Наталья Миксонова
Конспект дополнительной образовательной деятельности «Знакомство с шахматами»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель занятия: формирование первичных знаний о шахматах.
Задачи:
- ознакомить детей с историей происхождения шахмат
- формировать познавательные процессы
- заинтересовать игрой в шахматы.
Прогнозируемый результат: Дети знакомы с историей возникновения шахмат
Оборудование и материалы:
Смарт доска, интерактивная доска, ноутбук, ворота с изображением шахматной доски, волшебная коробочка.
Публикация «Конспект дополнительной образовательной деятельности „Знакомство с шахматами“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Шахматы. Конспекты шахматных занятий
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
Демонстрационный материал: презентация «Легенда о происхождении шахмат», презентация «Физминутка», шахматные доски.
Раздаточный материал: набор шахмат, смайлики на память в виде шахмат, корзина белого и черного цвета, сундучок.
Ход занятия
Организационный момент
Педагог: Я очень рада видеть ваши лица, ваши улыбки и сегодняшний день принесет нам радость общения друг с другом. Успехов вам и удач!
Приглашаю вас в сказочное, увлекательное путешествие.
Но скажу сразу, что путешествие с приключениями и трудностями, с которыми смогут справиться только упорные, внимательные, настойчивые ребята. Готовы?
Педагог:Так как наше путешествие сказочное. Мы полетим на ковре самолете, который нам прислала Шахматная королева.
Воспитатель расстилает ковер самолет.
- Ребята посмотрите, на что похож наш ковер самолет?
Пройдите на ковёр и приготовьтесь произнести волшебные слова.
На волшебном ковре
Отправляемся мы в путь
Знания, смекалку,
взять с собою не забудь
Педагог: Давайте вместе произнесём волшебные слова. (звучит музыка).
Педагог: Мы прилетели. Открываем глаза, сказка начинается. Ребята смотрите мы в сказочном шахматном королевстве.
Основной этап
Педагог:Помню я с детства, добрую сказку, предлагаю
посмотреть и познакомиться с одной из историей о происхождении шахматной игры.
показ презентации
Жили- были когда-то давным – давно король и королева. Король был черный, с черными волосами, черными глазами, и носил постоянно черную одежду, внешностью он был весьма не плох. А Королева была белая, (1слайд)
с русыми волосами, белыми ресничками, и в белом платье, такой красы, что ни в сказке сказать ни пером описать! Они жили очень дружно, и каждый день выходили на прогулку, объезжали свое королевство на конях: Король на черном коне, Королева на белом своем любимом коне. (2слайд)
Доезжали до самых границ своих владений, каждый встречный им улыбаясь кланялся, приветствовали их. В Королевстве царил мир и покой. Но не было у Короля и Королевы детей.
Однажды, старая колдунья, сделала из пшеничной и ржаной муки маленькие две фигурки, черную и белую, и подарила Королевской семье.
-Ваше Величество, вот вам мой скромный подарок-два мальчика из теста. Если Вы захотите, я в них вселю человеческие души, и они оживут. Дам им человеческие качества: доброту, щедрость, ум. Но если в течение жизни они растеряют эти человеческие качества, они снова превратятся в маленькие бездушные фигурки. И тогда уже им никто не поможет, они останутся игрушками навечно.
Король и Королева с удовольствием согласились. И у них появились детки.
(слайд 3)
Мальчики росли не по дням, а по часам. Король и Королева их баловали: им было все дозволено, не знали слова «нельзя».Выросли мальчики такие красавцы: один темненький, другой светленький, но такие капризные и завистливые. То и дело они ругались, а то и дрались. Прошли годы: мальчики женились, создали свою семью. Каждая семья хотела жить отдельно друг от друга, иметь свое государство, свою армию. Пока Король и Королева были живые, они терпели друг друга, но в один прекрасный день Короля и Королевы не стало… Все плакали, долго горевали. Все знали, что эти два брата не уживутся вместе.
Так и случилось- (слайд 4) они стали делить королевство по квадратикам, делили их на кусочки делили все на полянки, черный принц красил все в черные, а белый принц в белые цвета. Каждый имел, своих коней, свою армию …Случилось страшное, они, стали черствыми, злыми. Ну и как обещала Колдунья в одно утро они проснулись маленькими твердыми, как камень, фигурками. Не могли не шевельнуться, ни глазом моргнуть. Исполнилось предсказание старой колдуньи прекрасные принцы-красавцы, со всей королевской свитой, армией, владениями, превратились в игрушки. (слайд 5)
А королевство, которое они делили и красили, на черные и белые поля навсегда осталось черно-белым (слайд 6)
С тех пор много воды утекло, но люди все еще играют с этими причудливыми фигурками, далеко напоминающими живых людей. (слайд 7)
Педагог: Чтоб продолжить наше путешествие, давайте ка мы с вами немного снимем усталость, взбодримся!
На экране будут двигаться фигурки. А мы будем за ними повторять движения. Итак, начали.
Физминутка с презентацией:
Ну- ка, пешки, встаньте в круг.
Головой мы повращаем
Вправо – влево, а потом
3- 4, приседаем,
Наши ножки разомнём.
1,2,3 – на месте шаг.
Встали пешки дружно в ряд.
Вот размялись от души
И к доске скорей спешим
Педагог: - Ребята! В саду у королевы Шахмат на деревьях растут шахматные фигуры, они уже созрели и пора уже их собрать. Но. шахматные фигуры непростые : черные и белые. Помогите собрать белые фигуры в белую корзину, а черные фигуры собираем в черную корзину.
Молодцы ребята!
Педагог: Посмотрите какой-то сундучок, что бы её открыть нужно, подуть (внутри смайлики и шахматная доска)
Это шахматная доска.
- Ребята, а кто раньше видел игровые шахматные доски?
- А в какие игры можно играть на таких досках?
- Смотрите, какие у меня есть доски. (Показываю шахматные доски - разных размеров.) Это, ребята, дорожные шахматы. Как вы думаете, для чего они нужны?
- А это – большая демонстрационная шахматная доска, которая хранит много секретов, о которых мы с вами скоро узнаем.
Подведение итогов, оценки, рефлексия
Педагог:Нам пора возвращаться, закройте глаза, я буду произносить магическое заклинание.
Вот мы опять в детском саду.
Вы узнали сегодня много секретов, но нас ждет впереди еще много открытий.
Педагог: Ребята, скажите, что было трудным сегодня на занятии, что вам больше всего понравилось. Что бы вы хотели вечером рассказать родителям о нашей встрече?
В следующий раз мы с вами продолжим путешествие в королевство шахмат!