МААМ-картинки

«Звук [Р]». Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием ИКТ для детей старшего дошкольного возраста

Наталья Коршунова
«Звук [Р]». Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием ИКТ для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Цель занятия:

Совершенствование произносительной стороны речи, лексико-грамматического строя речи.

Задачи:

1. Коррекционно-образовательные:

-Уточнить и систематизировать знания по теме «Природа нашего края»;

-Продолжать учить правильно употреблять названия детёнышей животных ;

- Совершенствовать умение образовывать прилагательные от существительных;

-Формировать навык образования относительных прилагательных;

-Закреплять умение использования слов-антонимов;

2. Коррекционно - развивающие:

- Развивать подвижность органов артикуляции;

- Выработать целенаправленную прямую длительную воздушную струю;

Публикация «„Звук [Р]“, Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием ИКТ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

- Упражнять в правильном произнесении звука [Р] в слогах, словах;

-Развивать мелкую моторику;

-Продолжать формировать фонематическое восприятие;

- Продолжать развивать память и мышление;

3. Воспитательная:

- Воспитывать бережное отношение к окружающему нас миру;

-Воспитывать навык самоконтроля за речью;

Оборудование и материалы: Ноутбук, зеркало для индивидуальной работы,трубочки для коктейля -2 шт., пособие «горка», предметные картинки ягод и грибов, картинки с изображением хвостов и голов животных; плоскостные изображения вагончиков красного, зелёного и синего цвета.

ЦОР: Презентация в Power Point (19 слайдов)

Ход занятия:

1. Организационный момент (слайд 1)

Логопед: Здравствуй! Я рада видеть тебя здоровым и с хорошим настроением. Давай поздороваемся сейчас не только друг с другом, но и с окружающим нас миром. Повторяй все слова и движения вместе со мной.

(Звучит музыка «Звуки природы». Значок «» в сценарии обозначает, что данная часть занятия может проводиться, на усмотрение педагога, под музыкальное сопровождение. На слайде музыка включается нажатием на значок правом нижнем углу слайда)

Логопед и ребёнок (вместе):

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, речка и лесок!

Мы живём в родном краю,

Всех я вас приветствую! (садятся)

Сегодня я хочу рассказать тебе новую сказку. Слушай внимательно и помогай мне. (слайд 2)

2. Артикуляционная гимнастика

«В одном сказочном красивом необыкновенном лесу жили животные и их детёныши:

ежи и…ежата, (договаривает ребёнок)

белки и …бельчата,

лисы и…. лисята,

зайцы и …зайчата,

лоси и…. лосята.

Они были очень дружные и любили играть игрушками. Ну, например,

матрёшкой из пластмассы, значит матрёшка какая…пластмассовая, (договаривает ребёнок,

пилой из железа, значит, пила какая…железная,

конструктором из пластика, значит конструктор какой…. пластиковый.

Мячом из кожи, значит мяч какой…. кожаный.

Но больше всего они любили лошадку из дерева и весело на ней качались (слайд 3)

(артикуляционное упражнение «Лошадка»)

Друзья всегда вместе ходили собирать ягоды и грибы (слайд 4)

(артикуляционное упражнение «Грибок»)

Любимой игрушкой зайчонка был барабан, он отстукивал на нём разные ритмы. (слайд 5)

(артикуляционное упражнение «Барабанщик»)

Один раз он стучал так долго, что очень надоел пчёлке, (слайд 6) которая собирала цветочную пыльцу, и она чуть не укусила его за нос.

(артикуляционное упражнение «Пчёлка»)

Когда шёл дождь, все зверята прятались под большим цветком и слушали, как стучат его капельки (слайд 7).

(артикуляционное упражнение «Дождик»)

3. Автоматизация звука Р в слогах (слайд 8)

Со старой мудрой совой, которая жила на самой высокой сосне все лесные жители здоровались по-разному:

Бельчата приветствовали: Ро-Ро-Ро…

Зайчата: Ры-Ры-Ры….

Лисята: Ру-Ру-Ру….

Ежата: Ра-Ра-Ра….

(Пропевание слоговых рядов сначала шепотом, затем нормальным голосом. Музыка А. Гречанинова, В. Ребикова, А. Лядова диск для общего и музыкального развития малышей от рождения до школы «Музыка с мамой» Екатерина Железнова) (слайд 9).

А ещё в этом сказочном лесу жил чёрный ворон. Покажи, как он кричал.

Ребёнок: каР-каР-каР кРа-кРа-кРа.

4 Автоматизация звука Р в словах (на протяжении всех остальных частей занятия)

Все боялись его, потому что он любил играть спичками. И однажды случилась беда, волшебный лес загорелся. (слайд 10)

Все звери быстро сели в сказочный паровозик и поехали далеко от своего леса. Скажи, кто в какой вагончик сел.

Ребёнок: В пеРвый - лиса с лисёнком, во втоРой - зайчиха с зайчонком, в тРетий - и т. д.

5. Развитие дыхания (слайд11)

Логопед: Посмотри, какой сильный пожар в лесу. Чтобы помочь нашим друзьям, нужно его потушить. Ты хочешь помочь зверятам? Давай возьмём шланги с водой и зальём огонь.

(Ребёнок дует в трубочку для коктейля. При нажатии педагогом на слайд изображение огня постепенно исчезает).

