ЫЦУАЙУА
Конспект фронтального логопедического занятия по устранению дизартрии
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Звуки [Ш] и [Ж].
Цель: Учить различать звуки изолированно, в слогах и словах.
Задачи:
Коррекционно-образовательные: уточнение и сравнение артикуляции и произношения звуков [Ж] и [Ш]; учить дифференцировать звуки [Ж] и [Ш] изолированно, в слогах и словах; учить согласовывать слова в предложении.
Коррекционно-развивающие: развитие слухового и зрительного внимания; фонематического восприятия; развитие связной речи; развитие логического мышления; развитие мелкой моторики.
Коррекционно-воспитательные: воспитывать сосредоточенность, умение слушать инструкции.
Публикация «Конспект фронтального логопедического занятия по устранению дизартрии» размещена в разделах
Оборудование: мольберт; индивидуальные зеркала по количеству детей; карандаши по количеству детей; мяч; картинки для проведения дидактических игр по количеству детей; предметные картинки.
Речевой материал: название предметных картинок: ёж, снежинка, кошка, мышка, жук, шар, мыши, уж, жуки; слоги: ША-ЖА, ШЕ-ЖЕ, ШО-ЖО, ШИ-ЖИ, ШУ-ЖУ.
Структура занятия :
Вводная часть (2 мин.) :
Организационный момент
Основная часть (20 мин.) :
8. Д/И «Рассели жильцов»
9. Сравнение звуков по артикуляции и их характеристика
10. Д/И «Скажи наоборот»
11. Д/И «Проведи дорожку»
12. Д/И «Закончи предложения»
Физминутка
13. Д/И «Четвертый лишний»
14. Звуковой анализ и синтез слов
15. Д/И «Составь предложение»
Заключительная часть (2 мин.) :
Подведение итогов занятия.
Организация окончания занятия.
Ход занятия.
Вводная часть:
«Сегодня мы отправимся в город «Шипяший-жужжащий». Но чтобы нам туда попасть надо слово из города назвать. Придумайте слова со звуком [Ш] или [Ж]. Придумали? Ну, тогда отправляемся. По плечику задеваю, в волшебную страну отправляю. (педагог задевает ребёнка по плечу, ребёнок называет придуманное слово)
Основная часть:
1. Д/И «Рассели жильцов»
Дети садятся на стульчики около мольберта. На мольберте в два ряда расположены «домики».
«Перед вами две новых улицы этого города. Первая улица «Ш», а вторая улица «Ж». На них ещё никто не живет, и дома стоят пустые. Вам нужно заселить их жильцами. Для этого вам нужно выбрать картинку и поселить её в домик на своей улице».
«Ну вот, всех жильцов расселили на свои улицы. И вы наверно догадались, что сегодня мы будем различать звуки [Ш] и [Ж]»
2. Сравнение звуков по артикуляции их характеристика:
Змея шипит. Как шипит змея? (Шшшш) Какой звук вы слышите? ([Ш]) Над кустарником жужжит жук: Жжжжж… Какой звук ты слышишь? ([Ж]) Чья песенка звонкая? Чья глухая?
[Ш] – Губы выдвинуты вперед и округлены. Кончик языка поднят к передней части нёба, но не касается его. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка приподнята. Форма языка образует форму чашечки. Горло не дрожит, нет голоса. Звук глухой (на доску вывешивается профиль звука [Ш], рядом зачеркнутый колокольчик)
[Ж] - положение губ, зубов и языка такое же, как при звуке [Ш]. Но звук [Ж] – звонкий: складки сомкнуты и вибрируют, т. е. они произносятся с голосом. Звук звонкий (на доску вывешивается профиль звука [Ж], рядом колокольчик)
- Звук [Ш] он какой? (согласный, твердый, глухой).
- Звук [Ж] он какой? (согласный, твердый, звонкий).
3. Д/И «Скажи наоборот»
Дети становятся в круг на ковре.
«Когда я буду называть слог со звуком [Ш], вы мне будите называть слог со звуком [Ж], а когда я буду называть слог со звуком [Ж], вы мне будите называть слог со звуком [Ш]». (с мячом)
Слоги:
ША-ЖА ШЕ-ЖЕ
ШО-ЖО ШИ-ЖИ
ШУ-ЖУ
Дети садятся за столы.
4. Д/И «Проведи дорожку»
Детям раздают картинки с изображением мальчика и девочки, вокруг которых находятся различные предметы.
«Мальчику Жене и девочке Маше очень нравятся слова со звуками [Ш] и [Ж]. Женя любит слова со звуком [Ж], а Маша со звуком [Ш]. Помогите ребятам поделить картинки. Нарисуйте к ним дорожки».
5. Д/И «Закончи предложения»
«Женя и Маша хотят рассказать вам о живом уголке, а вы помогайте: «В нашем садике есть живой уголок. Сначала там были только белые … (мыши). Потом Маша отдала в живой уголок (ежа). А Женя поймал … (ужа). Дядя Гриша подарил … (кошку). Потом появились … (жуки). Мы любим свой живой уголок»». (дети догадывают слова в предложениях по картинкам)
Физминутка:
Раз – подняться, потянуться.
Два – согнутся, разогнутся.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – на место тихо встать.
Садитесь.
6. Д/И «Четвертый лишний»
Детям раздают листы, на которых в две линии расположены изображения предметов. В названии предметов расположенных на первой линии присутствует звук [Ш], а на второй линии звук [Ж].
«Жители города, посмотрев, что вы хорошо справляетесь с заданиями, просят вас о помощи. Один художник рисовал картины, на которых изображал улицы их города. Но на некоторых из них он допустил ошибки, нарисовав лишних жителей на улицах. Исправьте ошибки художника. Найдите лишних жильцов».
7. Звуковой анализ и синтез слов
«Вы очень старались при выполнении заданий. А теперь, жители города хотят узнать, умеете ли вы отгадывать загадки»
Взлетает вверх, как легкий пар.
Зовут его воздушный … (Шар)
Его поймал я на цветке,
Зажал, как следует в руке.
Жужжит он: «Попрошу без рук,
Я – ж- ж – не ж - железный,
я ж - же – ж – (Жук)
(на доску вывешивают картинки – шар, жук. Педагог медленно проговаривает слова, утрированно выделяя звуки и задаёт вопросы)
Вопросы:
- Какой первый звук в этом слове?
- Какой второй звук в этом слове?
- Какой третий звук в этом слове?
- Сколько всего звуков в слове?
- Покажи картинку [Ш], [А], [Р].
- Назови картинку.
- Покажи картинку [Ж], [У], [К].
- Назови картинку.
8. Д/И «Составь предложение»
«Загадки отгадывать вы умеете, а умеете ли вы составлять предложения? Составьте предложения со словами-отгадками: шар и жук». (дети составляют предложения и рассказывают их педагогу)
Заключительная часть:
«Вот и подошло к концу наше путешествие в город «Шипящих-жужжащих». Пора возвращаться в детский сад. По плечику задеваю, в детский сад отправляю. Сегодня мы побывали в городе «Шипящих-жужжащих», выполнили много заданий, назвали много слов со звуками [Ш] и [Ж]. Какое задание вам понравилось больше? Какое было самым трудным?» (выслушиваем ответы детей и прощаемся с ними)