Елена Юрицина
Конспект интегрированной НОД по формированию основ толерантности «Армения — страна высоких гор и ласкового солнца»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
интегрированной непосредственно-образовательной деятельности
в старшей группе №9 «Машенька»
-в рамках проекта по формированию основ толерантности у дошкольников
«Мы разные,но мы вместе»
На тему:
«Армения- страна высоких гор и ласкового солнца»
Автор: воспитатель высшей квалификационной категории
Юрицина Елена Германовна,
2019 г.
Цель :
Публикация «Конспект интегрированной НОД по формированию основ толерантности „Армения — страна высоких гор и ласкового солнца“» размещена в разделах
- Горы. Конспекты, проекты, поделки на тему гор
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Солнце, солнышко
- Солнце. Конспекты занятий
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Толерантность. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2020
Формирование основ толерантного поведения, активной патриотической, социально-нравственной позиции; творческая трансляция ценностей многонациональной культуры ближайшего социума (группы, семьи) в образовательном пространстве ДОУ.
Задачи
Обучающие:
Продолжать знакомство с армянским государством- его народом, обычаями, ремеслами, сказками, играми.
Формировать связную речь, обогащая и активизируя их словарный запас, развивать психические процессы.
Развивающие:
Развивать интерес к стране Армения. Расширить знания о жизни людей армянской национальности, их обычаях, традициях.
Формировать желание ребенка познавать культуру разных народов (через сказки, пословицы, поговорки, произведения народного декоративного творчества).
Приобщить детей к армянским народным играм, танцам, песням; познакомить с национальной одеждой, кухней армян.
Развивать умение участвовать в коллективном обсуждении: внимательно слушать взрослого и сверстников, не перебивать, связно отвечать на вопросы, умение подсказывать слова по смыслу, подбирать однокоренные слова.
Воспитательные:
Воспитывать стремление постигать культуру других народов, живущих на территории своего государства и за его пределами.
Воспитывать уважение и дружеское отношение к людям других национальностей, чувство гордости за свой народ и его культуру.
Способствовать развитию у детей уважения и терпимости к людям, независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия.
Оборудование:
Интерактивная доска, ноутбук,иллюстрации, предметы быта, куклы в национальных костюмах,изделия и предметы быта из глины и металла,
Макет «Армянские мотивы»,
Презентация «Армения- страна высоких гор и ласкового солнца»,
атрибуты для подвижной игры,
презентации:, «Армения- страна высоких гор и ласкового солнца».
Предварительная работа:
Беседа с детьми о стране рассматривание символики Армении,нахождение Армении на карте.
Беседа «Национальная одежда армян»
Рассматривание национальных армянских костюмов на иллюстрациях.
.Рассматривание цветов и фруктов Армении на картинках.
Беседа «Природа в Армении»
Чтение армянской народной сказки «Волшебная роза»,
Лепка и рисование: «Кувшин», «Блюдо для пахлавы»
Знакомство с народными инструментами -даул зурной, дудуком
Рассказ о национальных блюдах Армении (долма)
Презентация «Приготовим армянское блюдо»
Беседы с видео-презентациями: «Путешествие в Армению», «В гостях у армянской семьи: Товмасян-приготовление лаваша в тандыре»
Дидактические упражнения: «Мои соседи – армяне», «Мы – разные, но мы вместе!»,
Чтение художественной литературы: народные сказки:
Чтение армянских народных сказок: «Золотое яблоко», «Семь звёзд», «Собака и волк». «Заказчик и мастер», «Золотая монета», «Сказка о бедняке и его жене», «Царевна-бездельница»,
«Заказчик и мастер».
Стихи армянских поэтов: эпос «Ахтамар»,«Мой Арарат». Детские стихи Сильвы Капутикян: «Качели», «Добрая тучка».
Оформление выставки «Куклы в национальном костюме»;
Инсценировка армянской народной сказки «Заказчик и мастер»
Просмотр мультфильма «Царь и ткач»
Рисование и поделки «Гора Арарат»;
Пальчиковая гимнастика: «Дождик капнул на ладошку», «Дождик, дождик, веселей!», «Журавли»
Рассматривание репродукций:
М. Сарьян «Фрукты и овощи»,
Айвазовского «Девятый вал» и «Вид Венеции», М. Сарьяна «Старый Ереван»,
«Жёлтые цветы»
Рисование кукол в национальных костюмах.
