зульфия изгалиева
Конспект для ШМО учителей начальных классов
▼ Скачать + Заказать документы
Структурное подразделение дошкольного образования
детский сад «Чебурашка»
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы посёлка Приузенский
Александрово –Гайского муниципального района Саратовской области
Конспект открытого занятия
непосредственно – образовательной деятельности
по познавательно – речевому развитию
в старше - подготовительной подгруппе
с использованием моделирования
Тема: «Комнатные растения»
Публикация «Конспект для ШМО учителей начальных классов» размещена в разделах
для ШМО учителей начальных классов и воспитателей СПДО МБОУ СОШ п. Приузенский
Воспитатель:
старшей- подготовительной подгруппы
Изгалиева З. Б. 18.02.2020 г.
Тема: «Комнатные растения»
Цель: Закрепить умения детей составлять рассказ по моделям
Задачи:
Образовательные:
• Расширять представления детей о комнатных растениях.
• Закрепить умение составлять рассказ с опорой на модели (схемы).
Развивающие:
• Расширять словарный запас детей.
Воспитательные:
• Воспитывать стремление беречь и любить растения, ухаживать за ними.
Оборудование (материалы) : Горшки с цветами, иллюстрации разных видов цветов, предметные картинки с иллюстрацией цветов, схемы (модели) для рассказа, схемы (модели) – части растения (корень, стебель, лист, цветок).
Ход занятия
I. Вводная часть:
Воспитатель: Ребята, сегодня я приглашаю вас в волшебный мир природы. Вспомните, что такое природа? (Это деревья, кусты, цветы, камни, песок, земля, речка, море, солнце, вода) Да, это всё природа. Но о чем сегодня мы будем говорить, вам поможет узнать загадка — подсказка:
Очищают воздух,
Создают уют,
На окнах зеленеют,
Круглый год цветут.
Дети: Комнатные растения.
Воспитатель: Ребята, посмотрите - это фиалка, герань, каланхоя, кактус.
Воспитатель: — Да, комнатные цветы, это тоже часть природы.
Воспитатель: Но почему же их называют комнатными?
Дети: Потому что растут и цветут эти растения в помещении.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, зачем людям нужны комнатные растения?
Дети: Это украшение помещения, растения создают уют, очищают воздух, обогащают его кислородом, очищают и увлажняют воздух, положительно влияют на настроение людей, (Потому что они украшают жилье, радуют, веселят нас, очищают воздух, а некоторые даже лечат).
Воспитатель:- А что общего у фиалки, герани и каланхоэ и кактуса?
Ребенок: - Есть стебель, листья,
Воспитатель: - Хорошо, но вы забыли назвать очень важную часть растения. Какую
Ребенок: - Корни. Они находятся в земле.
Воспитатель: - Для чего нужны растению корни?
Дети затрудняются с ответом.
Воспитатель: - Они высасывают из почвы влагу, питательные вещества, а ещё корни удерживают растение над землей.
Воспитатель: Чем отличаются эти растения?
Ребенок: стебли разной толщины
Ребенок: листочки разной формы и окраски
II. Основная часть:
Воспитатель: Правильно, молодцы!
Давайте, ребята, вспомним, из каких частей состоит цветок (показ схемы).
Воспитатель:
Ребята, вы правильно назвали части растения, теперь назовите когда их много. Сыграем в д/игру «Один – много»
Один цветок – много цветков
Один стебелек – много …. (стебельков)
Один листик – много …. (листиков)
Один корень - много …. (корней)
Воспитатель: Ребята, мы с вами говорили, что комнатные растения бывают разные. А чем они друг от друга отличаются и чем некоторые похожи? (ответы детей)
Игра «Скажи наоборот»
Тонкий лист – толстый лист
Маленький цветок – …
Колючий лист - …
Толстый стебелек - …
Цветок расцвел –
Сухая земля - …
Воспитатель: А теперь немножко отдохнем.
Физминутка «Солнышко»
Воспитатель: А теперь давайте сосчитаем растения!
Игра «Сосчитай до пяти»
Один фикус – два фикуса, три фикуса, четыре фикуса, пять фикусов.
Одна фиалка - ….
