Ватутина Наталия
Конспект информационно-исследовательского проекта в подготовительной группе «Осень золотая в гости к нам пришла»
Пояснительная записка
Тема проекта: «Осень золотая в гости к нам пришла»
Вид проекта: исследовательский.
Продолжительность проекта: краткосрочный (1 месяц) 1.10.2022-31.10.2022.
Участники проекта: дети подготовительной группы, педагоги, родители.
Актуальность::Особенностями развития ребенка дошкольного возраста являются активное стремление его к познанию окружающего мира, любознательность, желание экспериментировать. Этому способствует высокий потенциал его умственных возможностей, развитие которых реализуется в процессе различных видов деятельности.
Публикация «Конспект информационно-исследовательского проекта в подготовительной группе „Осень золотая в гости к нам пришла“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Проекты
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2022
Цель проекта: Расширение представления детей об осени, как времени года; становление у детей познавательного, нравственно-эстетического отношения к природе.
Задачи проекта:
Воспитательные:
• Воспитывать познавательный интерес к природе и желание отражать полученные знания в творчестве.
• Воспитывать моральные качества: доброта, чуткость, сострадание, умение сопереживать.
• Воспитывать бережное отношение к природе.
• Учить видеть красоту, изменчивость и неповторимость окружающего мира.
• Воспитывать экологическую культуру и правила безопасного поведения в природе.
Развивающие:
• Развивать у детей умения и навыки наблюдений за природными явлениями и объектами.
• Развивать умение понимать содержание произведений, внимательно слушать сказки, рассказы, стихотворения о природе.
• Уточнять, обогащать и активизировать словарный запас.
Образовательные:
• Познакомить детей с особенность осеннего времени года.
• Учить видеть взаимосвязь живой природы с изменениями погодных условий осенью.
Формы и методы работы:
• непосредственно – образовательная деятельность;
• художественная мастерская;
• дидактические настольные игры;
• просмотр мультфильмов;
• тематическая выставка.
Содержание проекта:
I этап – мотивация.
С целью мотивации детей подготовительной группы на работу над проектом проведено наблюдение за осенним деревом. Воспитатель прочла стихотворение М. Садовского «Осень»
Березы косы расплели,
Руками клены хлопали,
Ветра холодные пришли,
И тополи затопали.
Поникли ивы у пруда,
Осины задрожали,
Дубы, огромные всегда,
Как будто меньше стали.
Все присмирело, съежилось,
Поникло, пожелтело.
Лишь елочка пригожая
К зиме похорошела.
Воспитатель спросила: «Почему поэт так сказал о деревьях? Что происходит в природе сейчас? Давайте вместе разберемся.» Так появилась идея и тема проекта
II этап – разработка совместного плана работы над проектом.
Для составления плана была использована модель трёх вопросов Л. В. Михайловой-Свирской.
Что мы знаем об осени?
• Осенью холодно.
• Птицы улетают в теплые края.
• Желтеют листья на деревьях.
• Убирают урожай.
Что мы хотим узнать?
• Какие птицы улетают?
• Как художники рисуют осень?
• Что происходит с животными?
• Какого цвета осенние листья у клена?
• Почему осень называют золотой?
Что нужно сделать, чтобы узнать?
• Спросить у дедушки или у бабушки, они, может, знают.
• Можно в книге прочитать.
• Ещё можно посмотреть в Интернете. Там обо всём написано.
• У воспитателя можно спросить.
• Надо у старшего брата спросить.
• Надо понаблюдать и подумать.
На основе этой модели был создан совместный план работы над проектом для каждого центра. Свои предложения вносили дети, педагоги и родители.
Центр науки:
Узнать какие приметы осени. (Алина)
Узнать, зачем желтеют и опадают листья. (Таня)
Рассмотреть фотографии осени, где изображена осень. (Денис)
В парке посмотреть, как изменились деревья. (Даша)
Центр математики:
Собрать семена дуба, клена, ясеня для счета. (Вадим)
Из листьев выложить длинные и короткие дорожки, геометрические фигуры. (Алина)
Сравнить листья разных деревьев по размеру. (Саша)
Составить арифметические задачи с применением природного материала (воспитатель)
Центр книги и общения
Найти сказки, стихи и рассказы об осени. (родители)
Придумать загадки про осень.
Поиграть в словесные игры: «Доскажи словечко», «Найди общее с применением технологии ТРИЗ», «Узнай по описанию»; «От какого дерева листок»; «Когда это бывает?»; «Что перепутал художник»; «Чудесный мешочек» (овощи, фрукты, ягоды) ; «Чем отличаются и чем похожи деревья?»; (воспитатель)
«Опиши словами осень!»,
Чтение художественной литературы/просмотр мультфильмов:
«Овощи» Ю. Тувим – игра – драматизация, изготовление масок (художественная мастерская); .(родители)
"Мешок яблок" В. Сутеев.
