Светлана Зайнутдинова
Конспект беседы с детьми старшей группы «Без семьи нет счастья»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема беседы : Без семьи нет счастья
Возрастная направленность: дети 5-6 лет
Цель:
Формирование представления о семье, как об источнике счастья и самой большой ценности в жизни каждого человека.
Задачи:
• Дать детям представление о понятии «Семья».
• Расширять представления детей о семье и взаимоотношениях в ней.
• Развивать в детях личностные духовно – нравственные качества, соотносимые с понятием «Семья».
• Учить детей любить своих родителей такими, какие они есть.
Публикация «Конспект беседы с детьми старшей группы „Без семьи нет счастья“» размещена в разделах
• Прививать потребность радовать близких добрыми делами и заботливым отношением.
• Активизировать словарь по данной теме.
• Воспитывать у детей нравственные чувства: милосердие, сопереживание, послушание родителям, любви к семье, дружелюбие, ответственности и заботы.
Демонстрационный материал:
Альбом «Моя семья», фотографии детей, чистые листы бумаги, краски, кисти
Вырезанные из цветного картона «тучки» и воздушные шарики. Сердечки-фонарики, Мультимедиа-проектор, ноутбук, отрывок мультфильма «Мама для мамонтенка» (видеозапись, слайды на тему «Дети без семьи!», видеоролик из YuoTube «Гимн семьи», вырезанные из бумаги сердца.
Предварительная работа
• «Раскроем тайну пословиц» - совместное обсуждение смысла пословиц о маме, о семье.
• Сюжетно – ролевые игры: «Семейные хлопоты», «Дочки-матери».
• Беседа : «Я и мой дом», «Если бы у меня была волшебная палочка».
• Чтение – Л. Квитко «Бабушкины руки», А. Яковлев «Мама», Дора Габе «Моя семья», Л. Воронкова «Что сказала бы мама», В. Сухомлинский «Все добрые люди – одна семья», «Бабушка отдыхает», «Именинный обед».
• Изготовление альбома «Моя семья» детьми группы.
• Разучивание с детьми пословиц и поговорок народов России о семье.
Предполагаемый результат:
• Понимание детьми понятия «Семья» и значимости семьи в жизни каждого человека.
• Проявление заботы и уважения ко всем членам семьи.
• Воспитание чувства семейной сплоченности, уважения к жизненному опыту родителей; подведение к пониманию того, что у разных членов семьи могут быть разные вкусы и увлечения.
• Проявление у детей нравственных чувств: милосердия, сопереживания, послушания родителям, любви к семье, дружелюбия, ответственности и заботы.
Ход беседы
I. Организационный момент.
Дети садятся полукругом возле мольберта. На мольберте - ребус (7Я).
Воспитатель предлагает детям разгадать ребус. Дети отвечают, что зашифровано слово семья. Воспитатель предлагает высказать предположение, о чем же сегодня будет идти речь. Дети отвечают: о семье.
В: Как вы думаете, что значит - семья? (Ответы детей)
II. Основная часть. Беседа.
В: А теперь я предлагаю поговорить о семье, о том, что называют семьей, нужна ли семья, почему говорят: «Без семьи нет счастья?»
Воспитатель читает стихотворение, на экране слайд-шоу с семейными фотографиями детей:
Есть в доме любом семейный альбом.
Как в зеркале, мы отражаемся в нем.
Пускай, не всегда мы красивы,
Зато эти фото – правдивы.
Хранится альбом в нашем доме,
И снимки хранятся в альбоме.
- Ребята, я предлагаю вам поговорить о самых близких, родных людях. Сегодня у нас в группе открыта фото - выставка «Моя семья». Кто хочет рассказать о своей семье?
Предлагается план рассказа:
• Кто самый старший в вашей семье?
• Кто самый младший?
• Кто изображен на фото?
• Что они делают?
• Какое у них настроение?
• Что они любят делать, чем увлекаться?
Дети рассказывают о том, что изображено на фото.
В: семья может быть и маленькой - например, мама и ребенок, но если они любят друг друга — это настоящая семья. Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу. Хорошо, если семья большая. А сколько человек в ваших семьях? (Ответы нескольких детей)
- Как вы думаете, что такое счастье? Счастливая семья?
В: ребята, давайте порассуждаем, почему в народе так говорят: без семьи нет счастья? (ответы-предположения детей)
- Как заботятся о вас ваши близкие?
- Какие чувства вы испытываете при этом?
- Как члены семьи заботятся друг о друге?
- Какие сказки рассказывает бабушка?
- Какие колыбельные песни поет мама перед сном?
- Как вы чувствуете любовь мамы и папы к вам?
- А как вы проявляете свою любовь к ним?
- Бывает так, что вы ссоритесь со своими близкими?
- Кто первый идет на примирение?
- А ссоры и обиды в семье – это приятно? Как их избежать?
(дети отвечают на вопросы, воспитатель подводит итог, о том, что все члены семьи заботятся друг о друге и о них, детях, защищают и оберегают их от неприятностей, потому что дети еще маленькие и не могут самостоятельно всему научиться)
(Детям предлагаются пословицы. Задание: объяснить смысл пословиц)
1. «Родительское сердце - в детках».
2. «Дети не в тягость, а в радость».
3. «Семья сильна, когда над ней крыша одна».
4. «Вся семья вместе – и душа на месте». (Рассуждения детей).
В: В хорошей и дружной семье все помогают друг другу, заботятся о членах семьи. Расскажите как ваши мамы и папы заботятся о вас, о друг друге?
В: А у вас есть постоянные обязанности дома?
