Лана Макарченко
Конспект дистанционного занятия по керамике «Скульптура» для учащихся УДО 6–16 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект дистанционного занятия по керамике "Скульптура"
Разновозрастная группа школьников 6-16 лет.
Макарченко С. П. Мечты, керамика, глазури, 2019г.
Уважаемые родители и дети!
Мы продолжаем наши занятия, в дистанционном формате.
Сегодня мы познакомимся с разнообразием скульптуры, ее выразительными свойствами. Скульптура потрясающе прекрасна и разнообразна. Многие скульпторы работают с пластилином или глиной.
Публикация «Конспект дистанционного занятия по керамике „Скульптура“ для учащихся УДО 6–16 лет» размещена в разделах
- Сидим дома с пользой!
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2020
И так, для практической части занятия вам понадобится: подставка для лепки (дощечка, кусок клеенки или пластика, пластилин или другой пластичный материал. Стека, зубочистка или любая заостренная палочка.
• Задание:
Теория: Изучите презентацию по теме.
• Пожалуйста, после презентации, ответьте на вопросы теста.
• Практика: Слепить круглую скульптуру, малой пластики, портретного, мифологического, или анималистического жанра (небольшую работу).
• Вы можете попробовать слепить фигуру человека или портрет, сказочного персонажа (русалочку, конька горбунка и т. д.) или любое животное в анималистическом жанре.
• Сначала сделайте зарисовки карандашом своего персонажа.
• В начале работы необходимо определить размер изделия и материал, который более всего подходит для задуманной композиции (пластилин или другой пластичный материал).
• Обратите особое внимание на детали, которые помогут полнее раскрыть образ героя: внешний вид, пропорции, характерные черты, характер и настроение.
• Слепите вашу задумку по эскизу.
• Выслать фото работы и эскизов любым удобным для вас способом: в сообщения в контакте, мессенджеры или на почту. (Просьба указывать автора)
Конспект занятия:
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
центр детского (юношеского) технического творчества Красногвардейского района Санкт-Петербурга «Охта»
Педагог дополнительного образования: Макарченко С. П.
ДООП: «Керамический сувенир»
Направленность: художественная
Раздел: Т. 4 Скульптура.
Тема: «Самостоятельная творческая работа»
Тема теория практика Скульптура. Самостоятельная творческая работа
занятие состоит: 3 академических часов, с 2 переменами по 10 минут.
Цель: эстетическое развитие и творческая самореализация учащихся посредством освоения ручной технологии изготовления и декорирования керамических сувениров.
Задачи:
Обучение:
- Видам и жанрам скульптуры;
- основным способам лепки мелкой пластики;
- лепке скульптуры по различным мотивам, сочетая различные приемы лепки, и умение составлять из них композиции.
Развитие:
- художественного вкуса, расширение эстетического кругозора;
- любознательности, познавательной активности, самостоятельности, умения анализировать новую информацию;
- уважения к труду другого человека, почтительного отношения к наследию прошлого;
- умения контролировать свою деятельность и, при необходимости, корректировать ее;
- воображения, фантазии, а также образного мышления;
- терпения, внимательности, наблюдательности.
Воспитание:
- бережного отношения к материалу;
- толерантности: к чужому мнению, к чужой творческой концепции;
- аккуратности;
- интереса к занятиям.
Материальное обеспечение: стол для работы, подставка для лепки (дощечка, кусок клеенки или пластика, ткань или салфетка, пластилин или другой пластичный материал. Стека, зубочистка или любая заостренная палочка.
Техническое оснащение (телефон/компьютер/планшет и т. п. с подключенным интернетом, цветные карандаши.)
ЗАНЯТИЕ
Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы с вами поговорим о скульптуре,
Постараемся разобраться отличиях станковой скульптуры от монументальной скульптуры и малой пластики.
Скульптура выражает себя языком пластики, языком движения масс и объемов. Через пластику автор раскрывает тему, передавая эмоции и мировоззрение.