Чтение стихотворений о ранней осени. (воспитатель)
«Заучивание стихотворения И. Белоусова «Осень»
«Рассматривание сюжетной картины «Осенний день»»
Твардовский «Лес осенью»
В. Бианки «Сентябрь»; «Октябрь» (воспитатель)
Антонова «Желтой краской кто-то»
И. Мазина «Посмотри, как день прекрасен»
Исенсен «Падают, падают листья»
Босев «Осенний ветер» пер. Токмаковой
Нищеева «Осенние листья»
Пушкин «Уж небо осенью дышало»
Е. Кай «Осень на носу»
И. Бунин «Листопад»
З. Федоровский «Осень на опушке краски разводила».
В. Авдиенко «Ходит осень по дорожке».
Чтение художественной литературы:
Пословицы, поговорки, загадки об осени
А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»
А. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье»
А. Плещеев «Скучная картина»
К. Бальмонт «Осень»
Н. Сладков «Осень на пороге»
Е. Благинина «Улетают, улетели»
Г. Скребицкий «Четыре художника. Осень»
А. Ерикеев «Наступила осень
Чтение, пересказ рассказов, чтение и заучивание стихов, загадок и их обсуждение на протяжении проекта. (родители)
Загадки, пословицы, поговорки – по теме проекта.
Центр искусства
Нарисовать пейзаж «Осень». (Полина)
Рассмотреть репродукции картин художников о теме «Осень»
Нарисовать осенний пейзаж, натюрморт (Вадим)
Работа с бумагой «Корзиночка для фруктов», «Коробка для овощей»
Оформить альбом «Осень» (И. М.)
Выложить картину из осенних листиков.
Аппликация «На лесной полянке выросли грибы»
Аппликация «Огурцы и помидоры лежат на тарелке»
Аппликация «Блюдо с фруктами и ягодами» (коллективная работа)
Рисование «Идет дождь»
Рисование «Яблоня с золотыми яблоками в волшебном саду»
Рисование «Осенний лес»
Центр физкультуры
Подвижные игры:
«К названному дереву беги»,
«Найди листок, как на дереве».
«У медведя во бору»
Пальчиковая гимнастика
«Серый волк»;
«Корзинки»;
«Огородный хоровод»;
«Собери яблоки»
Центр конструирования
Изготовить корзину для овощей и фруктов посредством оригами. (Даша)
Сделать из бумаги и картона фотоаппарат для снимков осенних деревьев.
Центр музыки
Разучивание песен по теме проекта.
Слушание музыкальных произведений П. И. Чайковского «Времена года».
Взаимодействие с семьей
Собрать фотоальбом по теме «Осень разноцветная»
Совместная выставка поделок из природного материала
III этап – практический.
Практическая часть выполнена в соответствии с намеченным планом.
Фотоотчет по выполнению плана проекта.
IV этап – итоговый.
Итоговыми мероприятиями проекта стали:
• выставка детских работ «Нежная осень»,
• совместная выставка родителей и детей «Дары осени»,
• праздник «Осень разноцветная»
Далее педагоги вместе с детьми и родителями проанализировали выполнение совместного плана работы над проектом, отметив заслуги каждого, и ответив на вопросы.
Вопросы детям:
• Сумеете ли вы теперь вместе с детьми найти приметы осени, объяснить образные высказывания об осени?
• Что ещё нового вы узнали, чему научились?
• Как и где вы будете использовать свои знания?
• В каком Центре вам интереснее всего было работать и почему?
• Вспомните самый забавный, весёлый момент проекта.
Вопросы родителям:
• Как Вы считаете, чему научились дети?
• Какие мероприятия плана были наиболее удачными?
• Что можно сделать лучше в следующий раз?
Педагоги проанализировали результаты проекта:
Полученные результаты проекта :
1. Участники проекта научились находить приметы осени.
2. В результате проекта у детей пополнились, систематизировались знания и представления об осенних изменениях в природе, о многообразии осенних даров.
3. На основе углубления и обобщения представлений об окружающем, в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики, у детей расширился и активизировался речевой запас.
4. У детей появилось желание самостоятельно заняться творчеством – сочинять свои загадки и небольшие рассказы об осени, иллюстрировать их, работать сообща над общим проектом.
5. Родители приняли активное участие в реализации проекта.
6. Выпущен видеоролик для родителей по результатам продуктивной деятельности.
7. Участники проекта в ходе совместной деятельности проявили навыки позитивного сотрудничества и взаимодействия.
Вопросы педагогам:
• Соответствуют ли полученные результаты проекта ожидаемым?
• Что удалось, а что не удалось в ходе проекта и почему?
• Как Вы считаете, какие мероприятия оказались наиболее эффективными для решения задач проекта?
• Что помогло включить детей в общий проект?
• Что нужно будет учесть в следующий раз?
Список использованной литературы:
1. Михайлова-Свирская Л. В. Метод проектов в образовательной работе детского сада. – М. : Просвещение, 2015.
2. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду. 3-е изд. М. Просвещение 2001