Арутюнян Светлана Сережовна
Сценарий досуга по изобразительной деятельности в старшей группе «Дымковские игрушки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить с историей дымковской игрушки формировать знание об особенностях росписи игрушек, основных элементах узора.
Задачи:
Образовательные:
- Продолжать упражнять детей в умении составлять узор из элементов дымковской росписи (точки, колечки, кружочки, полоски);
Публикация «Сценарий досуга по изобразительной деятельности в старшей группе „Дымковские игрушки“» размещена в разделах
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. ИЗО, поделки, рисование
- Дымковские игрушки. Конспекты занятий
- Дымковские игрушки. Сценарии развлечений
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Закреплять умения концом кисти наносить точки, прямые и волнистые линии, всей кистью рисовать круги, дуги, кольца;
- Закреплять умение правильно держать кист.
Развивающие :
-Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, творчество. Вызывать интерес к народной игрушке.
-Развивать интонационную выразительность речи восприятие ритма стихотворения.
Воспитательные:
- Воспитывать самостоятельность, аккуратность к работе.
- Воспитывать уважение к работе народных мастеров.
Оборудование: расписные столы, дымковские игрушки, аудиозапись «Русские народные песни».
Раздаточный материал: глиняные заранее изготовленные игрушки, краски, кисти тряпочка, вода.
Словарная работа: Вятка, дымка, дымковские мастера, дымковская игрушка, дымковская роспись.
Интеграция областей: «Художественно - эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Предшествующая работа: Рассматривание узоров дымковской росписи, игрушек, альбома с узорами дымковской росписи, беседа о селе Дымково.
Словарная работа: Дымково, Вятка, дымка, дымковские мастера, дымковская игрушка, дымковская роспись.
Ход ООД:
1. Вводная часть:
Воспитатель одет в русский народный костюм. В групповой комнате организована ярмарка дымковских игрушек. Входят дети.
Воспитатель:
Ели спят у большака в инее седом.
Спят деревья, спит река,
Скованная льдом.
Мягко падает снежок,
Вьется голубой дымок,
Дым идет из труб столбом.
Точно в дымке все кругом,
Голубые дали. и село большое
"Дымково "назвали.
Там любили песни, пляски.
В селе рождались чудо- сказки.
Вечера зимою длинны,
И лепили все из глины
Там игрушки непростые.
А волшебно-расписные:
белоснежны, как березки,
Кружочки. клеточки. полоски-
Простой, казалось бы узор,
Но отвести не в силах взор.
И пошла о "дымке" слава,
заслужив на это право,
Говорят о ней повсюду.
Удивительному чуду
Мы поклонимся не раз,
А затем пустимся в пляс.
1ребенок:
Эй, честные господа,
К нам пожалуйте сюда!
Как у нас ли тары-бары,
Всяки разные товары…
Подходите, подходите,
Посмотрите, посмотрите.
2 ребенок:
Кони глиняные мчатся
На подставках, что есть сил.
И за хвост не удержаться,
Если гриву упустил.
3 ребенок:
Через горные отроги,
Через крыши деревень
Краснорогий, желтоногий
Мчится глиняный олень.
4ребенок:
Вот индюк нарядный,
Весь такой он ладный,
У большого индюка
Все расписаны бока.
Всех нарядом удивил,
Крылья важно распустил.
Посмотрите, пышный хвост
У него совсем не прост –
Точно солнечный цветок,
А высокий гребёшок,
Красной краскою горя,
Как корона у царя.
5 ребенок:
Посмотри как хороша
Эта девица-душа.
Щечки алые горят,
Удивительный наряд:
Сидит – кокошник горделиво,
Барышня так красиво,
Как лнбедушка плывет,
Песню тихую поет.
2. Основная часть:
Воспитатель: Ребята, где мы оказались?
Дети: На ярмарке.
Воспитатель: Знаете, что такое ярмарка?
