Елена Барышова
Конспект интегрированного логопедического занятия для старших дошкольников с ОНР «Путешествие в будущее»
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация:
подгрупповое логопедическое занятие «Путешествие в будущее» составлено учителем – логопедом Барышовой Е. А. для детей подготовительной к школе группы с ОНР (общим недоразвитием речи) и направлено на автоматизацию поставленного звука [с] в словах и предложениях.
Публикация «Конспект интегрированного логопедического занятия для старших дошкольников с ОНР „Путешествие в будущее“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2013
Конспект содержит подробное изложение хода логопедического занятия. В нём отражены коррекционные задачи в соответствии с лексической темой. Занятие содержит этапы работы, которые взаимосвязаны между собой.
Речевой материал - чистоговорки и пословицы, используемые в ходе занятия, способствуют развитию у детей слухового внимания, фонетического слуха и восприятия.
Структура построения занятия позволяет влиять на детскую мотивацию, на развитие интереса у детей. Конспект адресован учителям-логопедам, воспитателям логопедических групп ДОУ и родителям.
Цель: автоматизация поставленного звука [с] в словах и предложениях.
Интегрированная область : познание.
Форма проведения: подгрупповая
Программное содержание:
Задачи
Образовательные:
формировать у детей представление об окружающем мире;
формировать обобщенные способы умственной деятельности и средства построения собственной познавательной деятельности;
формировать знания детей о роли человека в жизни природы, правилах поведения на природе;
активизировать словарный запас по теме «Природа и человек».
Коррекционно-развивающие:
закреплять четкое произнесение звука [с] в слогах, словах и предложениях;
развивать фонематический слух, восприятие;;
работать над звуковым анализом и синтезом слов;
развивать умственные операции сравнения и обобщения;
развивать познавательный интерес ко всему живому, наблюдательность, фантазию;
развивать мелкую и общую моторику; координацию речи с движением;
развивать диалогическую речь, зрительное и слуховое внимание, мышление, восприятие.
Воспитательные:
воспитывать эмоционально-положительное отношение к окружающему миру,
воспитывать любовь к природе, желание оберегать ее, охранять;
воспитывать навыки сотрудничества, доброжелательности.
Предварительная работа:
1. постановка и автоматизация звука [с] в слогах.
2. Беседа с детьми на тему «Взаимодействие человека с природой».
3. Проговаривание с детьми «Правила поведения в лесу».
4. Разучивание пословиц о лесе.
5. Развитие лексико-грамматических категорий речи посредством различных дидактических игр.
6. Чтение детям сказки: «Домовенок Кузька», автор: Татьяна Александрова.
Оборудование:презентация к занятию, интерактивная доска, стулья по количеству детей, мяч, сундучок, листочки, подушки., индивидуальные зеркала для артикуляционной гимнастики.
Ход занятия
I Организационный момент:(в музыкальном зале дети встречаются с логопедом в образе сказочного героя «Сосновика»)
Сосновик: добрый день ребята, я лесной житель, зовут меня Сосновик, я прилетел к вам из будущего. Вы узнали меня? Из какой я сказки?
Дети: из сказки про «Домовенка Кузю»? Ты лесной братецЛесовичка.
Сосновик: правильно ребята, а прилетел я к вам не просто так, мне очень нужна ваша помощь. В моем лесу твориться что-то странное и не понятное. Вы поможете мне?
Дети: поможем.
II Основная часть
Сосновик: тогда я вас приглашаю отправиться со мной в путешествие в будущее. А отправимся мы с вами на волшебных листочках.
(Дети садятся на подушки, которые сделаны в форме листков).
Сосновик: ребята, но наши волшебные листочки смогут полететь только тогда, когда мы сделаем гимнастику для правильного и красивого произнесения первого звука моего имени. Вы уже догадались какой это звук?
Дети: да. Это звук [с].
Сосновик: правильно ребята, давайте все вместе дружно произнесем этот звук (произношение изолированного звука, а что вы знаете про этот звук?
Артикуляционный уклад звука
Дети: когда мы произносим звук [с], у нас язычок находиться за нижними зубами, а губы улыбаются
Характеристика звука
Дети:он согласный, твердый, глухой.
Сосновик: молодцы, ребята. Какие упражнения мы будем выполнять?
Дети:«Улыбка – Трубочка», «Лопаточка», «Наказать непослушный язычок», «Чистим зубки», «Горка»(взрослый произносит артикуляционную гимнастику в стихах, дети в это время выполняют ее и смотрят в индивидуальные зеркала, которые раздаем им взрослый).
Артикуляционная гимнастика
(специальные артикуляционные упражнения для свистящих звуков)
1.«Улыбка – Трубочка» (развитие подвижности губ, формирование уклада губ, необходимого для многих звуков русской речи).
Описание: Поставить верхние зубы на нижние, растянуть губы в улыбке, показав все зубы, удерживать улыбку 3 – 5 секунд, вытянуть губы вперед трубочкой, удерживать губы в таком положении 3 – 5 секунд. Выполнять переключения с одной позиции на другую 5 – 7 раз.
2. «Лопаточка» (расслабление мышц языка, удерживание языка широким, распластанным)
Описание: Рот открыт, язык спокойно положить на нижнюю губу, удерживать его широким на нижней губе 3-7 сек.
Язычок наш как лопатка -
Очень ровный, очень гладкий.
А такой лопаткой
И копать приятно.
3. «Наказать непослушный язычок» (расслабление мышц языка).
Описание: Упражнение «Лопаточка», пошлепать по языку верхней губой со словами «пя-пя-пя». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 10.
Провинился язычок,
Ничего сказать не смог.
Мы его похлопаем,
Губками пошлепаем.
4. «Чистим зубки» (научиться удерживать кончик языка за нижними зубами).
Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая языком движения из стороны в сторону.
Чищу зубы чисто, чисто
И снаружи, и внутри;
Я хочу, чтобы всегда
Были белые они.
5. «Горка» (научиться удерживать язык в положении необходимом для правильного произнесении свистящих звуков, развитие силы мышц кончика языка).
Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка упирается под нижние зубы, широкий язык приподнять «горкой». Удерживать язык 5-10 секунд.
Горка длинная у нас!
Мы прокатимся сейчас.
Ты на горке удержись,
Плавно, медленно катись.
Звучит фрагмент музыкального произведения.
Автор Григ «В пещере горного короля».
Сосновик: вот ребята посмотрите, мы уже и на месте, даже не заметили как добрались до моего лесочка. (на слайде № 4изображение вырубленного леса). Ну как вам, нравиться мой лес?
Дети: нет, он страшный, скучный и темный.
Сосновик: вот дети и мне он тоже не нравится, но я ничего сделать не могу, я остался в нем совсем один, ни птиц, ни животных, даже насекомых не осталось в нем (сосновик плачет).
Дети: не плач сосновик, мы тебе поможем.
Сосновик: правда? Тогда давайте пройдем по тропинке, я покажу вам, чтонаходится там.
Координация речи с движением «Прогулка»
Дружно за руки возьмемся,
В лес зеленый мы пойдем.
По полянке мы пройдемся,
Песню весело споем.
Нагибайся, погляди-ка,
Что краснеет под кустом?
Ты не прячься, земляника,
Все равно тебя найдем!
Комары звенят над нами,
Комары кусают в лоб
Мы воюем с комарами,
Мы в ладоши хлоп, хлоп, хлоп.
Дети идут парами
расходятся по поляне, «собирают ягоды»
отмахиваются от «комаров»
громко хлопают в ладоши
Сосновик: ну вот мы и пришли, что вы видите, ребята? (слайд № 5,6)
Дети: везде мусор, грязно и муравейник сломан, деревья без листочков.
Сосновик: вот, вот, ребята, так я живу среди мусора в скучном и дремучем лесу. Но я знаю, как вы сможете мне помочь одеть все деревья в их красивые наряды, просто нужно вам вспомнить, у кого какие листочки растут. Какие листья у осины (в это время за каждый ответ ребенка на слайде № 7 появляется по листочку на дереве).
Дети: осиновые.
Сосновик: какие листья у березы?
Дети: березовые листья.
Сосновик: молодцы, ну а какие листочки у сосны? Сосновые листья, правда?
Дети:у сосны не листочки, а иголки.
Сосновик: ой, какие внимательные, не удалось мне вас обмануть. Посмотрите ребята, какой наряд получился у нашего дерева, и сразу полянка наша стала какой-то не такой как раньше. Какая теперь она?
Дети: светлая, солнечная, красивая.
Сосновик: а еще она станет краше, если на ней вырастут цветы, грибы и другие деревья, но только если вы правильно отгадаете мои загадки, готовы?
Дети: да.
Взрослый загадывает детям загадки и после каждого ответа детей на полянке появляется цветы, грибы и деревья (слайд № 8)
Загадки (отгадки всех загадок в названии имеют звук [с]) :
Он растет на длинной ножке
С лепесточками, как рожки,
Голова его крупна,
Черных семечек полна.
(Подсолнух)
Так маленького Васю называют
И те цветы, что в поле собирают.
(Василек)
Первым вылез из землицы
На проталинке,
Он мороза не боится,
Хоть и маленький.
(Подснежник)
Что за гриб стоит на кочке
В красном бархатном платочке? (Подосиновик)
Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек
В шляпках разноцветных,
Издали приметных.
(Сыроежки)
У меня длинней иголки,
Чем у елки.
Очень прямо я растуВ высоту.
Если я не на опушке,
Ветви – только на макушке.
(Сосна)
Что за дерево стоит –
Ветра нет, а лист дрожит?
(осина)
Сосновик: молодцы, вы сумели отгадать все лесные загадки. Какая красивая полянка у нас теперь. Но мне кажется, что на нашей полянке чего-то не хватает. Почему не так светло?
Дети: потому что на небе не светит солнышко.
Сосновик: правильно, а давайте мы его позовем?
Дети: давайте (дети садятся на стульчики).
Гимнастика для глаз
«Лучик солнца»
Лучик, лучик озорной,
Поиграй-ка ты со мной.
Ну-ка лучик повернись,
На глаза мне покажись.
Взгляд я влево отведу,
Лучик солнца я найду.
Теперь вправо посмотрю,
Снова лучик я найду. Дети моргают глазками
Дети делают круговые движения глазами.
Отводят взгляд влево.
Отводят взгляд вправо.
Сосновик: вот и солнышко к нам в гости пожаловало (на слайде № 8 появляется солнце). Ребята, а вспомните, пожалуйста, с каким предметом Кузя приходил в мой лесочек?
Дети: с сундучком.
Сосновик: дети, скажите,сколько слогов в слове «сундук».
Звуко-слоговый анализ слова
Дети:(считают количество слогов в слове хлопками) : два слога.
Сосновик: правильно. Этот сундучок я хочу вам показать, но открыть его не так-то просто, нужно произнести волшебное заклинание:
Закрепление произношения звука [с ]всловах
(сначала произносит взрослый, потом дети) :
Ас-ас-ас-ананас
Ось-ось-ось-лось
Усь-усь-усь-гусь
Ись-ись-ись - отворись
Сосновик: вот мой сундучок и раскрылся, посмотрите, что в нем?
Развитие фонематического восприятия
(педагог достает из сундучка листочки и показывает их детям)
Сосновик:это лиШточки?
это литочки?
это лиЗточки?
это лиСточки?
Дети: листочки.
Сосновик: правильно, листочки, но они, как и сундучок волшебные. Они приготовили для нас задания, чтобы мы могли с вами помочь моему лесу стать прежним. Будем разгадывать?
Дети: будем.
Закрепление произношения звука[с] в предложении
Сосновик:(достает один листок и читает детям задание) : нам нужно с вами проговорить чистоговорки со звуком [с] (сначала взрослый, потом дети) :
Са-са-са–под кустом сидит лиса
Со-со-со - хвост лисы как колесо.
Су-су-су–тихо осенью в лесу
Сы-сы-сы - есть лисята у лисы.
Сосновик: хорошо, справились, теперь второе задание: назвать лесных жителей, в названии которых есть звук [с]?
Дети: лиса, суслик, сова, лось.
Сосновик (читает третье задание) : а теперь расскажите где же находится звук [с] в этих словах?
Звуковой анализ слов
Дети (полным ответом отвечают) :
в слове лиса звук [с] находится в середине слова;
в слове суслик звук [с] находится в начале и в середине слова;
в слове лось звук [с] находится в конце слова;
в слове сова звук [c] находится в начале слова.
(в это время на слайде № 8 появляются животные).
Сосновик: хорошо, и с этим заданием вы справились, а теперь четвертое задание (читает, вам, ребята, нужно сказать слова перевертыши, то есть наоборот
Дидактическая игра «Скажи наоборот».
(взрослый кидает ребенку мяч, который достает из сундука и произносит слово, ребенок в ответ говорит ему слово наоборот и кидает мяч и так с каждым ребенком) :
Разрушать – строить
Темный – светлый
Сильный – слабый
Смелый – трусливый
Сосновик: молодцы, остался у нас последний волшебный листочек (читает задание) вам нужно посчитать зверей от одного до пяти, лиса, лось, суслик
Дидактическая игра «Посчитай от одного до пяти»
Дети (хором проговаривают и загибают пальчики на руках) :
одна лиса, две лисы, три лисы, четыре лисы, пять лис;
один лось, два лося, три лося, четыре лося, пять лосей;
один суслик, два суслика, три суслика, четыре суслика, пять сусликов.
Звучит фрагмент музыкального произведения.
Автор Григ «Утро»
Сосновик: вот какие молодцы ребята, вы справились со всеми заданиями. И все лесные жители зовут вас с собой поиграть, хотите (слайд № 9)
Дети: хотим.
Координация речи с движением
«На полянке».
На полянке поутру
Мы затеяли игру.
Я - подснежник, ты - вьюнок,
Становитесь в наш венок.
Раз, два, три, четыре,
Раздвигайте круг пошире.
А теперь мы ручейки,
Побежим вперегонки.
Прямо к озеру спешим,
Станет озеро большим.
Становитесь в круг опять-
Будем в солнышко играть.
Мы – весёлые лучи,
Мы – резвы и горячи. дети встают в круг, берутся за руки
делают 4 шага назад
бегут по кругу
раздвигают круг
смыкают круг
тянутся на носочках, руки вверх
прыгают на носочках
Сосновик: как же теперь весело стало у меня в лесочке, сразу песни запели птицы, цветы начали расти, все лесные жители вернулись домой. Да и вам ребятушки пора в детский сад возвращаться (дети садятся на подушки и выполняют пальчиковую гимнастику).
Пальчиковая гимнастика "Кого встретили в лесу?"
Раз, два, три, четыре, пять –
мы в лесок ходили гулять.
Там живет лиса.
Там живет олень.
Там живет барсук.
Там живет медведь.
«шагать» по ладошке средним и указательным пальцами
рукой показать хвост за спиной пальцы рук разведены в стороны
кулачки прижать к подбородку
руки опустить вниз, имитировать покачивания медведя
Дети встают с подушек и садятся на стулья.
III Итог занятия
Рефлексия
Смысловая рефлексия занятия :
– Ребята, где мы сегодня с вами побывали?
– Что вы нового для себя узнали (дети отвечают)
Сосновик: дети, а как вы думаете, почему произошла с моим лесом такая беда, кто же виноват был в этом?
Дети: человек, потому что он не берег природу. Не убирал за собой мусор, рубил деревья.
Сосновик: правильно ребята, сейчас мы с вами вспомним все правила поведения в лесу, чтобы в будущем у нас не было таких лесов.
“Правила поведения в лесу” (слайд №10)
1. Ветки не ломать, деревья не калечить, не делать на них вырезки, ни травинку, ни лист зря не рвите.
2. Не подходи близко к гнездам птиц, не прикасайся к гнезду, иначе птицы могут покинуть гнездо навсегда.
3. Береги муравейники. Помни – муравьи – санитары леса.
4. Не разжигай костер. От огня погибают растения, задыхаются животные и насекомые.
5. Не рви цветы, за тобой пройдут сотни людей, и им тоже будет приятно видеть цветы.
6. Не лови ради забавы бабочек, стрекоз и других животных.
7. Не сори в лесу. Убирай за собой мусор и стеклянную посуду. Пожар в лесу может возникнуть от брошенной стекляшки.
Сосновик: я надеюсь, ребята, что вы будете соблюдать все эти правила и вас будут окружать только чистые, красивые леса, в которых будет полно животных, грибов, ягод, цветов и птиц.
Эмоциональная рефлексия занятия :
– Что понравилось вам больше всего в нашем путешествии?
– Что не понравилось?
– Что было самое трудное (дети отвечают)
Домашнее задание
Сосновик: если вам понравилось наше путешествие, расскажите маме и папе, а потом попробуйте нарисовать картинку того будущего, в котором бы вы хотели жить. Постарайтесь передать в картинке свое настроение. А на прощание я хочу вам рассказать одну пословицу, которую вы должны запомнить:
Лес – богатство и краса, береги свои леса (слайд №11)
(дети повторяют за взрослым пословицу)