(Ответы детей)
Игра «Наши добрые дела»
На магнитной доске круг желтого цвета. Дети подходят по одному с лепестком, вырезанным из бумаги и рассказывают, как они помогают дома, какие поручения выполняют. (В конце игры подводится итог)
В: Посмотрите, от ваших добрых дел даже цветок раскрыл свои лепестки. Молодцы. Ваша помощь родителям очень нужна и важна, так же как и вам нужна помощь родителей.
В: После работы надо отдохнуть.
Проводится физкультминутка. Воспитатель показывает движения, дети повторяют их.
Физкультминутка «Семейная зарядка».
Осенью, весною,
Летом и зимой.
Мы во двор выходим
Дружною семьёй (маршируют на месте).
Встанем в круг и по порядку
Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает (руки вверх и вниз).
Папа бодро приседает (приседания).
Повороты вправо-влево
Делает мой братик Сева (руки на поясе, повороты всем корпусом).
А я сам бегу трусцой (бег на месте)
И качаю головой (наклоны головой в стороны).
В: Отдохнули? А сейчас я предлагаю сесть на места поудобнее и посмотреть эпизод мультфильма «Мама для мамонтенка» и послушать песню, которую поет мамонтенок.
(Ребята смотрят мультфильм, слушают песенку. Затем им предлагаются вопросы для обсуждения сюжета песни)
- Кого ищет мамонтенок? (Предполагаемые ответы)
- Скажите, куда вернется мамонтенок? (Ответы детей)
- Да ребята, семья, родной дом – самое дорогое, что есть у человека.
- Для чего люди создают семью? (Ответы детей)
- Как вы думаете, что такое согласная семья? (Рассуждения детей)
- Самые близкие ребенку люди – его родители. И для родителей дети – смысл и радость всей жизни.
В: А сейчас я предлагаю вам пофантазировать на тему «Дети остались одни дома на несколько дней» (выслушиваются предположения нескольких детей, делается вывод, что детям одним дома прожить без родителей будет совсем невозможно, так как они не смогут приготовить себе еду, их могут подстерегать опасности, они могут заболеть и некому будет о них позаботиться и т. п.)
В: Ребята, а как мы выражаем любовь к своим близким? (ответы детей)
- Верно! А ещё мы стараемся совершать только хорошие поступки, чтобы радовать наших родителей. Как вы думаете, на что похожа радость (печаль) на яркий воздушный шарик, или на тучку? (воздушный шарик и тучка у каждого ребёнка)
Я буду называть поступки. Если вы считаете, что этот поступок огорчит маму, поднимаете тучку, если порадует - воздушный шарик.
-Убрали за собой одежду;
-Оставили после еды свою грязную посуду на столе;
-Разбросали одежду по всем стульям;
- Помыли свою тарелку;
-Почистили зубы;
-Ходят грязнулей;
- Оставили кровать неприбранной;
- Прибрали кровать;
- Не заметили, когда мама и папа устали;
- Заметили, когда папа и мама устали.
Упражнение «Большое Сердце любви»
- Большая, крепкая, дружная семья – это счастье, радость, любовь.
Каждому из вас я предлагаю бережно взять в руки частичку любви ваших родителей – сердечко, и выложить на ковре одно большое сердце.
«Круг радости»
В: Приглашаю всем взяться за руки и встать в необычный «Круг радости» в форме сердца.
- Посмотрите, вот такая большая родительская любовь постоянно окружает каждого из вас! А мы ее порой и не замечаем! Мы так привыкли к тому, что она всегда с нами!
А есть дети, у которых нет семьи.
(Предлагаю детям посмотреть слайды «Дети без семьи!»)
- О чем вы думали, когда смотрели эти кадры?
- Какие чувства испытывали?
III. Заключительная. Подведение итогов.
В: Какое счастье, что у вас всех есть семья! Вы – самые счастливые дети на свете! В ваших семьях правит любовь друг к другу! Мы с вами сегодня говорили о самом дорогом и главном в вашей жизни – о ее ВЕЛИЧЕСТВЕ СЕМЬЕ! Вы согласны с выражением: Без семьи нет счастья? (да). Я тоже так считаю. А сейчас я хочу подарить вам сердечки-фонарики. Давайте зажжем их и бережно сложим эти живые трепетные огоньки в центр нашего большого сердца и пожелаем, чтобы, чтобы у всех на земле обязательно была семья.
- Какое яркое сердце получилось у нас, светлое и горячее, как любовь и счастье в семье. А сейчас, напоследок, я предлагаю вам послушать и посмотреть видеоролик «Гимн семьи»
(дети смотрят ролик, слушают песню)
В: Понравилась вам песня? А в целом, понравилось ли вам то, о чем мы сегодня говорили? Что вам показалось наиболее интересным? Что нового вы узнали для себя? Полезной ли была информация для вас? (ответы детей, рефлексия)
- А теперь давайте пойдем и нарисуем свою семью.
(Дети выбирают средства рисования и рисуют свою семью в свободной самостоятельной деятельности, затем организуется выставка рисунков)
Литература
1. Копытова Н. Н. Правовое образование в ДОУ. - Творческий Центр «Сфера». – М. : 2007
2. Мячина Л. К. и др. Маленьким детям – большие права: Учебно-методическое пособие. – Спб. : ДЕТСТВО –ПРЕСС
3. Харитончик Т. А. Правовое воспитание. – Волгоград: 2009.
4. Шорыгина Т. А. Беседы о хорошем и плохом поведении. – М. : ТЦ Сфера, 2007. – 96 с.
5. YouTube. Гимн семьи!