Елена Ариева
Конспект занятия «Путешествие из настоящего в прошлое»
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация. Занятие направлено на определение гендерной позиции по отношению к окружающему миру и людям через игровую деятельность, осознание собственного Я – мальчика (девочки, развитие ребенка как личности в социуме и семье, и пробуждение чувства мужественности (женственности,желание отразить свои чувства в художественно-творческой деятельности.
Непосредственно образовательная деятельность
в МДОБУ №1 Детский сад «Светлячок» п. Новосергиевка
по ОО «Социально-коммуникативное развитие»в старшей группе
Организационная информация
Примечание
1 ФИО, должность педагога Ариева Елена Борисовна
Публикация «Конспект занятия „Путешествие из настоящего в прошлое“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2017
2 Направление развития детей социально-личностное
3 Доминирующая образовательная область Социально- коммуникативное
Методическая информация
1 Тема непосредственно образовательной деятельности «Путешествие из настоящего в прошлое»
2 Методы и приемы реализации содержания НОД Сюрпризный момент, рассказ,
проблемная ситуация, игры, загадки,музыкальное сопровождение, перевоплощение, экспериментирование, пальчиковая гимнастика, ИКТ, аппликация, танец.
3 Интеграция образовательных областей
Социально- коммуникативное
развитие, художественно-эстетическое развитие, развитие речи, познавательное развитие, физическое развитие.
4 Вид детской деятельности игровая
5 Возрастная группа:
5-6 лет
6 Цель: осуществление гендерного подхода в педагогическом процессе воспитания и обучения мальчиков и девочек в разных видах деятельности.
6. 1 Задачи воспитания: - Воспитывать культуру дружеских отношений между мальчиками и девочками.
6. 2 Задачи развития: Способствовать развитию умений в игровом задании подбирать предметы, удовлетворяющие потребности детей в зависимости от их пола.
6. 3 Задачи обучения: развивать умение путем экспериментальной деятельности устанавливать причинно – следственные связи
7 Планируемые результаты:
7. 1 Личностные: развивать умение работать в коллективе, овладевать способами взаимодействия девочек и мальчиков
7. 2 Интеллектуальные: расширять кругозор, умение самостоятельно добывать знания и применять их в зависимости от ситуации
7. 3 Физические: укрепление здоровья, развитие потребности в двигательной активности
8 Организация среды для проведения непосредственно образовательной деятельности
ИКТ, мольберт, набор предметных картинок,материалы для творчества, оборудование для экспериментирования, атрибуты для мальчиков и девочек, музыкальное сопровождение.
9 Подготовка к непосредственно образовательной деятельности в режимные моменты Беседы: «Мальчики и девочки», «Профессии мужчин и женщин», чтение сказок, загадки, игры для девочек и мальчиков.
Конспект непосредственно образовательной деятельности
1 Вводная часть
1.1 Введение в тему (создание проблемной ситуации)
Ребята,сегодня к нам пришли гости, поприветствуем их.
Ребята какое у вас сейчас настроение. Как можно поднять настроение. (хорошими словами, пожеланиями).Я предлагаю поделится своим хорошим настроением с нашими гостями.
(хорошего дня, здоровья, улыбаться).
Нашим гостям хотелось бы узнать вас поближе какие вы?Что умеете делать? Что любите?
Игра
Возьмитесь за руки те, кто любит мороженое.
Поднимите руки вверх те, кто любит зарядку.
Возьмитесь за руки девочки.
Поставьте руки на пояс те, кто любит на улице гулять.
Топните правой ногой те, кто любит ходить в гости.
Подпрыгните мальчики.
Возьмитесь за руки те, кто любит мультики.
Теперь я вижу какие вы все разные, но сколько у вас общего.
Ребята, посмотрите у нас еще один гость. Это Мурзилка.
Мурзилка приготовил мультфильм загадку " Приключение Мурзилки".
