с ними немного поиграем.
(Дети поднимают по одной шишке)
Игровой массаж.
Раз, два, три, четыре, пять,
Шишку будем мы катать.
Шишку будем мы катать.
Раз, два, три, четыре, пять.
(Дети катают шишки между ладошками два раза)
Воспитатель: - Давайте шишки соберём в корзиночку, белочка будет очень рада, ведь зимой холодной они очень ей пригодятся.
( Дети складывают шишки в корзинку)
Задание 5.
Игра с мячом «Назови ласково».
Воспитатель. Ребята, как вас ласково называют дома или в детском саду?
(Софья - Софийка, Софушка, Ульяна – Ульянушка, Вика – Викуля)
Вот и животные тоже любят ласку.
-Кто мяч поймает, тот и ласково называет!
(Лиса-лисичка, волк-волчок, белка-белочка, заяц-зайчик, зайчишка)
Воспитатель. Хорошо! Где-то здесь должен быть ещё один пазл.
(Дети ищут ещё пазл и прикрепляют на доску).
Задание 6.
Слайд 30.
Игра «Угадай, кто это?» (Силуэты животных: медведь, волк, лиса,заяц).
Слайды 31-34.
Бурый, косолапый, неуклюжий -. (мелведь).
Серый, зубастый, воющий -. (волк) .
Хитрющая, пушистая, рыжая -. (лиса) .
Маленький, длинноухий, трусливый -. (заяц) .
Воспитатель: Вот и последний пазл у вас в руках.
Давайте соберём их в одну картинку и скажем волшебные слова:
(Дети совместно с педагогом собирают пазлы в одну картинку).
Игра с пальчиками «Лесные звери»
Этот пальчик – белочка,
Рыженькая девочка.
Этот пальчик – зайчик,
Зайчик – попрыгайчик
Этот вот – лисичка,
Хитрая сестричка.
Этот – мишенька - медведь,
Любит громко пореветь.
Этот – серенький волчок –
Получился кулачок.
Разожми кулак скорей,
В лес всех выпусти зверей.
(Загибают пальцы, начиная с мизинца, на последнюю строчку дуют на ладошку).
Слайд 35.
(Картинка-слайд «оживает» (анимация). Звучит шум леса).
Воспитатель: - Какие вы молодцы! Помогли лесу ожить.
Рефлексия. Вам понравилось путешествие?
Что вы узнали нового? С какими трудностями встретились?
Что вы расскажете дома мамам? Где вам понадобятся новые знания?
Игра была не простая,
Умная такая.
Те, кто в неё играют,
Зверей не обижают.
А нам же друзья, на прощанье
Осталось сказать: «До свидания!»
А сейчас возвращаемся в детский сад, там нас ждёт награда.
По тропинке мы пойдём,
Быстро в садик попадём!
(Дети «возвращаются» вместе с педагогом в «детский сад»).
Воспитатель: Вот мы и вернулись. Вы, большие молодцы и заслужили эту медаль.
(Вручение медалей).