Галина Недвига
Конспект игры — викторины краеведческого содержания для детей старшего дошкольного возраста «Один день в казачьей станице»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создание условий для расширения у детей старшего дошкольного возраста представлений об укладе жизни, культуре и быте донских казаков.
Задачи:
• Систематизировать знания детей о жизни и быте донского казачества; способствовать формированию конструктивного общения детей и взрослых в неформальной игровой обстановке на материале краеведческого содержания.
• Развивать творческое воображение, художественное восприятие произведений народного творчества.
Публикация «Конспект игры — викторины краеведческого содержания для детей старшего дошкольного возраста „Один день в казачьей станице“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Казачьи подвижные игры
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Краеведение. Викторины, интеллектуальные игры
- Старшая группа
- Темочки
• Развивать у старших дошкольников интерес к родному краю, его истории и традициям.
• Воспитывать уважительное, толерантное отношение к традициям наших предков – донских казаков.
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Предварительная работа:
• беседы: «Быт, обычаи, обряды, праздники, традиции наших предков - казаков»; «Казачья семья – основа жизни казаков»;
• иллюстрированный рассказ о казачьих регалиях и символике;
• просмотр слайдов о природе Донского края; презентации «Из истории женской казачьей одежды»;
• чтение казачьих сказок : «Ванюша и Баба Яга» (о казачьей сметливости и находчивости, «Кот и лиса» (о хитрости, «Горе-Злосчастие» (о казачьей мудрости);
• совместная продуктивная деятельность: рисование «Роспись головного убора казачки»; коллективная работа - аппликация «Казачий курень»; лепка «Казак на коне»;
• разучивание казачьих подвижных игр : «Плетень», «Перетяжка», «Ваня-казачок», «Подкова», «Заря».
• слушание казачьих песен и малых фольклорных форм; разучивание пословиц и поговорок;
• посещение Музея истории Донского казачества (цикл занятий);
• участие в народных календарно-обрядовых праздниках.
Материал: на центральной стене казачья символика, казачьи костюмы для взрослых и детей, картинки с казачьими сюжетами, картины с видами Новочеркасска, макеты казачьих куреней с подворьями, жетоны –«куреньки» для подсчёта баллов, мультимедийное оборудование
таблички с названиями станиц для команд : станица «Верхняя», станица «Средняя», станица «Нижняя», цветные иллюстрации, изображающие интерьер казачьей кухни и горницы; карточки с изображением предметов казачьего обихода.
Ход викторины:
(Центральная стена музыкального зала оформлена в стиле казачьего подворья : плетень с подсолнухами, крынками и макитрами, виноградная лоза, русская печь, у плетня казак с казачкой (куклы «живая рука»). На столах стоят макеты казачьих куреней. Звучат казачьи песни.)
В центр зала выходит ведущий (воспитатель в казачьем костюме).
Ведущий:
- Статус «казачьего» присваивается детскому саду не просто так. Значит, в этом детском саду дети с любовью изучают историю Донского казачества, знакомятся с укладом жизни, традициями и обычаями. Я правильно говорю, казачата? А хотите ли вы сегодня на один день перенестись в казачью станицу и удивить всех собравшихся своими познаниями из истории донского казачества?
Тогда предлагаю организовать две казачьи станицы : «Верхнюю» и «Нижнюю», заселить их «станичниками» и начать игру-викторину «Один день в казачьей станице».
Итак, станицу «Верхнюю» заселяют казаки и казачки подготовительной группы, станицу «Нижнюю» заселяют казаки и казачки старшей группы.
(дети под музыку выходят и рассаживаются за столы, на которых стоят таблички с названиями станиц)
Вот какие славные станицы у нас получились, а какие отовсюду видны казачьи подворья с куренями!
Оценивать ответы наших «станичников» будет жюри с помощью жетонов, которые у нас называются «куреньками». В состав жюри входят…. ….(представление членов жюри)
В каждой игре есть правила, и в нашей игре тоже, сейчас я вас с ними познакомлю.
Правила, которые необходимо выполнять во время игры-викторины.