Через скульптуру порой можно выразить больше, чем через изображение на плоскости, так как человек воспринимает окружающие его предметы, используя не только зрение и слух, а так же тактильные ощущения, интуицию. Вовремя время восприятия художественного образа, формируются ассоциативные образы, которые могут погрузить человека в различные состояния души: радость, печаль, восторг, ностальгия, тоска, умиротворённость, и т. д.
Иллюстративный материал в презентации: Презентация скульптура
Скульптура - произведения искусства, несущие также эстетическую нагрузку, выражающие настроение, душевное состояние автора, уровень массовой культуры, искусства и уровень развития человечества в целом.
Скульптура, ваяние, пластика (от лат. sculptura, от sculpo - вырезаю, высекаю) - вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму.
Скульптура может быть изготовлена в любом жанре, самые распространенные жанры – фигуративный (портрет, исторический, жанровая композиция, религиозный, мифологический) и анималистический жанр. Материалы для изготовления скульптуры многообразны: металл, камень, керамика, пластилин, гипс, дерево, кость и др. Методы обработки скульптуры тоже разнообразны: литье, ковка, чеканка, высекание, лепка, резьба и др.
Существует два основных вида пластики: круглая скульптура (свободно размещающуюся в пространстве) и рельеф (объемные изображения располагаются на плоскости).
Различают три вида рельефа:
• барельеф (выпуклая фигура выступает менее, чем на половину);
• горельеф (выпуклая фигура выступает наполовину);
• контррельеф (фигура не выпуклая, а, наоборот, заглублённая)
В зависимости от предназначения скульптура делится:
• Монументальная скульптура (памятники, монументы, связанная с архитектурной средой. Отличается значительностью идей, высокой степенью обобщения, крупными размерами, рассчитанная на восприятие с больших расстояний, выполняется из долговечных материалов (гранит, бронза, медь, сталь) и устанавливается на больших открытых пространствах (на естественных возвышениях, на искусственно созданных насыпях, тесно связанна с архитектурой и природным ландшафтом оформлением фасадов и интерьеров зданий, мостов, триумфальных арок, фонтанов, малых архитектурных форм, включается в естественную среду садов и парков.
• Монументально-декоративная скульптура включает все виды убранства архитектурных сооружений и комплексов (атланты, кариатиды, фризы, фронтонная, фонтанная, садово-парковая скульптура); Скульптура может служить опорой в архитектурной конструкции (атланты, кариатиды) или украшать здания (фронтоны, метопы, порталы, лепные плафоны, панно). В монументально-декоративной скульптуре, так же как и в скульптуре монументальной, большое значение имеет пропорциональность масштабов и соотношение объема памятника и пространства, в котором он поставлен. К монументально-декоративной скульптуре относится и садово-парковая скульптура: статуи, бюсты, фонтаны, декоративные вазы и т. п. Эта скульптура тесно связана с пейзажем парка, хорошо гармонирует то с зеленым фоном, то с красками осенней листвы.
• Станковая скульптура, вид скульптуры, имеющий самостоятельное значение, рассчитанный на восприятие с близкого расстояния и не связанный с архитектурой и предметным окружением, не зависящая от среды, имеет размеры, близкие к натуре или меньшие, и конкретное углублённое содержание (идея, высказываение художника).
• Станковой скульптуре свойственны психологизм, повествовательность, часто используется символистический и метафорический язык. Она включает различные виды скульптурной композиции: голова, бюст, торс, фигура, группа. Одним из наиболее важных жанров станковой скульптуры является портрет, дающий уникальную возможность для восприятия – рассмотрение скульптуры с разных точек зрения, что представляет огромные возможности, для многосторонней характеристики портретируемого.
• Скульптура малых форм имеет декоративно-прикладное назначение. Малая пластика или скульптура малых форм самый распространенный вид скульптуры. Пластика малых форм – это небольшие произведения жанрово-бытовой тематики, небольшие фигурки, портретные статуэтки и бюсты, изображения животных и сувенирные модели каких-либо известных памятников. Имеют яркую образность, тщательную проработку деталей, декоративное исполнение цвета.
