Елена Нестерук
Сценарий досуга «Международный день заповедников»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
- познакомить с понятиям "заповедник" и роли человека в жизни его обитателей, сформировать представление детей о растительном мире заповедника;
- закрепить представления детей об «этажах» леса;
- закреплять правила поведения в заповеднике;
- познакомить с заповедниками Москвы и Московской Ю области;
- развивать у детей познавательный интерес, экологическое мышление, речь;
- воспитывать у детей доброе отношение к природе на примере родного края.
Публикация «Сценарий досуга „Международный день заповедников“» размещена в разделах
- День заповедников, 11 января
- Заповедники и национальные парки
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» март 2017
Демонстрационный материал: карта России, фотографии заповедника, иллюстрации растительного и животного мира заповедников, экологические знаки
Раздаточный материал: цветные карандаши, листы белой бумаги (круг)
Предварительная работа: заучивание стихотворений, рассматривание иллюстраций, беседы о деревьях, наблюдение за деревьями на участке детского сада, привлечение родителей к подготовке досуга.
Ход занятия:
Воспитатель: «Природа для нас – кладовая солнца с великими сокровищами…
И охранять природу – значит охранять Родину» (М. М. Пришвин).
Природа имеет важное значение в жизни каждого человека: ведь кроме красоты и прекрасного настроения, она дает человеку то, без чего жить невозможно. А что именно, подскажут загадки.
Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжет,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печет.
(солнце)
Воспитатель: Может ли человек прожить без солнечного света и тепла?
(Ответы детей).
Воспитатель:
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он - невидимый, и все же
Без него мы жить не можем.
(воздух)
Воспитатель: А без воздуха можем мы прожить?
(Ответы детей).
Воспитатель:
Меня пьют,
Меня льют,
Всем нужна я.
Кто такая?
(вода)
Подмигнет тебе украдкой
Из травы фонарик сладкий.
(ягода)
Стоял на крепкой ножке,
Теперь лежит в лукошке.
(гриб)
Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком
И поделится медком.
(пчела)
Блещет в речке чистой
Спинкой серебристой. (рыба)
Воспитатель: Солнце, воздух, вода, ягоды, грибы, пчела, рыба все это - природа. Человек живет в природе, от природы зависит жизнь человека. А как вы думаете, ребята, от человека зависит красота природы?
Ответы детей.
Воспитатель: А как человек помогает природе?
(Люди сажают леса, оберегают животных, кормят птиц, очищают реки и т. д.)
Воспитатель: А могут ли люди погубить природу?
Ответы детей. (Загрязняют реки, вырубают леса, отлавливают животных и т. д.)
Воспитатель: Люди могут приумножить природу, а могут погубить оставшееся, нанося огромный вред растительному и животному миру и целым экологическим системам. С лица земли стали исчезать многие виды животных и растений, которые мы можем увидеть в Красной книге. Но замечательно то, что человек умеет исправлять свои ошибки.
Более ста лет назад был издан закон, который позволил создать в нашей стране заповедники.
Воспитатель: Что же такое заповедник? (Ответы детей).
Воспитатель: Заповедник - это место, где природа имеет право жить по своим законам. Это место, где охраняются государством травы, цветы, ягоды, грибы, деревья, кустарники, животные, птицы, насекомые, рыбы.
В заповеднике людям запрещается рвать цветы, ягоды, грибы, ловить рыбу, охотиться на птиц и животных.
В заповедник приходят только на экскурсию, где знакомятся с красотой и богатством заповедных мест.
- Ребята, как чудесен заповедник! Сколько здесь удивительного! Попробуем изобразить частичку того, что мы увидели
Физкультурная пауза:
Мы в заповеднике друзья (шагаем)
И все мы дружная семья (шагаем, обнимаем себя)
Деревья выстроились в ряд (остановиться, встать по стойке смирно)
И каждый встрече с нами рад (киваем головой)
Вот это гибкостью своею тешит взгляд, (наклоны в стороны)
А это – высится сурово, как солдат (руки вверх)
Одно – раскидистые ветви простирает, (руки в стороны)
Другое – на ветру трепещет и играет (руки вверху, качаются, как ветви)
- В нашем заповедном лесу свой порядок – по «этажам»
Воспитатель: Дети, вспомните этажи леса и встаньте так, как они растут в этом лесу.