Дети: Ярмарка- это место, где продают и покупают товары, где выступают Петрушки, цыганка гадает, пляшет медведь, карусели, веселые игрушки, все развлекаются, веселятся, свистят свистульками.
Воспитатель: Что вы видите на нашей ярмарке?
Дети: Дымковские игрушки.
Воспитатель: Почему они называются дымковскими игрушками?
Дети: Потому, что эти игрушки лепили и расписывали дымковские мастера.
Воспитатель: Давайте присмотримся к ним, полюбуемся яркими игрушками.
А из какого материала они сделаны?
Дети: Из глины.
Воспитатель: Правильно, ребята. Глина какая?
Дети: Волшебная.
Воспитатель: Почему волшебная?
Дети: Потому, что она мягкая и в добрых, ласковых руках превращается в интересные игрушки.
Воспитатель: Руки дымковских мастериц разминали послушный ком глины, лепили эти руки всю долгую зиму, чтобы весной вновь вместе со всеми. Все животные лепились из жгута (показ на игрушке). Жгут сгибали, разрезали стекой, разделяли на передние и задние ноги. Затем лепились голова животного и детали. Посмотрите, что прикрепляли мастера к основной форме, чтобы фигурка стала выразительной, красиво й?
Дети: Гриву, уши, рога.
Воспитатель: Барышню лепили иначе (показ). Ее лепили из конусообразной формы вытягиванием глины для головы, а затем прикрепляли дополнительные детали. Готовые фигурки сушились, затем обжигались в печах. После обжига фигурка становится по-настоящему прочной и уже не размокнет в воде.
Всю зиму курились-дымились над избами голубые дымки. Оттого, наверное и назвали село Дымково, а игрушки дымковскими. Что же любили лепить дымковцы?
Дети: Животных, людей.
Воспитатель: Потому они любили лепить животных, людей?
Дети: Фигурки коня, птицы оберегали людей от таинственных, злых сил. Лепили женскую фигуру с детьми – приклонялись Богине земли с близнецами. А сейчас в Дымкове эта богиня превратилась няньку -кормилицу или мать с детьми.
Воспитатель: Вот как богат на фантазию русский народ. А какое настроение создают эти фигурки?
Дети: Веселое, радостное.
Воспитатель: Потому веселое, радостное?
Дети: Потому, что игрушки светлые, пластичные, яркие, нарядные.
Воспитатель: Ребята, вы полюбовались этими яркими игрушками и сегодня будете дымковскими мастерами и на ярмарке будете представить свои игрушки. Сейчас будете расписывать ваши игрушки, которые лепили заранее. А какого цвета в дымковских игрушках больше?
Дети: Белого.
Воспитатель: Правильно. Белый цвет в игрушках только народов севера. Белый цвет - эта цвет снега. А по белому цвету яркие узоры расписаны. Ребята, какие узоры вызнаете?
Дети: Круги, овалы, полосы (прямые, вертикальные) клеточки, точки.
Воспитатель: Молодцы. А какими цветами будете расписывать ваши игрушки?
Дети: Малиновым, зеленым, темно-синим, оранжевым, желтым, красным, коричневым, черным.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на эти яркие узоры (показ узоров). Вы можете расписывать ваши игрушки любым узором, какой вам понравился больше всех.
Дети: Знак солнца Ярылы (так называли его в старину, которым заклинали люди солнце, просили не жечь урожай, не сушить рек.
Воспитатель: Правильно, молодцы, а теперь берите кисточки и расписывайте ваши игрушки, посмотрим, чья игрушка будет самая нарядная на ярмарке.
3. Заключительная часть.
Во время расписывания напоминать, чтобы дети хорошо промывали кисти. Промокали ее в тряпочку, иначе краски будут пачкаться или разжижаться и узор не получится ярким. После окончания росписи дети несут игрушки на стол. В заключении общая пляска под песню. Дети приглашают взрослых на пляску.
Воспитатель: Солнце закатилось
Наша ярмарка закрылась.
Дети прощаются с гостями и уходят под музыку из группы.