Подвижные игры: «Всадник»,«Козлик–козлик», «Банки разрушились»,
«Пастух»
Дидактические игра:
«Найди пару» (цветы и фрукты Армении)
Настольные игры по теме: «Собери картинку»
Оформление мини-музея группы
«Армянские мотивы».
Разучивание элементарных танцевальных движений под национальную музыку.
Сюжетно-ролевая игра: «Семья»
Дидактические игры: «Собери картинку», «Подбери пару» «Слова-родственники»
Подвижные игры: «Всадник», «Козлик–козлик», «Перетягивание палки», «Похититель огня».
Пальчиковая гимнастика: «Гости»
Чтение народной сказки: «Бесхвостая лиса»,
Прослушивание произведения с детьми армянского композитора : А. Хачатуряна «Танец с саблями»
Словарная работа: радушные хозяева, арки, храмы, красноватая глина - вака, чеканка, украшения, предметы быта, ковроткачество, керамика,тандыр.
Непосредственно – образовательная деятельность:
1. Вводная часть
Мотивация
С давних пор люди умели дарить друг другу добро – они протягивали друг другу руки, их ладони встречались. Между ладонями появлялась тёплая искорка доброты и дружбы. Это искорка согревала ладони и вспыхивала яркими искрами в глазах людей. Когда все искорки собирались вместе,то появлялось маленькое солнышко Дружбы. Солнышко Дружбы светило так долго,что его тепла хватало друзьям на всю жизнь! Давайте и мы подарим друг другу искорки Дружбы (дети под музыку протягивают ладони друг другу, затем образуют общий круг-солнышко, соединяя руки).Ребята, по вашим глазам я вижу, что у нас получилось свое маленькое солнышко Дружбы. Какое у вас теперь настроение? (хорошее, радостное, доброе, весёлое). С этим настроением мы и отправимся с вами на интересную встречу. А на какую догадайтесь…
1ребенок
Знает всякий гражданин
И гордится армянин,
Что страна на свете есть,
Где фруктов и цветов не счесть!
Скажите ваше мнение –
Страна эта… (Армения)
2. Основная часть :
Детей встречает хозяйка- армянка
- Здравствуйте, «Борев дзес»! Шат урахэм андипэм тэз мэр танэ.
Дети отвечают:
-Борев дзес»-здравствуйте!
-Я,хозяйка сегодняшнего дня! И здесь я сегодня для того, чтобы рассказать о своей родине –Армении, но потому как вы здоровались я думаю,что вы много знаете о моей стране.
1ребенок
Армения, красивая страна
Там есть великая гора
И озеро там, где вода
Как небо голубое.
2ребенок
Армения – страна,
где много шумных рек
И ветра песнь в горах.
И голос пахаря в долине
И поседевший Арарат.
3ребенок
И голову пред древностью твоей склоняют,
И красоту твою все любят, уважают.
Как мало о тебе еще все знают,
Страна – кремень, страна – алмаз, страна – мечта!
Хозяйка:
- Армения- маленькая страна с большой историей. Армения- древнейшая страна, одна из самых ранних стран на Земле.
Вот как сказал о ней древний поэт:
Страна веков
И гор страна
Страна камней - моя Армения.
Ребята, я хочу показать вам макет с самыми красивыми местами Армении.
А кто сможет рассказать, что это за горы, как называется это озеро?
(Ребенок начинает свой рассказ по макету природной зоны) .
- Есть в Армении горы, самая большая древняя гора- Арарат, есть и прекрасные озера,но самое большое и красивое и чистое озеро –Севан, оно такое огромное, что его называют Армянским морем. Вблизи гор и озер растут прекрасные виноградники. Еще Армения славится самыми вкусными фруктами.
Хозяйка:
-А какими? Отгадайте (загадки, отгадки)
1). На ветвях они висели. 2). Витаминами богата,
Как созрели – пожелтели. Сладкая, мягка, как вата.
Ароматны и красивы, Соком спелая полна
Ждут, когда сорвут их… Оранжевая, круглая…
(абрикосы) (хурма)
3).Надорвали край рубашки,
Вниз посыпались стекляшки.
Не собрать их всех назад.
Что за фрукт такой?
Хозяйка: Молодцы, правильно отгадали загадки. Сразу видно, что вы немало знаете об Армении.
-Богата Армения, щедра и красива ее земля: голубые озера, белоснежные горы,зеленые склоны и горные реки!
(Слайд-1-2-3-природа Армении)
красивы ее города, потому, что армянский народ очень трудолюбивый и талантливый. (слайд-9-10)
Он привык полагаться на себя, на свои руки. Он создал из камня интересные памятники архитектуры: мосты, арки, здания, храмы.
