Любовь Иванова
Конспект занятия по составлению связных рассказов с опорой на схему-модель «Дикие и домашние животные» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
занятия по теме «Дикие и домашние животные».
Образовательная область «Познание». Ст. гр.
Программное содержание.
Обучающие задачи.
-Продолжать обучение составлению связных рассказов по теме занятия с опорой на схему-модель.
-Активизировать словарь существительных (названия животных и их детёнышей); глаголов (названия действий); прилагательных (ответы на вопрос
какой? - ая? -ое)
Темочки:
- В мире животных. Конспекты занятий
- Дикие животные. Составление рассказов, описание
- Домашние животные. Конспекты занятий
- Домашние животные. Составление рассказов, описание
- Животные. В мире животных
- Животные. Составление рассказов, описание
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2015
-Упражнять в образовании названий детёнышей в ед., мн. ч. им. п. ; во мн. ч. родит. п.
-Совершенствовать умение ориентироваться в пространстве: слева-справа, вверху- внизу.
Развивающие задачи.
-Развивать умение соотносить знакомые символы с образами животных, подбирать обобщающие понятия.
-Продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-действенное мышление.
-Способствовать развитию артикуляционного аппарата через выполнение специальных упражнений, работать над развитием мелкой моторики руки через выполнение пальчиковой гимнастики.
Воспитательные задачи.
-Формировать интерес к познавательной деятельности.
-Воспитывать доброе отношение к животным, желание беречь природу.
Наглядный материал.
Таблицы: «Лесные животные». «Домашние животные».
Мнемотаблица «Дикие, домашние животные».
Карточки «следов» диких и домашних животных.
Символы: дом и дерево для обозначения места обитания животных.
Шапочки- маски лесных зверей и домашних животных.
Предварительная работа.
Рассматривание картин и иллюстраций по теме занятия.
Загадывание и разгадывание загадок про животных; составление загадок детьми.
Заучивание стих. В. Токмаковой «Бычок и Ёж» с одним из детей.
Заучивание стихотворных текстов пальчиковой гимнастики «Дикие животные», «Домашние животные» из сборника Османовой «Новые игры с пальчиками».
Чтение художественной литературы.
Б. Заходер. «Собачкины огорченья». В. Бианки. «Рассказы о животных».
К. Паустовский. «Кот- ворюга». Е. Чарушин. «Страшный рассказ».
Рассказывание русских народных сказок : «Лиса и тетерев», «Лиса и волк»,
«Заяц- хваста», «Зимовье зверей» и др.
В начале занятия проводится комплекс упражнений.
Пальчиковая гимнастика. «Дикие животные». «Домашние животные».
/Османова. «Новые игры с пальчиками». с. 102,103./
Артикуляционная гимнастика «Медведь и мёд».
Дети «превращаются в медведей» с помощью чистоговорки «Фу-ву-фу».
- «Медведь заметил дупло с мёдом. Готовится лезть на дерево». Упражнение «чашечка».(Края языка приподнимаются).
- «Слизывает мёд» : справа, слева, вверху, внизу. (Язык во рту движется в указанном направлении).
- «Облизывается». (Круговые движения языка по губам).
Гимнастика для глаз. -«Кажется, пчёлы возвращаются.» Движения зрачков вправо- влево, вверх- вниз. -«Ох, голова закружилась.» Круговые движения зрачков.
- «Где же пчёлы?» Удивление: широко раскрываем глаза.
Дыхательная гимнастика.
- «Можно отдышаться».Короткий вдох через нос, выдох — через правый уголок рта: ффу-у-у. через левый уголок рта: ффу-у-у.
- «Эх, хорошо в лесу!» Потянуться вверх- короткий вдох, наклон вперёд- длительный выдох.
Превращение в охотников- следопытов. Превращение происходит с помощью «волшебных слов»- чистоговорки «ву-фу-ву».
Следопыты умеют читать следы животных на снегу. Прочтите следы в обруче. (Корова, лошадь, коза, кошка, собака. Волк, медведь, лиса, белка, заяц. Из контуров следов лап и копыт на карточках написаны названия животных.)
