Юлия Туркина
Конспект интегрированного ООД по развитию речи «Цветик — семицветик»
Образовательные области: РР, ФР, ПР
Тема занятия: Путешествие в сказку
Возрастная группа: Старшая группа
Цель: ознакомление детей с произведением Валентина Петровича Катаева «Цветик – семицветик»
Задачи:
1. Грамматический строй речи: Совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях: существительные с прилагательными; составлять простые предложения;
Звуковая культура речи: совершенствовать интонационную выразительность речи;
Связная речь: совершенствовать диалогическую форму речи;
Обогащение словаря: Обогащать словарь детей выражениями: «считать ворон», что есть мочи, сквозь землю провалилась и словами: сандалеты, салки
Публикация «Конспект интегрированного ООД по развитию речи „Цветик — семицветик“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Цветы. Все о цветах
- «Цветик-семицветик»
- «Цветик-семицветик». Конспекты занятий
- Темочки
2. Развивать логическое мышление, диалогическую речь; развивать речевое внимание;
3. Воспитывать чуткое, доброе отношение к окружающим людям; воспитывать любовь к художественной литературе, к героям произведения.
Словарная работа: ввести в активный словарь ребенка выражения «считать ворон», «что есть мочи», «сквозь землю провалилась»; слова: сандалеты, салки
Планируемые результаты:
Знать: сказку В. Катаева «Цветик- семицветик»
Иметь представление о том: как анализировать произведение;
Уметь: отвечать на вопросы; отгадывать загадки, играть в дидактическую игру с использованием ИКТ.
Подготовительная работа: чтение народных и авторских сказок, оформление книжной выставки с портретом писателя
Материалы и оборудование:
• Демонстрационный: книга «Цветик – семицветик», цветок «Цветик – семицветик», презентация к произведению с дидактической игрой
• Раздаточный: бумажные лепестки разных цветов
1. Мотивационно – ориентировочный
Здравствуйте, ребята. Отгадайте загадку:
На лице цветет,
От радости растет.
Правильно, это улыбка. Предлагаю сейчас всем улыбнуться друг другу.
Сегодня нас ждет увлекательное путешествие. Да, да! Я не ошиблась – путешествие, но путешествие не обычное, а по страницам книги.
2. Поисковый
Ребята, посмотрите, что у меня в руках?
Как вы могли заметить, у этого цветка лепестки разного цвета. Как же мы назовем наш необычный цветочек?
Сказка, из которой попал к нам этот цветочек, так и называется – «Цветик – семицветик». Написал ее Валентин Петрович Катаев.
Посмотрите на его портрет
Хотите продолжить знакомство с этой сказкой? Для этого следует сказать волшебные слова: Лети лети лепесток через запад а восток через север через юг возвращайся сделав круг лишь коснешься ты земли быть по-моему вели. Вели, чтобы бы очутились в сказке.
Вот и книга со сказкой оказалась у меня.
3. Практический
Но перед тем как продолжить её читать, давайте вспомним, кто главный герой сказки? Что старушка дала Жене? Какое было её первое желание? А второе? Следующее?. (сопровождение презентацией с иллюстрациями к сказке с данными эпизодами) Молодцы, вспомнили содержание сказки!
Также нам нужно вспомнить и поразмышлять над значениями некоторых слов, которые могут встретиться нам в тексте.
Словарная работа
Сандалеты - закрытая летняя лёгкая обувь, туфли или полуботинки
Салки – догонялки
Итак, теперь можно приступать к чтению. Сидим ровно и слушаем внимательно, чтобы ответить на вопросы.
Чтение
Посмотрела Женя на свой цветик-семицветик и видит, что остался всего один лепесток.
— Вот так штука! Шесть лепестков, оказывается, потратила — и никакого удовольствия. Ну, ничего. Вперед буду умнее.
Пошла она на улицу, идет и думает:
«Чего бы мне еще все-таки велеть? Велю-ка я себе, пожалуй, два кило «мишек». Нет, лучше два кило «прозрачных». Или нет… Лучше сделаю так: велю полкило «мишек», полкило «прозрачных», сто граммов халвы, сто граммов орехов и еще, куда ни шло, одну розовую баранку для Павлика. А что толку? Ну, допустим, все это я велю и съем. И ничего не останется. Нет, велю я себе лучше трехколесный велосипед. Хотя зачем? Ну, покатаюсь, а потом что? Еще, чего доброго, мальчишки отнимут. Пожалуй, и поколотят! Нет. Лучше я себе велю билет в кино или в цирк. Там все-таки весело. А может быть, велеть лучше новые сандалеты? Тоже не хуже цирка. Хотя, по правде сказать, какой толк в новых сандалетах? Можно велеть чего-нибудь еще гораздо лучше. Главное, не надо торопиться».
Рассуждая таким образом, Женя вдруг увидела превосходного мальчика, который сидел на лавочке у ворот. У него были большие синие глаза, веселые, но смирные. Мальчик был очень симпатичный — сразу видно, что не драчун, и Жене захотелось с ним познакомиться. Девочка без всякого страха подошла к нему так близко, что в каждом его зрачке очень ясно увидела свое лицо с двумя косичками, разложенными по плечам.
— Мальчик, мальчик, как тебя зовут?
— Витя. А тебя как?
— Женя. Давай играть в салки?
— Не могу. Я хромой.
И Женя увидела его ногу в уродливом башмаке на очень толстой подошве.
— Как жалко! — сказала Женя. — Ты мне очень понравился, и я бы с большим удовольствием побегала с тобой.
— Ты мне тоже очень нравишься, и я бы тоже с большим удовольствием побегал с тобой, но, к сожалению, это невозможно. Ничего не поделаешь. Это на всю жизнь.
— Ах, какие пустяки ты говоришь, мальчик! — воскликнула Женя и вынула из кармана свой заветный цветик-семицветик. — Гляди!
С этими словами девочка бережно оторвала последний, голубой лепесток, на минутку прижала его к глазам, затем разжала пальцы и запела тонким голоском, дрожащим от счастья:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли —
Быть по-моему вели.
Вели, чтобы Витя был здоров!
И в ту же минуту мальчик вскочил со скамьи, стал играть с Женей в салки и бегал так хорошо, что девочка не могла его догнать, как ни старалась.
Все внимательно слушали, поэтому ответьте на несколько вопросов:
1. На что хотела потратить Женя свой последний лепесток? Почему она передумала?
2. С кем познакомилась Женя?
3. На что Женя потратила лепесток? Какой поступок Жени заслуживает восхищения?
4. Чем закончилась сказка?
Молодцы!
Представьте себя, на месте Жени, какие бы вы желания загадали?
Сейчас мы немного разомнемся. Встаём
Физминутка
Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)
Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.)
Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)
Садимся на места.
Вы услышали сказку Катаева. Похожа ли она на рассказ? Почему мы говорим, что это сказка? Что сказочного в этой истории?
Молодцы! А теперь предлагаю пройти к доске и проверить свои знания сказки в игре «Собери все лепестки»
Я задам вопрос, а тебе следует с помощью ручки выбрать правильный ответ. Если изображение выделиться, то мы на верном пути и сможем собрать все лепестки цветика – семицветика.
5 слайд – Сейчас мы проверим, как хорошо вы знаете и различаете птиц по голосу. Я включу звуки птиц, а вы ответите – что это за птица.
8 слайд – Женя, как мы помним, разбила вазу, давайте поможем ей её собрать. Нам следует собрать красную вазу с розовым цветком. Не ошибитесь. Какие фрагменты вазы нам подходят?
13 слайд – Ребята, что здесь изображено? Правильно, игрушки и их тени. Давайте поможем найти каждой игрушке свою тень.
…
Молодцы, ребята, собрали весь цветик- смицветик!
Присаживаемся на места.
Проведение гимнастики для глаз (схема на доске)
4. Рефлексивно – оценочный
Давайте мы с вами вспомним, о чем же там говорилось.
Какое название у сказки?
Кто автор сказки?
Кто главный герой сказки?
Какую же мудрую мысль хотел до нас донести этим произведением В. П. Катаев? Чему учит нас это произведение?
Я вам раздаю волшебные лепесточки и сейчас каждый сможет побыть на месте Жени и загадать своё заветное желание. Молодцы!