(слайд-11)
Развиты там и ремесла: гончары из красноватой глины - вака, делают кувшины, чаши, блюда. (слайд-12)
Но, конечно самая красивая и праздничная это керамическая посуда.
(Слайд-13)
В национальных украшениях отражается быт и обычаи армянского народа. Из металла делают чеканку, посуду и украшения.
(Слайд-14)
Самое древнее искусство Армении – ковроткачество. Символы которые изображались на коврах почитались с особой святостью. Ими украшали только «главную» стену дома и никогда не стелили на пол или стол.
(Слайд-14)
Весной армяне отмечают День матери – 7 апреля. Он похож на день 8 марта, его тоже любят в Армении. Поэтому получается, что два раза в год поздравляют женщин-армянок. В этот день люди одевают национальные одежды, поют любимые песни, дарят подарки любимым, накрывают стол для гостей и родных.
(Слайд-15)
Все города украшают плакатами, цветами - ведь Армения -страна цветов, и весной все горы покрываются ковром тюльпанов.
Слайд-16
Физминутка- звучит музыка,играет дудук.
Тянутся тюльпаны высоко :
на солнце им приятно и тепло! Тянутся на носочках, смотрят вверх.
Ветерок пролетал, Раскачивают руками влево-вправо
над головой
стебелёчки качал.
Ветерок, убегай, Грозят пальчиком.
Ты тюльпаны не сломай!
Пусть они цветут, растут Медленно приподнимаются, поднимают
Людям радость несут. раскрытые пальчики
Гимнастика для глаз:
Дождик, дождик, пуще лей (смотрят вверх)
Капай, капель не жалей, (смотрят вниз)
Только нас не замочи (делают круговые движения глазами)
Дай цветочкам подрасти. (перевести взгляд снизу вверх)
На улицах и площадях много ремесленных мастерских.
(слайд-17)
ХОЗЯЙКА Давайте заглянем в художественную мастерскую, посмотрим, что же там происходит.
/следующая часть- занятие по изобразительной деятельности ведет Товмасян Лилит Каюмовна –мама Товмасян Натали /.
- Здравствуйте дети! Я рада вас приветствовать в моей мастерской.
Я - художница, занимаюсь росписью посуды.
Армения славится народными умельцами. Посмотрите, какие красивые вещи они изготавливают. (на столе стоят разные кувшины, дети рассматривают посуду).
А вы знаете какими узорами расписывают посуду армянские художники?
(ответы детей).
- На столах перед вами посуда. Но она еще не раскрашена. Давайте постараемся и сделаем ее праздничной и нарядной.
Раскрашивание посуды -армянскими орнаментами.
/звучит армянская музыка/.
- Молодцы, ребята, хорошо справились с работой, из вас получатся хорошие
мастера. Посуда получилась яркая, праздничная. Возьмите ее с собой, она
послужит хорошим украшением для вашей группы. До свидания-АДЖОХ!
Дети:
- Спасибо!До свидания!
Воспитатель:
-Ребята, вы хорошо потрудились. Устали, наверное.
Давайте поиграем в армянскую игру «Пастух».
Встали в круг. Сейчас Катя с помощью считалочки выберет волка, Матвей - пастух, /одеваю маску волка, пастуху - шапочку/. Остальные - овечки, становятся паровозиком друг за другом. На звук бубна выбегает волк и говорит:
- Я волк горный - унесу!
Пастух отвечает:
- Я - пастух смелый, не отдам!
Волк старается коснуться овцы, пастух их защищает.
- Отдохнули, а теперь пора закончить наше путешествие.
3. Заключительная часть:
Воспитатель –
Давайте вспомним:
-Что запомнилось вам сегодня?
-С какой страной познакомились?
(Арменией)
Стихотворение об Армении читает ребнок :
Армения моя милая
Всех зовет сюда.
Здесь чудесный воздух,
Земля и вода,
Персики и чучхели,
Сладкий виноград.
И народ прекрасный
Всем он будет рад.
Воспитатель:- Что бы вы хотели пожелать армянскому народу?
/мира, счастья, добра, радости, удачи, процветания, благополучия, солнца, здоровья/
На каждое пожелание ребенок дает цветок хозяйке и художнице.
Рефлексия
- У нас в руках не просто букет цветов- это букет доброты, мы его оставим вашей группе, пусть он приносит вам и всем людям на земле мир, радость, счастье.