Галина Сучкова
Гарденотерапия в составе комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями
▼ Скачать + Заказать документы
Гарденотерапия – происходит от английского: гарден – растение, терапия – лечение, т. е. лечение растениями.
Гарденотерапия – это особое направление социальной, трудовой и педагогической реабилитация при помощи приобщения детей к работе с растениями, знакомству с многообразием растительного мира.
Для ребёнка с нарушениями развития возможность пребывания в природе крайне необходима для расширения жизненного пространства, получения экологических знаний, оздоровления.
Публикация «Гарденотерапия в составе комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями» размещена в разделах
Природа является богатейшей средой для развития сенсорных систем ребёнка (слуха, зрения, обоняния, осязания, вкуса).
Освоение природных ландшафтов (во время экскурсий, прогулок) эффективно развивает у детей восприятие пространства и учит без боязни перемещаться и ориентироваться во внешней среде.
Общение с природой даёт множество положительных эмоций, так необходимых ребёнку с тяжёлыми нарушениями здоровья.
Ухаживая и наблюдая за растениями, находя полезные лекарственные растения, дети учатся заботливо относится к своей природе, как к источнику здоровья, душевных сил, помогают преодолеть замкнутость, неуверенность в себе, и умение просто радоваться жизни. Именно этот момент и важен в реабилитации.
Технология гарденотерапии была использована мною при разработке проектов «В мире лекарственных трав» и «Витамины». На практике дети познакомились с различными видами семян и растений, учились различать лекарственные растения и ядовитые (учились заготавливать лекарственные растения, делали гербарий, узнали о многообразии форм и цвета плодов растений, узнали о правилах и условиях сбора плодов, сажали, наблюдали за ростом и развитием растений (лука, укропа, зарисовывали изменения, происходящие с ними, сравнивали результаты, получили навыки ухода за растениями, закрепили знания об условиях необходимых для их содержания, изготавливали поделки из природного материала.
Знакомясь с полезными свойствами овощей, фруктов, ягод, усвоили знания о здоровом питании, узнали о том, какие витамины содержатся в продуктах растительного происхождения. С помощью игр «Узнай по вкусу», «Узнай по запаху», «Определили на ощупь», развивали сенсорные способности, моторику рук. В заключении каждого проекта проводились познавательно-развлекательные мероприятия, на которых обобщались и закреплялись полученные знания.
В заключении отмечу, что использование элементов гарденотерапии даёт крайне положительные результаты в силу того, что плоды деятельности имеют очень наглядный характер и находятся в прямой зависимости от усилий, которые ребёнок вложил в свой труд.