Татьяна Казакова
Конспект деловой игры с родителями «Конвенция о правах ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект деловой игры с родителями (конвенция о правах ребенка).
Цели:
• Уточнить, закрепить и углубить знания родителей о правах человека;
• Систематизировать знания по осуществлению прав ребенка в семье;
Публикация «Конспект деловой игры с родителями „Конвенция о правах ребенка“» размещена в разделах
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Права ребенка. Конспекты занятий по правовому воспитанию
- Права ребенка. Консультации для родителей
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Темочки
• Раскрыть содержание правового воспитания;
• Развивать у родителей инициативу, творчество при выполнении заданий.
Подготовка:
1. Изучение Конвенции о правах ребенка
2. Анкетирование родителей. Цель: выявление социально-педагогических условий воспитания в семье.
3. Наблюдения, беседы. Цель: изучение эмоционального самочувствия ребенка в семье.
4. Оформление наглядной агитации в группе по Конвенции о правах ребенка.
5. Подготовка информационного листка по содержанию собрания.
6. Составление сценария собрания.
Организация:
1. Пригласить родителей на собрание.
2. Подготовить зал: стулья, столы, вешалки.
3. Расстановка мебели.
План проведения:
1. Подготовительный этап.
2. Организационный этап.
3. Диспут по Конвенции о правах ребенка.
4. Этап проведения деловой игры.
5. Заключительный этап. Презентация «Ангел».
6. Подведение итогов за 1 полугодие
7. Разное
Ход родительского собрания.
Добрый вечер уважаемые родители, рады вас видеть. Разговор пойдет в форме диспута по Конвенции о правах ребенка.
Вопрос: Кто из Вас знает о существовании Конвенции о правах ребенка
Наше государство ратифицировало Конвенцию в 1990 году, а к 1993 году 174 государства - члены ООН - ратифицировали данный документ. Таким образом, к настоящему времени в Европе нет ни одного государства, которое не присоединилось бы к данной Конвенции.
Вопрос: А как Вы считаете, почему возникла необходимость в создании данного документа?
Ответы родителей.
Вопрос: Как Вы считаете, нужно ли знание прав нашим детям в дошкольном возрасте?
Ответы родителей.
Вопрос: Кто знаком с содержанием Конвенции о правах ребенка?
Поскольку первое практическое знакомство детей с нравственно-правовыми понятиями начинается в семье, а родители - гаранты прав ребенка в дошкольном возрасте, мы и поговорим о том, какие права имеет Ваш ребенок.
Ведущий: Наша встреча идет под девизом «Защитим наших детей». Мы остановимся на повседневной жизни, в которой очень часто имеет место ущемление прав ребенка и ему необходима защита. Разбор жизненных ситуаций поможет проследить и проанализировать нарушение прав ребенка.
Ведущий: В нашей жизни встречаются разные ситуации. Они иллюстрируют наши взаимоотношения с детьми. Каковы они? Вот одна из ситуаций: «Анечка ест сухарик. Ей нравится, и она ест с удовольствием. Бабушка предлагает внучке апельсин: «Он вкусный, полезный, в нем много витаминов, съешь апельсинчик!». - «Бабуля, я не хочу его есть, мне нравится сухарик» - отвечает девочка. «Я настаиваю, - продолжает бабушка, - съешь его, он полезней для твоего организма!». «А я не буду, - протестует внучка, - не хочу».
Вопрос: А у Вас в жизни такие ситуации были? Как Вы выходили из них?
Ответы родителей.
Ведущий: А вот еще одна очень часто повторяющаяся ситуация: например, Ваша дочка утром хочет надеть свое любимое платье с коротким рукавом, но Вы знаете, что в группе сейчас прохладно и предлагаете надеть теплое шерстяное платье. Но она ни за что не соглашается. Вы знаете, что если уступите ей, то уже к вечеру у нее будет насморк, а на следующее утро и кашель. И так у Вас каждое утро конфликт.
Вопрос: Как бы Вы разрешили данную конфликтную ситуацию?
Ответы родителей.
Вывод: Из самых лучших побуждений взрослые, порой, забывают, что ребенок имеет чувство собственного достоинства, гордость, что у него есть свое мнение, которое он хочет отстаивать. А мы говорим, что это упрямство. Вместо того, чтобы убедить ребенка, мы командуем и требуем исполнения. Но дети не согласны. Ребенок обязательно должен понять, что от него хотят и должен чувствовать, что его мнение не безразлично, что его понимают и принимают, что с ним считаются. Конвенция о правах ребенка признает за каждым ребенком право свободно выражать свое мнение. (Статья 13.). А государства-участники уважают это право каждого ребенка. (Статья 14.).
Ведущий: Нередко, якобы заботясь о ребенке, взрослые позволяют себе проявление насилия: физического, психологического, оскорбления,. .
Это насилие и агрессия не всегда откровенны, они могут быть завуалированы. «Оля, - говорит мама, - иди немедленно завтракать! Сколько тебя ждать! Опоздаем в детский сад, а я на работу! Ты руки помыла? Почему тебе обо всем нужно напоминать? Сядь прямо! Не вертись за столом! Что ты копаешься, ешь быстрее!.. и т. д. и т. п.
Вопрос: Оцените стиль общения с четырехлетней девочкой? Как Вы думаете, с каким настроением придет ребенок в детский сад?
Ответы родителей.
Вывод: Психологическое давление, оскорбление, унижение ребенка наносит ему еще больший вред, чем физическое наказание, это тоже унижение и оскорбление. Конвенция о правах ребенка трактует, что государства-участники принимают все необходимые меры с целью защиты ребенка от всех форм физического, психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации со стороны родителей, опекунов. (Статья 18.).