Работая в скульптуре малых форм, автор, в свою очередь, способен передать собирательный образ, используя при этом минимум средств.
Намного сложнее выразить свои чувства не огромным количеством ярких, массивных, громких слов, а использовать для этого привычные, порой банальные приёмы и методы. Именно поэтому скульптура малых так впечатляет нас своей лаконичностью, цельностью, глубиной и, одновременно, простотой смысла. Это и есть основная отличительная черта скульптуры малых форм.
Источником вдохновения может послужить все что угодно, будь то явления природы или работы других авторов, любимая книга или приятное воспоминание. Творчество рождается в процессе переработки личного опыта, всего увиденного и услышанного, и проявляется в материале как отражение вашего взгляда на мир. Будьте смелыми и творите свободно!
Вы знаете, что практически все начинается с шара, и его превращений. Посмотрите внимательно на свой эскиз, какие детали похожи на шар, какие на толстые жгутики (колбаски). Оценив количество и размеры необходимого материала (пластилина) разделите его на части и приступайте к приданию формы, постепенно уточняя детали, придавая герою узнаваемость.
В скульптуре очень важно учитывать характеристики:
1. Объем и масса, - скульптуры трехмерны, поэтому объем играет большое значение, при создании важно учитывать общую массу целого и соотношение деталей. Фигура человека с слишком большой головой по отношению к туловищу или ногам будет смотреться странно.
2. форма, также очень важна, перед началом работы нужно представить как ваша скульптура будет смотреться в пространстве, не только спереди, но и сверху снизу с боков.
3. линия, несмотря на то что линия больше привыкли считать характеристикой рисунка, она важна и в скульптуре! Например поза фигуры может быть представлена в виде линии, направление и характер которой задают ноги, руки и «движение» фигуры. (Вертикальные линии создают ощущение высоты, а диагональные передают направление и напряжение, извилистые линии могут создать впечатление полета или движения. (Рис. №1)
4. размер скульптуры выбирают в соответствии с назначением, если это монументальная скульптура для городской среды выбирают большой размер, более маленькие будут хорошо смотреться в доме.
5. Поверхность определяет характер законченного произведения. Гладкая блестящая поверхность отражает свет и подчеркивает детали, а матовая, шершавая поверхность поглощает свет, делая детали, черты лица мягче размывает границы.
6. Рельеф промежуточное положение между картиной и объемной, трехмерной скульптурой (круглая скульптура). Его нельзя осмотреть со всех сторон. В низком рельефе (барельеф до объема) фигуры едва выступают над поверхностью, а в высоком (горельеф более) выступают в почти в полном объеме.
Задание: Теория: Изучите презентацию по теме. https://drive.google.com/file/d/1LefzuYFQHVP4ROvz2DLMq0BPTXGVteJL/view?usp=sharing
• Пожалуйста ответьте на вопросы теста. https://forms.gle/fL7kG6TusHdj3a7i6
• Практика: Слепить круглую скульптуру, малой пластики, портретного, мифологического, или анималистического жанра (небольшую работу).
• Вы можете попробовать слепить фигуру человека или портрет, сказочного персонажа (русалочку, конька горбунка и т. д.) или любое животное в анималистическом жанре.
• Сначала сделайте зарисовки карандашом своего персонажа.
• В начале работы необходимо определить размер изделия и материал, который более всего подходит для задуманной композиции (пластилин или другой пластичный материал).
• Обратите особое внимание на детали, которые помогут полнее раскрыть образ героя: внешний вид, пропорции, характерные черты, характер и настроение.
• Слепите вашу задумку по эскизу.
• Выслать фото работы и эскизов любым удобным для вас способом: в сообщения в контакте, мессенджеры или на почту.
Используемые ресурсы:
1. "Скульптура. Энциклопедия" / Прикладное искусство/ Переводчик: Борис Л. А. М. : Арт-родник, 2012 г. -192с.
2. Хессенберг К. Скульптура для начинающих – М. : Арт-родник, 2006 – 128 с.