Вопросы нужно слушать внимательно;
Отвечает на вопрос та команда «станичников», которой он предназначен;
Если команда, которой был задан вопрос, не отвечает на него, то право ответа переходит другой команде;
За правильный ответ команда получает жетон- «куренёк»;
Если все команды не отвечают на вопрос или отвечают неправильно, то право ответа предоставляется зрителям;
Зритель, ответивший правильно, получает жетон;
Победителем игры-викторины становится та команда, которая наберёт больше жетонов.
Зритель, набравший больше всех жетонов, получает поощрительный приз.
Ведущий:
- Очень часто с событиями
И с суетою дней,
Старины своей не помним мы,
Забываем мы о ней.
Хоть и более привычны
Нам полеты на Луну,
Вспомним старые обычаи,
Вспомним нашу старину.
Обращается к детям:
- Ребята, как вы думаете, почему нужно помнить далёкое прошлое? Дети объясняют.
Ведущий:
- Вот и мы с вами сегодня вспомним наши «корни» для того, чтобы возрождать казачьи традиции, обычаи, культуру Донского казачества и чтобы крепче стоять на земле. Начинаем нашу викторину и первый тур – разминочный. Я буду задавать вопросы каждой команде «станичников» по очереди, а ваша задача – правильно ответить на вопрос.
1-й тур – разминка «Мы – Донские казаки»
Вопросы разминки:
1. Как называется казачье селенье (станица)
2. Что означает слово «казак»? (казак – человек вольный)
3. Какие цвета у Донского флага? (синий, жёлтый, красный)
4. Что обозначают эти цвета? (казаки, калмыки, русские)
5. Как называлось общее собрание казаков, на котором решались важные вопросы? (казачий круг)
6. Как называлась главная площадь в станице? (майдан)
7. Назовите бывшую столицу Донского казачества? (Старочеркасск)
8. Как называется главная река Ростовской области? (река Дон)
9. Почему Дон называют Тихим? (за медленное, спокойное течение)
10. Назовите речку, протекающую в окрестностях Новочеркасска. (река Тузлов)
11. Кто является основателем г. Новочеркасска? (М. И. Платов)
12. Как называется главный собор г. Новочеркасска? (Вознесенский войсковой кафедральный собор)
(Команды отвечают на вопросы по очереди и за правильные ответы получают «куреньки». «Куреньки» складывают в плетёную сапетку).
Ведущий:
- Первый разминочный тур пройден, каждая команда уже набрала некоторое количество «куреньков» за правильные ответы и мы продолжаем…
У каждого человека есть своё родное гнездо, где он родился и вырос. Родной дом для человека – это что-то определённое, конкретное. Каждый дом индивидуален и отличается от других домов своим характером, атмосферой, семейными традициями и привычками. Жилища донских казаков были весьма характерны. И вот несколько вопросов нашим «станичникам» о жилище казака :
13. Как называется жилище Донских казаков и что означает это название(«курень», значит круглый)
14. Из чего казаки строили свои курени (дерево, камень, глина,, солома, камыш)
15. Для чего курень делился на «верхи» и «низы»? («верхи» с печкой – для житья, «низы» холодные – для хозяйственных нужд)
16. Как назывался деревянный балкончик вокруг дома и для чего он служил(«балясник», для отдыха летом и для того, чтобы пройти и закрыть ставни)
17. Как называлась комната, в которой принимали гостей(«горница» - значит особо торжественная)
18. Для чего в курене нужна была печка (для приготовления пищи, для обогрева куреня, с лежанкой, чтобы можно было лечь отдохнуть, поспать)
2 тур – «Жилище казака»
Ведущий:
- Мы подошли ко второму туру. В котором узнаём всё про жилище казака. Второй тур непростой, состоит из трёх заданий.
Первое здание: на экране две картинки: на одной – интерьер казачьей горницы, на второй – интерьер кухни. А у меня в руках конверт с карточками, на которых написаны названия предметов казачьей утвари.
Каждая команда (поочередно) достает карточку, читает название предмета, говорит, где этот предмет находится - в горнице или на кухне, показывает его на экране и коротко поясняет назначение данного предмета.