- Как вы думаете, о ком пойдёт речь на нашем занятии? (О животных).
-Все следы находятся в одном круге. Кто думает, что это правильно, подойдёт ближе к кругу. Кто считает, что надо их разместить по-другому, останется на месте.
-Ты решил, что всё сделано правильно, объясни, как ты пришёл к такому решению? ( Всех называют одним словом: «животные»; они похожи внешне, имеют одинаковые части тела).
-Ты думаешь, надо поступить по- другому? Как именно надо разделить следы?
(Надо поместить следы в два обруча; отделить диких животных от домашних).
-Оба варианта ответа правильны; однако, можно их объединить. Может, у кого-то есть предложения, как это сделать? (Дети отрицательно качают головой). Смотрите, в этот большой обруч поместим два маленьких обруча и разместим всех животных; домашних- в один, диких- в другой обруч. Получится, что все животные находятся в одном круге, и, одновременно, разделены на две группы.
-Если в группу придут другие дети, как они поймут, какие группы животных мы выделили? (Предлагается в один обруч поместить домик-символ проживания рядом с человеком; в другой- символ дерева- жизнь в дикой природе). Эти символы выбираются из множества предложенных на выбор: мяч, автобус, ель, дом, снеговик.
Превращение в животных с помощью чистоговорки «фу-ву-фу».
Игра «Назови, не ошибись.»
Дети выбирают и надевают шапочки-маски животных. Воспитатель называет взрослое животное /самку/, ребёнок в шапочке этого животного называет детёныша в ед. ч. родит. п., затем- во мн. ч род. п. Н-р: волчица- волчонок, волчата.
Дети меняются шапочками- масками. /Речь+ жест. / «Спит кто?» Дети имитируют сон: приседают, руки под щёку, отвечают: «Волчонок, котёнок, медвежонок.» «Нет кого?» Дети широко разводят руки в стороны-жест недоумения, отвечают: «Волчонка, медвежонка, котёнка.»
Аналогично проводится работа по образованию существительных мн. ч. род. п.
Педагог начинает фразу: «Спят.» Дети продолжают: «Волчата, медвежата.»
Педагог: «Нет.» Дети: «Волчат, медвежат.»
Игра «Подбери словечко».
Воспитатель в шапочке животного даё т речевой образец:
«Я- лиса. Я-рыжая, осторожная, хитроумная. ,а ты, заяц, какой?» Ребёнок в шапочке зайца подбирает прилагательные для характеристики своего животного.
Воспитатель даёт образец другого ответа.
«Я-лиса. Я умею бегать, прыгать, мышковать, охотиться, убегать. А ты, заяц, что умеешь делать?».
Предлагается показать, как животные прыгают, бегают, прячутся, охотятся.
Предлагается пройти за столы.
Внимание привлекается к знакомым символам на мнемотаблице «Дикие и домашние животные». Дети называют обозначение каждого символа: домик и дерево- назвать место обитания животных; части тела; соска с бутылочкой -назвать детёнышей. Для усложнения материала предлагается составлять предложения с противительным союзом «А». Для этого надо выбрать друга среди животных.
Воспитатель даё т образец высказывания: «Я- волк, а мой друг — кошка. Я- дикое животное, а кошка- домашнее. Я живу в диком лесу, а кошка живёт рядом с человеком.» И так далее с опорой на символы мнемотаблицы.
Выслушиваем 3-4 человек. К оценке рассказанного привлекаются дети.
«Превращение» в детей с помощью чистоговорок.
Итог занятия :
-О чём мы говорили на занятии? Что запомнилось и понравилось?
Воспитатель: «Сегодня мы выполнили много трудных и разнообразных заданий
по теме «Дикие и домашние животные» и заслужили отдых. Перед нами зелёная лужайка (ковёр на полу). Ложитесь на траву на спину, закройте глаза, расслабьтесь и слушайте шум леса и пенье птиц.
Звучит аудиозапись «Утро в лесу».