Надежда Альборова
Конспект детско-родительской встречи с элементами тренинга «Дружилки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: гармонизация взаимоотношений "родитель-ребенок", формирование позиции ответственного родительства.
Задачи:
- актуализация позитивного эмоционального опыта;
- увеличение взаимной открытости, доверия;
- обучить родителей способам позитивного общения и взаимодействия с детьми;
- развитие способности конструктивного взаимодействия;
- снятие психоэмоционального напряжения.
Материалы и оборудование
Публикация «Конспект детско-родительской встречи с элементами тренинга „Дружилки“» размещена в разделах
- Дружба. Учимся дружить
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2014
Записи релаксационной и веселой музыки, звуков природы (дождь); изображение птицы на гнезде и птенчиков; маска коршуна; альбомные листы с изображением круга - мандалы (1 на каждую пару «ребенок-родитель», фломастеры, цветные карандаши, восковые мелки, краски, кисточки, стаканчики с водой; салфетки для рук; песочные часы (3 и 5 мин).
Обсуждение
Очень важно в процессе тренинговой работы уделять внимание обсуждению выполненных упражнений или заданий: "Что вы думаете по поводу данного упражнения?", "Что оказалось сложным?", "Что вы чувствуете?", "Как вы можете это использовать в своей жизни?"
Факторы, обеспечивающие возможность изменения участников тренинга
- Атмосфера взаимной поддержки, доверия создает предпосылки для ослабления защитных механизмов, придает уверенности и активизирует человека, способствует позитивной переоценке отношения к себе.
- Взаимодействие в группе повышает чувство собственной значимости, помогает преодолеть фиксацию на своих проблемах.
- Возможность свободного выражения эмоций позволяет снять психоэмоциональное напряжение, способствует раскрытию и переработке личностных проблем.
- В ситуации тренинга участники более подготовлены к конструктивному восприятию обратной связи, которая позволяет взглянуть на себя со стороны.
- Даже пассивное наблюдение, а тем более активное участие в работе группы позволяет участнику выйти на осмысление собственного опыта и поведения, мотивов и эмоционального реагирования, своей роли в конфликтах и других особенностей своего поведения.
ХОД ВСТРЕЧИ
Ведущий:
Здравствуйте, дети! Здравствуйте, родители!
Семья – это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слезы и смех,
Взлет и падение, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печать.
Семья – это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но лица родных, отчий твой дом –
Сердце навеки останется в нем!
Чтобы наша встреча прошла незабываемо, необходимо срочно друг с другом познакомиться.
Упражнение "Презентация себя"
Цель: знакомство с участниками, повышение самоценности каждого.
Участники сидят в кругу. Каждый по очереди рассказывает о себе. Например: «Я – (имя, люблю играть в машинки, умею читать, помогаю маме» или «Меня зовут (имя, я мама (имя ребенка, я люблю готовить, работаю бухгалтером, умею вышивать крестиком».
Ведущий первым представляет себя. Ведущему необходимо побуждать родителей подсказывать, помогать своим детям.
Ведущий: Теперь мы с вами все друг о друге знаем. Предлагаю наградить нас, таких замечательных аплодисментами. Мы – молодцы!
А теперь, давайте поиграем!
Упражнение "Дождик"
Цель: сплочение группы.
Участники, сидя в кругу, хлопают ладошками по коленкам в ритме, заданном ведущим (сначала тихо и медленно, затем убыстряя интенсивность и темп, затем снова снижая его).
Ведущий: На что это похоже? Давайте представим себе, что это весенний дождик. Почки набухают, появляется первая травка, где-то звенит пчела, запели птички… В теплом уютном гнездышке зашевелилось яйцо… Почему оно зашевелилось? Кто подскажет (ведущий предлагает ответить детям)
Упражнение "Яйцо"
Цель: активизация эмоционально-телесных связей, чувства безопасности и доверия.
Родитель играет роль скорлупы, а ребенок — цыпленка. Родитель садит ребенка на колени, крепко обнимает его руками, ребенок съеживается, опускает голову, сворачивается клубочком. (включается релаксационная музыка).
Ведущий: Птенчику хорошо и уютно в своем домике. Скорлупа защищает его, согревает, дает ему все необходимое. Птенчик пошевелился, покрутил головкой — нет, еще не пришло время. Так хорошо сидеть тихонько в скорлупе, тепло… Ну вот солнышко стало пригревать сильнее, птенчику становится жарко, тесновато… Он поводит плечиками, стараясь освободиться… Скорлупа не пускает — ей тоже очень приятно, когда внутри нее цыпленок. Она крепко держит, но птенец не сдается, он все активнее шевелится, пробует носиком пробить скорлупу, освободиться. Вот уже головка показалась, вот и плечики освободились. Скорлупа уже не сопротивляется — она понимает, что пришло время отпустить своего птенчика. Еще чуть-чуть… и вот цыпленок на свободе! Он расправил свои пока еще маленькие крылышки, потянулся и, довольный, устроился в своем гнездышке.
Упражнение "Послушный — непослушный"
Цель: психоэмоциональная разрядка.
Взрослые сидят на стульчике, дети — спиной к ним, на полу между ногами.
Ведущий: Птенчики, как и детки, бывают послушными и непослушными. Когда птенец непослушный, он стучит ногами, машет руками — мама его крепко держит, обняв сзади. Когда птенчик послушный, мама его гладит по головке, обнимает.
Выполняется по команде, 3-4 раза.
Игра "Коршун"
Цель: развитие чувства безопасности.