Проходите в видео зал и присаживайтесь.
Просмотр фрагмента мультфильма.
1.2 Мотивация деятельности детей
.
Беседа по содержанию
Как бы ты Саша поступил на месте мальчика?
В: Молодцы мальчики, вы бы поступили как настоящие богатыри, как настоящие рыцари. Ребята, а кто такие богатыри? (Кого называли богатырями).
Много мужчин сражалось с врагом за землю русскую, не жалея своей жизни. Самых смелых и сильных из них называли богатырями. А с какими богатырями мы уже знакомы (Алеша Попович, Илья Муромец)
1.3 Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности)
Я предлагаю Вам отправиться в путешествие в Древнюю Русь и Англию, чтобы узнать, чем занимались богатыри в мирное время и кто такие рыцари.
Отправляемся в Древнюю Русь.
Дети подходят к машине времени, берутся за ленточки и произносят слова:
Машина времени гудит,
Машина времени летит.
За ленточки мы все возьмемся,
И в прошлое перенесемся.
2 Основная часть
2.1 Актуализация ранее приобретенных знаний
В:Ребята, вот мы с вами оказались в Древней Руси.
(раньше мужчины носили рубахи, которые называли косоворотки, девушки повязывали на голову ленты)Мы сейчас переоденемся.
Когда богатыри не сражались они жили со своими семьями, занимались хозяйством: много работали в поле: сажали хлеб, занимались гончарным делом: изготавливали кувшины, горшки и другую утварь для кухни, плели лапти, работали в кузницах.
А чем занимались женщины? (ответы детей)
Женщины пряли пряжу. Для чего была нужна пряжа? Чтобы потом связать носки, варежки и другие вещи. Вышивали скатерти, полотенца, мужские и женские рубахи, пекли пироги и хлеб в печи.
Дидактическая игра «Кому что нужно?»
Ребята, посмотрите в нашем музейном уголке сегодня много предметов и орудий труда.
Мальчики, я предлагаю вам выбрать те предметы, которыми пользовались мужчины и рассказать, как они это делали. А девочки расскажут о предметах, которые использовали в своей работе женщины. (деревянные ложки, лапти, плетушка, горшочек (кубанчик) – мальчики; чесало, валек, катушки, совок – девочки) .
В: Молодцы, замечательно, порадовали меня. Труд всегда был в почете у русского народа. Женщин на Руси называли мастерицами – искусницами, а мужчин называли мастера - богатыри. После трудового дня народ пел песни, играли в различные игры. А какую русскую народную игру мы с вами знаем?
Игра
В: А теперь настала пора узнать, кто такие рыцари. Мы отправимся в страну Англию, узнаем как раньше жили англичане и чем они занимались в далекие времена.
Дети подходят к машине времени и берутся за ленточки.
Машина времени гудит,
Машина времени летит.
За ленточки мы все возьмемся,
И в прошлое перенесемся.
Беседа о рыцарях.
В: Ребята, вот мы и оказались с вами в Англии. Посмотрите на доску, как вы думаете, чем здесь занимались мужчины в далекие времена? (много воевали). Настя, почему ты так решила? Как думает Максим? Как называли их? (рыцарями).
Прежде, чем мужчине стать рыцарем, следовало пройти нелегкую школу рыцарского воспитания. Начиналась она, когда мальчику исполнялось 7 лет. Отец отдавал его рыцарю и мальчик становился учеником рыцаря. Его обучали скакать верхом, стрелять из лука, метать копье, владеть мечом. Через несколько лет, в назначенный день, юноша произносил клятву рыцаря.
Как вы думаете каким должен быть настоящий рыцарь?
Настоящий рыцарь всегда должен говорить только правду, поступать справедливо, выручать друга из беды, защищать слабых и обиженных. В груди рыцаря бьется благородное сердце. Как вы думаете, кому рыцари посвящали свои подвиги, дарили цветы?