В предложенных Вашему вниманию ситуациях явно выражены гиперопека, психологическое давление, вербальная агрессия взрослых. Очень часто дети подвергаются и визуально - эмоциональной агрессии со стороны взрослых. «Две фотографии» Показываю родителям фотографии 2-х детей, проявляющих противоположные эмоциональные состояния: гнев и радость.
Вопрос: Какой ребенок вызывает у Вас положительный отклик? Как Вы считаете, когда взрослый находится в раздраженном состоянии, какая реакция может возникнуть у ребенка?
Ответы родителей.
Ведущий:
Часто приходиться слышать, что воспитанием детей должен заниматься детский сад, в котором работают профессионалы. А у родителей нет времени на воспитание своих детей. Вопрос: А как Вы думаете, кто должен заниматься воспитанием детей, папа или мама, а может быть, детский сад?
Ответы родителей.
Ведущий: А вот еще пример из жизни: родители Саши повздорили на тему «какой водой умываться ребенку». Мама настаивала на теплой воде для умывания, т. к., по ее мнению девочка слабенькая, быстро простужается. А папа пытался убедить маму, что нужно умываться холодной водой, не нежить ребенка, а постепенно закалять, чтобы Саша не болела. В конце разговора девочка заявила, что будет делать так, как сказала мама. Папа как всегда разговор на этом закончил и вышел из ванной комнаты.
Вопросы: Кто из родителей прав? Почему отец не проявил свои знания раньше?
Ответы родителей.
Ведущий: Когда между родителями нет согласия, в первую очередь страдают дети. В этой «гражданской войне» они не остаются в стороне, а принимают сторону папы или мамы. Родители же соревнуются в перетягивании детей на свою сторону, не останавливаются ни перед чем. Здесь неизбежны ложь, увертки, взаимные обвинения. Ребенок может настроиться против кого-то из родителей, а это оставит неизгладимый след в душе и отрицательно повлияет на его характер. Он поймет, что может добиться своего, играя чувствами других людей.
Ведущий: В Конвенции о правах ребенка есть статьи, которые говорят об обязанностях и ответственности родителей за воспитание и развитие ребенка. «Государства-участники предпринимают все возможные усилия, чтобы обеспечить признание принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка. Родители несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка. Наилучшие интересы ребенка являются предметом их основной заботы». (Статья 18.).
Наукой доказано, что нравственный опыт первых лет жизни, взаимоотношения с родителями, годы учебы во многом определяют душевный настрой ребенка на будущее.
Конвенция утверждает ряд важных социальных правовых принципов. Главный из них - признание ребенка полноценной и полноправной личностью. Это признание того, что дети должны обладать правами человека по собственному праву.
Ведущий: А сейчас мы узнаем насколько вы осведомлены в области правовых вопросов и как понимаете содержание правовых документов? Готовы ли вы реализовать свои знания в работе с детьми. И мы начинаем «Деловую игру», с использованием ВОТУМА.
«Права литературных героев»
1. Задание
1. Найдите из серии сказок сказку, герои которых находились в неволе.
• Царевна – лягушка»
• «Репка»
• «Колобок»
• «Маша и медведь»
2. Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища?
«Три поросёнка», «Заюшкина избушка» «Двенадцать месяцев» «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
3. Героине какой сказки пришлось искать и находить в других странах убежище и защиту от преследований?
«Дюймовочка» «Красная шапочка». «Колобок» «Гуси лебеди»
4. Героиня какой сказки воспользовалась правом свободного передвижения и выбора местожительства?
«Лягушка – путешественница» «Иван Царевич и Серый Волк» «Золотой ключик» «Теремок»
5. В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу?
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»? «Серая шейка», «Дюймовочка», «Красная шапочка», «Сказка о рыбаке и рыбке» «Репка»
6. Какое право было нарушено ведьмой в сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»?
Право на жизнь Право свободного передвижения и выбора местожительства? Право на неприкосновенность жилища? Право на личную неприкосновенность?
7. Какое право нарушил Буратино, схватив крысу Шушеру за хвост?
Право на неприкосновенность жилища? Право на жизнь? Право на личную неприкосновенность? Право свободного передвижения и выбора места жительства?
8. Какое преступление совершили гуси – лебеди в одноименной сказке? Правом свободного передвижения и выбора местожительства? Право на отдых и развлечения? Право на жизнь? Похищение детей?
Игра «Волшебный сундучок» права человека
Из сундука по очереди достаются предметы
• Свидетельство о рождении - Что за документ? О каком праве он напоминает? (О праве на имя).
• Сердечко - Какое право может обозначать сердце? (О праве на заботу и любовь).
• Домик - Почему здесь оказался домик? О каком праве он напоминает? (О праве на имущество).
• Конверт - О чём напоминает конверт? (Никто не имеет право читать чужие письма и подглядывать).
• Букварь - О каком праве напомнил вам букварь? (О праве на образование).
• Игрушечные зайчиха и зайчик - О чём напоминают эти игрушки? (О праве ребёнка быть вместе с мамой).
Заключительный этап игры
На примере этих игр мы убедились в том, как личность взрослого воздействует на психоэмоциональное состояние ребенка и приобрели навыки конструктивного взаимодействия в учебном процессе.
Таким образом, на занятиях и в повседневной жизни необходимо разыгрывать ситуации, в которых дети принимали бы самостоятельные решения, подводящие к мысли, что все люди имеют одинаковые права.
- Помните, уважаемые родители - «Если ребенок смеется - значит, мы все сделали правильно».
Презентация «Ангел».