Ведущий: Наши птенчики очень любят играть, резвиться под теплым солнышком. Но нельзя забывать, что у маленьких птичек есть враги – коршуны. Мамы-птицы при любой опасности защитят своих птенчиков.
Игра проводится в «свободном пространстве». Звучит веселая музыка. Мамы-птицы стоят произвольно. Дети-птенчики бегают, прыгают, веселятся. Коршун — воспитатель — спит. Когда коршун выходит на охоту, дети-птенчики прячутся к своей маме «под крыло». Повторить 3–4 раза.
Обсуждение
Ведущий предлагает всем немного отдохнуть и рассказать каждому о своем настроении и чувствах: понравилось ли быть птицами, играть вместе. Можно предложить родителям поделиться впечатлением о своем «птенчике», рады ли они что у них именно такой птенчик.
Ведущий: Когда у людей хорошее настроение, они могут улыбаться, танцевать, петь или … рисовать. Предлагаю всем нарисовать свое настроение, чувства с помощью красок и карандашей.
Арт-техника "Рисование мандалы в паре"
Цель: актуализация стилей взаимоотношений в паре.
Паре «родитель – ребенок» предлагается создать мандалу на любую тему, используя различные художественные материалы – краски, карандаши, восковые мелки. Во время рисования ведущий рассказывает о том, что такое мандала.
Информация о мандале
Круг, диск, колесо, кольцо, круглый, круговой, сфера, шар, орбита, страна, территория, область, общество, совокупность, собрание, полнота, микрокосм, космический разум, интеграция мира, сакральный центр, центр силы, сверхъестественная тайная сила, самость – вот некоторые из значений слова «мандала» встречающиеся в литературе.
Мандала - это чаще всего ограниченный квадратом круг с центральным символом, она отражает способ существования и систему космического разума, внешней и внутренней вселенной, интеграцию духа и бытия.
В психологию понятие «мандала» ввел психотерапевт с мировым именем - Карл Густав Юнг. Он же впервые заметил значимость образов круга в рисунках и сновидениях.
Человек с древних времен располагал себя в центре фигур с четырьмя элементами, нередко идентифицируя себя с солнцем, вокруг которого все вращается.
Все сокровенные религиозные структуры имеют в своей основе мандалу: египетские и мексиканские пирамиды, храмы в Индии, пагоды Китая и Японии, палатки индейцев Северной Америки. Образ круга с крестом внутри характерен для множества культур. Его роль заключается в том, чтобы выражать интуитивно постигаемые человеком отношения с внешними процессами, такими как изменения времен года.
Древние шумеры связывали времена года с известными им планетами – Марсом, Сатурном, Меркурием и Юпитером.
Календарь и мифологическая история индейцев Древней Мексики связаны с одним очень важным образом - знаменитым круглым ацтекским Камнем Солнца, диаметром двенадцать футов и два дюйма, весом двадцать с половиной тонн.
Мандала – это символ колеса жизни, космических процессов существования, планет и звезд, земных сезонов и галактических циклов. В этом духе друиды древней Англии, жившие на её территории до прихода римлян, создали монумент Стоунхендж.
В Древнеславянской культуре так же существовали мандалы-обереги. Люди опасались сглаза, порчи и поэтому в доме над кроватью (особенно маленьких ребятишек) вешались обереги. Например «Божье око», который привлекал чуждое внимание и впитывал в себя негативную энергию враждебных сил.
Во многих культурах человек, храм и город воспринимаются в качестве холистических символов. Описанный в Библии образ Нового Иерусалима также представляет собой мандалу.
При сооружении храмов в Европе использовались витражи в форме цветков, способствовавшие достижению состояния глубокой концентрации.
В христианских мандалах Христос Вседержитель находится в центре и окружен эмблемами или символами четырех евангелистов в виде быка, орла, льва или ангела. Они выражают четыре формы проявления священной силы в ее связи с человеком.
Всякая мандала является продуктом человеческого творчества, создаваемым в определенное время и в определенном месте. Поэтому она всегда уникальна и не может быть в точности повторена.
Проблемы, радости, тревоги, аффекты, физическое состояние организма и многое другое – все это находит свое отражение в мандале.
Презентация рисунков
Обсуждение проводится в кругу, рисунки можно выложить в центре круга на полу. Каждой паре предоставляется возможность рассказать о своем рисунке:
— Как называется рисунок?
— Кто был инициатором идеи?
— Удобно ли было рисовать вдвоем?
— Какими материалами пользовались?
— Какие чувства испытывали?
— Что на рисунке главное?
Ведущий: Наша встреча подходит к концу. Мы с вами хорошо поработали сегодня. Предлагаю поблагодарить друг друга за участие и внимание.
Игра «Катушка ниток»
Цель: сплочение группы, формирование доверия.
Ведущий: Встаньте все в шеренгу и возьмитесь за руки. Тот, кто стоит первым в шеренге – «катушка» (это должен быть взрослый, которая осторожно закручивается вокруг своей оси и наматывает на себя «нитку» - тянет за собой остальных, пока не закрутит всех.
Можно предложить группе в конце своего движения осторожно присесть на корточки.
Обсуждение
Ведущий просит всех участников коротко рассказать:
- Что больше всего запомнилось на тренинге?
- Расскажите о своих ощущениях: комфортно-не комфортно.
- Что, по вашему мнению, положительное в таких совместных занятиях, а что отрицательное?
- Как вы себя чувствуете, какие изменения произошли?”
Ведущему необходимо побуждать родителей подсказывать, помогать своим детям. Порядок высказываний может быть свободный, если участник (родитель или ребенок) не хочет делиться впечатлениями принуждать не следует. За каждое высказывание необходимо поблагодарить.