(Команды выполняют первое задание – по три предмета для каждой команды: божница, люлька, домотканки, прялка, ухват, чугунок)
Ведущий:
- Ребята, посмотрите друг на друга, какие вы все нарядные, в красивых казачьих костюмах. Костюмы Донских казаков и казачек всегда отличались яркостью, живописностью расцветок. Вначале одежду казаки привозили из своих походов, потом стали шить сами. Традиционный казачий костюм, как женский, так и мужской, обязательно включает головной убор. Головные уборы, особенно женские, отличались большим разнообразием. Вот сейчас вы и познакомите всех с некоторыми головными уборами Донских казаков.
- У меня в руках большая корзина, накрытая красивым платком, а в ней казачьи головные уборы. Ваша задача вытащить головной убор, назвать его и сказать, кто его носил и для чего.
(представители от каждой «станицы» по очереди подходят к ведущему и выполняют задание – по три головных убора: челоух, фуражка, папаха, повойник, шлычка, кичка)
Ведущий:
- Традиция хорошо поесть самим и достойно накормить своих гостей испокон веку живёт на Дону. Переступая порог куреня донской станицы, гости всегда знали, что на столе всегда будет дымиться уха, истекать жирком рыба и ароматно пахнуть донской каравай. И тема третьего задания «Казачья трапеза». Сейчас мы проверим, знаете ли вы казачью кухню. (ведущий говорит название блюда и варианты ответов, что это за блюдо, из чего оно приготовлено, если ответ верный, на экране появляется картинка с изображением блюда).
«Казачья трапеза»
1. Кулеш – это
а) каша из пшена с мясом
б) гречневая каша с овощами
в) густой мясной суп
2. Круглик – это
а) бублик
б) фрикаделька
в) пирог
3. Катушки – это
а) жареные шарики из теста
б) рыбные фрикадельки
в) вяленная вишня
4. Тузулук – это
а) суп
б) острая приправа
в) напиток
5. Таранчук – это
а) жаркое из овощей и баранины
б) суп из рыбы с овощами
в) пирог с мясом
6. Нардек – это
а) напиток из трав
б) арбузный мёд
в) варенье из винограда
Ведущий: Вот и второй тур завершён. «Куреньков» в ваших сапетках прибавилось. И я предлагаю сделать перерыв, а то что-то вы засиделись, мои казачата.
(воспитатель подготовительной группы проводит с детьми игру «Плетень»)
Ведущий:
- Да, ребята, в замечательном крае мы живем. Какие красивые песни и пословицы слагали и слагают до сих пор казаки. И четвёртый, заключительный тур нашей викторины посвящён казачьим пословицам и казачьим песням и называется он «Без песни и пословицы речь не молвится».
4 тур – «Без песни и пословицы речь не молвится»
Первое задание - ведущий говорит начало пословицы, а команда её заканчивает. (по очереди по три пословицы каждой команде).
1. На Донской земле всё родится, только надо…. трудиться.
2. Казак в труде, как и в бою славит…. Родину свою.
3. Казак без коня, что солдат без….ружья.
4. Казак пешком, что нищий… с мешком.
5. Казак без песен, что виноградная лоза… без гроздьев.
6. Казак сам не поест, а коня …. накормит.
7. Кто пули боится, тот в казаки … не годится.
8. Нет лучше дружка, чем родная…. Матушка.
9. Казак без друзей, как дуб без …. корней.
Второе задание «Угадай название казачьей песни»
- каждая команда слушает отрывок из казачьей песни и говорит как песня называется.
Команды прослушивают отрывки из казачьих песен и угадывают их название.
Песни:
1. «По Дону гуляет казак молодой…»
2. «Пчёлочка златая….»
3. «Как за Доном, за рекой…»
Ведущий: Все задания выполнены и наша игра – викторина подошла к концу. И пока жюри считает ваши «куреньки» и подводит итоги, я предлагаю всем остальным немного потрудиться и показать, как хорошо вы знаете наш Новочеркасск, который был построен на Черкасском холме на месте станицы Аксайской более двухсот лет тому назад.
Сейчас на экране вы увидите изображения старого Новочеркасска. Ваша задача узнать, угадать, какие места, здания Новочеркасска на этих изображениях. (на экране появляются изображения проспекта Баклановского, входа в Александровский парк, Триумфальной арки на Платовском, Александровской церкви, кинотеатра «Комсомолец»).
Подведение итогов викторины. Награждение команд сувенирами с видами г. Новочеркасска