6. Гимнастика для глаз. (слайд 12)

Погас огонь, все звери вернулись в свой лес. Посмотри, как они радуются тому, что всё закончилось хорошо! (Ребёнок следит глазами за перемещающимися поочерёдно животными на слайде).

А ворон пообещал всем, что больше никогда не будет играть со спичками. (слайд 13)

7. Сообщение темы занятия

Логопед: Какой знакомый звук ты услышал в сказке и сам пытался произносить его правильно?

Ребёнок: Звук Р

Логопед: Мы сегодня продолжим учиться правильно произносить звук Р в словах. А не хотел бы ты отправиться не в сказочный, а в настоящий лес?

8. Характеристика звука Р по артикуляционным признакам (слайд 14)

Логопед: Выбери, по какой дорожке мы с тобой пойдём в лес. Почему ты так решил?

(ребёнок выбирает дорожку с изображением артикуляции звука Р и рассказывает о правильной артикуляции данного звука).

9. Развитие мелкой моторики

Логопед: Чтобы нам дойти до леса нужно подняться вверх по горочке.

(«Прошагивание» пальчиками по массажным модулям,нашитым на ткани в виде горочки вверх, затем вниз. Музыка А. Гречанинова, В. Ребикова, А. Лядова. Диск для общего и музыкального развития малышей от рождения до школы «Музыка с мамой» Екатерина Железнова)

Вверх по горочке шагали и немножечко устали,

А на горочку взошли, ничего там не нашли.

Вниз по горочке шагали и немножечко устали

Ищем, ищем, где кровать, захотелось полежать. (слайд 15)

10. Уточнение слов-антонимов. Развитие фонематического восприятия.

Логопед: Посмотри, как красиво на лесной полянке. Вот это дерево молодое, а это…

Ребёнок: СтаРое.

Логопед: Этот ручеёк узкий, а этот…

Ребёнок : ШиРокий

Логопед: Краски леса не тусклые, а …

Ребёнок: ЯРкие

Логопед: Этот кустик растрёпанный, а этот…

Ребёнок: АккуРатный.

(Перед ребёнком выкладываются картинки с изображением грибов и ягод)

Логопед: В лесу растут ягоды и…

Ребёнок: Грибы.

Логопед: Выбери ягоды и грибы, в названии которых ты услышишь звук Р.

(бРусника, чеРника, смоРодина, мухомоР, подбеРёзовик и т. д.)

В красной куртке на пригорке

Украшая тёмный бор.

Вырос пёстрый, как Петрушка.

Ядовитый….

Ребёнок: МухомоР. (слайд 16)

Логопед: Где вырос мухомор?

Ребёнок: На пРигорке

Логопед: Посчитай сколько мухоморов на этом пригорке

Ребёнок: Один мухомоР, два мухомоРа и т. д.

12. Образование притяжательных прилагательных.

Логопед: Звери в лесу услышали нас и спрятались. Догадайся, кто здесь?

(Перед ребёнком выкладываются картинки с изображением голов и хвостов животных. Ребёнок называет их).

Ребёнок: Рысья голова и рысий хвост,

Медвежья голова и медвежий хвост,

Беличья голова и беличий хвост и т. д.

Логопед: В лесу живёт народ, как мы

И он от нас не ждёт беды.

Но люди это забывают,

Костры горящие бросают.

И гибнут добрые друзья,

Зайчонок, белка, еж, змея.

Логопед: В каких словах в этом стихотворении ты услышал звук Р?

Ребёнок: КостРы, бРосают (слайд17)

Логопед: Что может произойти, если оставить в лесу горящий костёр?

Ребёнок: Начнётся пожаР.

Логопед: Жаль, что только в сказочном лесу всё заканчивается хорошо. На самом деле, пожар в лесу уничтожает всё, к чему он прикасается. (слайд18) Горят деревья, гибнут звери, птицы.

…Я всех прошу остановиться,

Не мусорить, не торопиться.

Подумать, всё ли сделал я,

Чтобы жила зверей семья.

Чтобы сберечь лесной их мир,

Не пожалеем наших сил. (слайд19)

13. Итог занятия.

Логопед: Сегодня мы с тобой побывали в сказочном и в настоящем лесу. Вспомнили, чем грозит пожар. Мы будем стараться делать так, чтобы наши друзья не попадали в беду! А ещё мы будем помнить о звуках и правильно их произносить. Какой звук помогал тебе сегодня на занятии?

Ребёнок: Звук Р.

Логопед: Давай вернёмся с тобой из леса в детский сад в красном вагончике - если ты очень доволен собой на занятии; в зелёном - если работал хорошо, но считаешь, что мог работать лучше; в синем - если недоволен собой.

Использованные ресурсы:

1. Современный детский сад №2 2012 год

2. Край чистых рос и утренних туманов. Фотоальбом. - Екатеринбург: «Издательство «Баско»,2005

3. Картинки Яндекс

Публикации по теме:

«Звук [С], буква С». Конспект занятия в старшей группе по подготовке к обучению грамоте детей с ОНР Конспект занятия в старшей группе по подготовке к обучению грамоте детей с ОНР. Провела учитель-логопед Анисимова Светлана Александровна.

Этапы развития грамматического строя речи у детей дошкольного возраста. К. Д. Ушинский говорил, что грамматика – логика языка, поэтому об овладении каким-либо языком можно говорить тогда, когда человек овладел.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Звук [Р]». Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием ИКТ для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 4 декабря 2013 в 11:18
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Звук [Р]». Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием ИКТ для детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Коршунова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД