Елена Лилло
Конспект занятия «Берестоплетение»
Тема: «Плетение из Бересты»
Цель: познакомить детей с изделиями из бересты и техникой их плетения.
Задачи:
Образовательные задачи:
- познакомить детей со свойствами березы и ее коры- бересты.
- сформировать у детей представление о берестоплетение карел.
-научить детей делать подделку из бумаги (плетенный коврик)
Развивающие задачи:
- способствовать межличностной коммуникации, развивать речь на основе знакомства и карельскими предметами.
- развивать эстетический и художественный вкус детей.
Воспитательные задачи:
Публикация «Конспект занятия „Берестоплетение“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2023
- Прививать интерес детей к народному искусству.
- Воспитывать уважительное отношение к прошлому родного края.
- Воспитывать терпение, аккуратность при выполнении работы.
Методические приемы:
- рассказ, беседа.
- ответы на вопросы.
Словарная работа:
Береста, берестоплетение, кузавок, туясок, солонка, поплавок, кочедык, очелье, кошель.
Оборудование и материалы:
- демонстрационный материал: корзины (кузовки, туески, кошель, солонки, очелье, игрушки, обложка для альбома, подставка для колокольчика, полено из березы, печатный материал (картинки с изображением украшений, игрушек, кочедык.).
- раздаточный материал (заготовки зайцы (мл. гр.) коврик (ст. гр) полоски цветной бумаги.
Ход экскурсии:
Воспитатель: здравствуйте ребята! Сегодня я вас пригласила в гости что бы рассказать о таком промысле как плетение из бересты. Но давайте начнем все по порядку. В какой республике мы с вами живем?
Ответы детей
Восп: правильно мы с вами живем в Карелии. Наша республика богата озерами, реками и лесами. Как вы думаете, что люди могут делать на реках и озерах?
Дети: ловить рыбу, брать воду…
Восп: Правильно. А в лесах?
Дети: Охотится, собирать грибы, ягоды, рубить дрова…
Восп: Правильно! Посмотрите у меня есть полено из какого дерева оно?
Дети: Береза
Воспит: Больше 1000 лет назад карелы обнаружили, что кара березы теплый, эластичный материал. Кору березы назвали береста или берёста. Она занимала большое место в жизни карельских крестьян. Бересту использовали для множества целей начиная от изготовления игрушек до строительства домов. В любом доме была берестяная утварь необходимая в хозяйстве. Только снимать бересту можно в определенное время это конец мая начало июня.
Это кашель. Как вы думаете, для чего он использовался?
Дети: В лес ходить…
Восп: Возможно, и в лес с ним ходили. На что он похож?
Дет: на рюкзак.
Восп: Совершенно верно. А, как нам известно, с рюкзаком удобно ходить в походы. Посмотрите какой он вместительный. Помните сказку «Маша и медведь» может в таком кашеле Маша и приехала домой. (кашель передается от ребенка к ребенку что бы его рассмотреть)
Чтобы в лес ходить удобно использовать лукошки и корзины. (показ корзин). Посмотрите на эти корзины одна из них новая, а другой уже 100 лет как вы думаете какая из них какая?
Дети: Которая темная той 100 лет, а которая светлая новая.
Восп: совершенно верно. Старая береста темнеет и становится твердой. (карзины передаются)
Восп: ребята обратите внимания на то, что и кашель и у корзины сплетены из широких полос бересты. Переплетать такие полосы между собой очень сложно и для этого используют инструмент под названием «Кочедык» (демонстрация картинки).
Восп: также в хозяйстве использовались туеса и солонки (показ). Как вы думаете для чего использовали туеса? Солонки?
Ответы детей: ….
Рассматривание кухонной утвари из бересты разных размеров.
Восп: Также бересту использовали рыбаки для изготовления поплавков и грузел для сетей. Бересту использовали для изготовления музыкальных инструментов например пастушьих рожков. Прочно вошла береста в мор детства в образе игрушек для малышей это погремушки и мячики. Для детей постарше куколки и т. д. (демонстрация игрушек и картинок)
Восп: береста приносила не только пользу в быту но и украшала человека вот например очелье это полоска на голову ее носили не только женщины, но и мужчины (показ и примерка украшений).
По сей день можно приобрести изделия из бересты. (показ современных изделий из бересты)
Мастер-класс
Восп: Сегодня мы с вами посмотрели много изделий из бересты, и я предлагаю вам попробовать тоже поплести, но только не из бересты, а из цветной бумаги. Вы согласны?
Дети: Да
Восп: Плести мы будем коврик. (Детям выдается заготовка: Лист цветной бумаги (А4). Его мы нарежем на полоски шириной два сантиметра (это полоски). И «основа» лист бумаги А4 контрастного цвета с вырезанными полосками в рамке.)
Берем полоску и вставляем в рамочку переплетая полоски поочередно. При помощи педагога дети по очереди чередуют полоски в шахматном порядке.
Вот и готов наш чудесный коврик!
Сложно было плести коврик?
Из какова материала сделаны все предметы на нашей выставке?
С каким ремеслом вы сегодня познакомились?
Что вам больше всего понравилось?
Спасибо вам за ваш труд и внимательность на прощание я хочу подарить подарок.
Коврик из бумажных полосок - работа ученика
А куда вы его потом денете? В быту эта штука не пригодится - бумага быстро истрёпывается. Поэтому вклейте в альбом, и пусть хранится невредимый в назидание предкам и потомкам.