Дети встают лесенкой:
1 – й этаж – мхи и лишайники;
2 – й этаж – грибы;
3 – й этаж – ландыши, купена, пион, земляника, брусника, черника;
4 – й этаж – можжевельник и рододендрон;
5 – й этаж – клен и береза;
6 – й этаж – ель и сосна
- Молодцы, ребята, вы выстроили дом правильно. Друзья мои, растения, давайте расскажем о себе.
Растения 1 – го этажа:
Мы растения плотно прижимаемся к тому, на чем растем, по нам можно определять направление сторон света.
Курчаво свившись, мох зелёный
Покрыл валежник, почву, пни,
Залез на комель толстый, чёрный
Совсем дряхлеющей сосны. (А. Второв)
Растения 2 – го этажа:
Мы – особая группа живых организмов. Мы не относимся ни к растениям, ни к животным. Мы - отдельное царство грибов.
Нас называют сморчками, мы первые весенние грибы
Из-под снега прямо
Смятая панама –
Вылезает старичок
По прозванию Сморчок.
Под землёй не усидел,
Знать, весною много дел. (Ю. В. Шабай)
Растения 3 – го этажа:
Мы травянистые растения, лекарственные.
Я – ландыш – занесен в Красную книгу.
Ландыш серебристый вырос на опушке.
Белый колокольчик нежной красоты.
Маленький подарок от Весны – подружки,
На ковре зелёном – скромные цветы.
Мы – ягоды. Я – черника, я – земляника. Мы очень вкусные и тоже лекарственные.
Любят все чернику очень,
Ягодки чернее ночи.
Я капелька лета на тоненькой ножке.
Плетут для меня кузовки и лукошки.
Кто любит меня, тот и рад поклониться.
А имя дала мне родная землица.
Растения 4– го этажа:
Мы кустарники лекарственные. Я – можжевельник, а я – рододендрон
На открытых местах, на песках и где ельник
Дикий полезный растет МОЖЖЕВЕЛЬНИК.
Растения 5 – го этажа:
Мы деревья, но не самые высокие
Я - клен, цвету до распускания листвы, меня опыляют пчелы.
Старый клен стоит один,
Весь во мху затшалом.
На опушке у руин,
И скрипит устало.
Я – береза, светолюбивая, сею много семян. Подо мной поселяются теневыносливые деревья, которые потом могут привести к моей гибели
Белой зовут по коре
Кудрявой зовётся по кроне.
Сказочный вид на заре
Лес в золотой короне.
Растения 6 – го этажа:
Ель и сосна: хвойные растения, мы самые высокие жители заповедника.
Какой бы лютый холод не был
И как бы вьюги не гудели, -
Стоят и смотрят гордо в небо
Зеленые, как летом, ели.
Могучих сосен статный ряд,
Шеренги стройные стоят.
Макушки смотрят в небеса –
Природы дивная краса.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что у нас в Москве и Подмосковье тоже есть заповедники?
Сейчас ребята расскажут о некоторых из них.
Дети рассказывают, демонстрируя иллюстрации растительного и животного мира заповедников.
1. Национальный парк «Лосиный остров»
Самый большой лесопарк Европы в черте города,. Лосиный остров всегда славился богатством животного мира. Здесь живут пятнистые олени, лоси, кабаны, норка, белка, ондатры, бобры. Огромная, просторная территория национального парка позволяет полостью позабыть о близости шумного мегаполиса. Около 80 процентов парка занимают леса: березняки, хвойные, широколиственные. Головокружительно свежий воздух, дикая русская природа и шанс сфотографировать оленя или лося в естественной среде.