Один кактус - ….
Одна герань - …
Воспитатель: а теперь, я предлагаю послушать и попробовать рассказать об одном из этих цветов (сама рассказываю о фиалке) - использую схему:
Объяснение последовательности рассказа.
1. Составление плана модели рассказа:
Знак вопроса. (Название растения.)
Цвет. (Какого оно цвета) Части. (Назови его части.)
Как ухаживать за растением - Солнце, лейка. (Необходимость света и воды.) Горшок, лопатка. (Необходимость рыхления почвы.)
Дом.
Образец пересказа воспитателем.
ФИАЛКА
Я расскажу о замечательном растении — фиалке. Листочки у фиалки темно-зеленые и покрыты ворсинками. Цветы у фиалки бывают самые разные: белые, голубые, розовые, фиолетовые и даже светло-зеленые. У растения есть листья, стебель, корень, цветы.
Это тенелюбивое растение, его необходимо часто поливать, рыхлить почву в цветочном горшке, это комнатное растение.
Воспитатель: А может кто –то хочет нам рассказать о другом цветке который есть у нас на столе? (Выходят желающие).
Воспитатель: - Для чего мы ухаживаем за растениями?
Ребенок: чтобы они стали красивыми, хорошо росли и цвели.
Воспитатель: Кто знает, как нужно ухаживать за комнатными растениями?
Дети: Их нужно поливать, рыхлить, опрыскивать, протирать листочки от пыли, мыть, обрывать сухие листья.
Воспитатель: - Для чего надо рыхлить землю?
Ребенок: - чтобы хорошо проходила вода, и чтобы корням было легче расти в рыхлой земле
Воспитатель: а поливать цветы надо водой комнатной температуры, лучше дождевой, крупные листья протирать тряпочками, растения с мелкими листьями опрыскивать.
Воспитатель: Да, по тому, что они дышат всеми органами: листьями, стеблями, корнями, пьют, растут. Поэтому за растениями надо ухаживать. Всем растениям для роста нужен свет, вода, воздух, тепло.
Физминутка «Солнышко» - самомассаж
Воспитатель: Скажите, а чем комнатные растения отличаются от уличных (садовых? (ответы детей).
Дети: комнатные растут в комнате, а садовые на улице.
Игра «Четвертый лишний»
Герань, бегония, кактус, ромашка
Бальзамин, фикус, алоэ, одуванчик
Василек, лилия, ромашка, герань.
Заключительная часть: Ребята, давайте вспомним, какие комнатные растения есть у нас в группе?
Из каких частей состоит растение?
Как за ними ухаживать?
Похвалить детей, выделить каждого ребенка за их хороший рассказ
Воспитатель: А у вас дома есть комнатные растения? (Ответы детей)
Пожалуйста завтра расскажете о цветах которые есть у вас дома.
Дети, цветы украшают нашу жизнь. Пусть их на земле будет больше. И пусть среди них будут обязательно цветы, которые вырастили вы!
Дидактическая игра «Назови цветок»
1. Растение с влажных тропических лесов. Ее цветы мелкие на одном стебле. Листочки похожи на кленовые. (Бегония)
2. Это растение рекомендуется завести дома, потому что она считается оберегом и имеет лекарственные свойства — лечит от простуды. Ее листочки круглые, цветы как букетики. (Герань)
3. Растение с длинными светло-зелеными листочками, собранными в пучки, из середины которых вырастают длинные висячие цветочные стрелки с белыми цветочками (Хлорофитум)
4. Сок этого растения лечит всех детей от насморка. Ее листочки мягкие и сочные имеют колючки по краям. (Алоэ)
5. Цветы бывают разных оттенков, при хорошем уходе листочки должны быть гладкими, блестящими. (Китайская роза, гибискус)
6. Листочки длинные светло зеленые, гладкие. (Кливия)
7. Древовидный стебель, широкие, толстые листья, темно-зеленого цвета. (Фикус)
8. Листья длинные, гладкие, когда цветет выбрасывает стрелку с которой с является цветок. (Амариллис)
9. Листочки мелкие будто глянцевые, имеет лекарственные свойства, противовоспалительное действие. (Каланхоэ)