Оксана Соколова
Конспект занятия «Блоки Дьенеша как средство формирования представлений о свойствах предметов»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема : «Блоки Дьенеша,
как средство формирования представлений о свойствах предметов».
При подготовке детей к школе большое внимание мы уделяем развитию у них пространственного и логического мышления. А в исследованиях И. С. Якиманской [2] доказано, что наиболее эффективным средством развития детей является работа с геометрическим материалом. Учитывая, что в дошкольном возрасте у ребенка доминирует наглядно-действенное мышление, мы обратились к такому дидактическому пособию, как блоки венгерского психолога Дьенеша.
Публикация «Конспект занятия „Блоки Дьенеша как средство формирования представлений о свойствах предметов“» размещена в разделах
Цель: Определить эффективные средства развития представлений о форме и геометрических фигурах (2)
Задачи: 1)Изучить психолого-педагогический аспект проблемы развития представлений о геометрических фигурах и форме у детей дошкольного возраста.
2) Организовать и провести опытно - экспериментальную работу по развитию представлений о геометрических фигурах и форме с детьми 6-7 лет.
3) Разработать методику ознакомления с геометрическими фигурами и формой, используя блоки Дьенеша в подготовительной к школе группе.
4) По итогам эксперимента сформулировать выводы и методические рекомендации. (3)
Предмет исследования :
процесс развития представлений о геометрических фигурах и форме у дошкольников средствами блоков Дьенеша.
Объект исследования: процесс развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. (4)
Гипотеза исследования:
использование блоков Дьенеша
в развитии представлений о геометрических фигурах и форме будет эффективно, если при организации обучающей деятельности будут соблюдены следующие условия:
1. специально организуется деятельность детей с применением блоков Дьенеша (объемных блоков, отражающих свойства предметов);
2. проводится планомерная работа на всех видах занятий и в совместной деятельности;
3. учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей при работе с блоками Дьенеша. (5)
Диагностика проводилась в МДОУ №31,
в подготовительной группе,
количество обследованных детей 23.(6)
Цели диагностики:
Определить наличие знаний детей о свойствах предметов.
Определить наличие знаний о геометрических телах.
Определить уровень умений группировки предметов по указанным свойствам.
Критерии оценки
Высокий — Ребёнок выделяет и называет несколько свойств геометрических фигур, предметов; находит фигуру, предмет по указанным свойствам, сравнивает и обобщает. Активно пользуется словами, обозначающими свойства геометрических фигур, тел, предметов.
Средний — Ребёнок называет форму предметов, геометрических фигур, геометрических тел, группирует их.
Низкий — Ребёнок выделяет идентичный предмет (находит такой же, называет, отвечает на вопросы взрослого о размере, форме предмета. (7)
Констатирующий этап эксперимента. Групповая диагностическая карта по ознакомлению с формой предмета в подготовительной группе. Начало учебного 2014 года. (8,9).
Результаты изучения уровня развития представлений о признаках предметов в подготовительной группе (констатирующий этап)
Формирующий этап эксперимента (11)
Конспекты занятий, с использованием блоков Дьенеша в подготовительной к школе группе (12,13)
Занятие «Волшебные ступеньки»
Цель: Продолжать учить детей определять на ощупь геометрические тела: куб, шар, конус, цилиндр; структурную поверхность тел: гладкие и шершавые. Вести количественный и порядковый счет, счет на слух. Закреплять умение определять признаки геометрических фигур с помощью знаков. Ко-дирование блоков и раскодирование - описание фигур с помощью кодов. Закреплять понятия «тяжелый — легкий». Развитие мелкой моторики рук.
ЗАНЯТИЕ «ДОМИКИ»
Цель: Закрепление с детьми ориентировки в пространстве, геометрического понятия «линия» — прямая, кривая, ломаная. Счет количественный и порядковый. Развитие у детей слухового восприятия, счет на слух. Продолжать развивать умение читать кодовое обозначение блоков. Формирование понятия деления множества на подмножества.
Занятие «Сказка о геометрических фигурах»
Цель: Закрепить умение различать геометрические фигуры по цвету, форме, размеру. Учить называть, систематизировать и классифицировать геометрические фигуры по признакам. Формировать представления о количественном составе числа (числа 3, упражнять в счете. Развивать конструктивные способности, пространственное воображение, логическое мышление, внимание. Развивать речь.
Контрольный этап эксперимента (14,15,16)
Итоговый уровень по ознакомлению с формой предмета в подготовительной группе. 2015 год.
Диаграмма сравнения количественных данных ознакомления детей со свойствами предмета. (17)
Выводы: (18)
1)Работа по ознакомлению детей дошкольного возраста со свойствами предмета должна строиться на :
1. психолого-педагогической основе восприятия детьми данного материала;
2. возможности развития с использованием различных средств обучения : занятия, занимательный дидактический материал, наблюдение, художественное слово, игры, объемные модели, блоки Дьенеша.
Блоки Дьенеша имеют преимущества в использовании наглядно отображают четыре свойства геометрических фигур, помогут выявить в объектах разнообразные свойства, называть эти свойства и обозначать их отсутствие;
2)Работа по ознакомлению дошкольника со свойствами предмета с помощью игр Дьенеша способствует ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур и математических представлений.