2. Приокско-Террасный биосферный резерват
На левом берегу Оки, неподалеку от Серпухова, сохранился островок нетронутой природы – Приокско-террасный заповедник. На этой охраняемой природной территории растет около 1000 видов редких и уникальных растений в окружении сосновых деревьев. В заповедной зоне обитают самые разные животные: лось, кабан, волк, выдра, рысь, олень и многие другие млекопитающие. Над заповедником весной и летом кружат зяблики, мухоловки, синицы и ястребы.
3. Завидовский заповедник
Национальный парк, разместившийся на территории Московской и Тверской областейявляется одним из самых экологически чистых мест на планете! Здесь есть лиственные, хвойные и смешанные леса, великолепные луга и разнообразные водные растения. В местных лесах растет смородина и малина, черемуха, клюква и брусника. Некоторые места похожи на картинки из сказок или любимых многими мультфильмов про сказочные леса, где под каждым листом кроется ягода. Животный мир Завидовского заповедника не менее разнообразен: ученые насчитали здесь до 41 вида млекопитающих. В водоемах плавает сазан, щука, лещ, налим, окунь и судак.
4. Журавлиная родина
Государственный заказник расположен на территории Дубненского болотного массива — крупнейшего в Московской области. Лучшее время для поездки на "Журавлиную родину" - с 20-х чисел августа и до конца сентября. В это время птицы собираются в стаи по нескольку тысяч журавлей и то и дело взмывают в небеса. Но и в другое время года путешественнику будет на что посмотреть. Журавлей здесь так много, что они нередко выходят на лесные тропинки и даже к автодорогам.
5. Национальный парк «Плещеево озеро»
Крупнейший пресноводный водоем на европейской территории страны. Плещеево озеро – уникальное озеро ледникового происхождения.
Национальный парк отличает богатство флоры и фауны: здесь можно встретить 710 видов растений (35 из них занесены в Красную Книгу России, 60 видов диких животных и 210 видов птиц. Удивительный по красоте островок по-настоящему русской природы!
6. Ландшафтный заказник «Тёплый Стан» (зона отдыха «Тропарево»)
Одно из самых живописных мест юго-запада столицы. Заказник расположен на Теплостанской возвышенности, здесь находится высшая точка Москвы. По территории заказника протекает река Очаковка. Ее исток, долина и приток, а также родник Холодный близ Конькова, который дарил людям воду еще 800 лет назад, объявлены памятниками природы. На реке создан большой пруд, вокруг которого расположена зона отдыха. Здесь обитают кроты и белки, зайцы и ласки, гнездятся дятлы, поползни, сойки, певчие дрозды и соловьи.
7. Черустинский лес
Большой лесной массив на крайнем востоке Московской области, самый крупный в Шатурском районе. Эта местность - часть знаменитой Мещеры, края болот, лесов и озер. Лесной массив состоит из чередующихся участков дубрав, липняков, высокоствольных и заболоченных сосняков, черноольшаников и других типов леса. По всему массиву разбросаны небольшие болота: верховые с клюквой, переходные с приземистой березой, низинные, а также сенокосные поляны. Это место является превосходным местом для наблюдения за серыми журавлями, без встречи с которыми вылазка вряд ли обойдется.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, только ли в заповедниках надо беречь природу (Ответы детей).
Воспитатель: Правильно, охранять родную природу надо в любом месте.
Для этого нужно запомнить несколько правил :
1. На природе запоминать увиденное.
2. Ходить по тропинкам.
3. Не ломать ветки деревьев.
4. Не топтать цветы, травы.
5. Не кричать, не включать громко музыку.
6. Не разорять птичьих гнезд.
7. Не ловить насекомых.
8. Не разрушать грибницы.
9. Не ловить мальков и лягушек.
10. Не ломать паутинки.
11. Не разжигать костров.
12. Не разорять муравейники.
В каждом заповеднике есть знаки. Я предлагаю вам придумать и нарисовать знаки, которые покажут людям, как правильно вести себя в заповеднике.
(самостоятельная деятельность детей под музыку Ю. Антонова "Не рвите цветы")