Рыцари благородно и возвышенно относились к женщинам. У рыцаря была Прекрасная Дама, которую они защищали, дарили ей цветы, читали стихи, говорили комплименты. Мальчики, я вам предлагаю на некоторое время стать рыцарями, а девочкам Прекрасными Дамами.
Каждый рыцарь выберет свою Даму сердца.
Игра "Отгадай пару".
Скажите друг другу добрые и ласковые слова.
Игра "Мне нравится в тебе. "
Молодцы, много добрых и хороших слов вы сказали друг другу.
Я предлагаю вам отправиться на бал. Скажите в чем можно было идти на бал (красивое платье, костюм).
Выберите для себя одежду в которой пойдете на бал.
Какую одежду выбрал Саша?
Какую одежду выбрала Полина?
Посмотрите,что украшает мужской костюм.
Я предлагаю вам подойти к столам и сделать рыцарям для своей Дамы
веер, дамам галстук-бабочку для рыцарей.
Для начала разогреем наши пальчики.
Принцесса по саду гуляла одна,
Тюльпаны и розы срывала она.
(Делать пальцами шаги по ладоням)
Делать хватательные движения кистями рук) .
Дракон прилетел
И принцессу схватил,
(Махать руками.
И хватательное движение кистями)
И в замок бедняжку
К себе утащил.
(Обнять себя) .
Два рыцаря смелых
Надели перчатки.
Надели перчатки.
(Поглаживание тыльной стороны ладоней) .
И взяли копье.
Два рыцаря смелых
С драконом сражались.
С драконом сражались,
(Сжимать ладони, то левая рука сверху, то правая- сверху) .
Дракону КОНЕЦ!
От страха они
Никогда не дрожали.
Принцессу вернули
Домой во дворец.
(Сложить руки в домик над головой) .
Ручной труд
Подарите своей Даме подарок, а Дама рыцарю.
Кто знает с какой стороны от рыцаря должна идти девочка.
Правильно с правой, кто знает почему?
Послушайте подсказку:
Недругов рубить и сечь
Издревле обучен. (меч).
(потому что с левой висел меч).
Я вижу вы готовы к баллу.
2.2 Добывание (сообщение и приятие) нового знания
Но у нас небольшая проблема.
Дорога к замку лежит через владения дракона, он очень умный и любит загадывать загадки.
Если мы отгадаем его загадки то сможем пройти.
Однажды один рыцарь хотел напиться у одиноко стоявшего колодца,и уронил в него меч. В его походной сумке было много разных вещей.
Что должно было лежать в сумке, чтобы помочь рыцарю достать меч из колодца?
Нам надо вспомнить- из чего сделаны были раньше мечи?
(из метала. из железа).
Что может притянуть метал?
Правильно магнит.
Значит в сумке у рыцаря должен лежать магнит.
Можно это проверить.
Подойдите к столам, рыцарь и его Дама. Чтобы нам было хорошо видно, наш колодец будет из стекла- стакан.
На дне стакана (колодца) лежит металлический предмет.
Что надо сделать чтобы его достать.
(привязать веревку к магниту- это будут делать девочки, а мальчики попытаются опустит магнит в колодец и достать металлический предмет).У дракона еще одна загадка. Если в колодце мало воды, как можно ее достать, если нет ведра.
Посмотрите возле каждого стакана лежат камни. Зачем?
(опустить камни в стакан, вода поднимется)Мы справились с заданиями. Можем спокойно ехать на бал.
Танец- композиция
2.3 Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания
Я вам предлагаю вернуться назад из прошлого в настоящее.
Дети подходят к машине времени. Берутся за ленточки.
Машина времени гудит,
Машина времени летит.
За ленточки мы все возьмемся
И в настоящее вернемся.
3 Заключительная часть
3 мин
Анализ и самоанализ деятельности детей
Ребята понравилось вам сегодня путешествовать?
Девочки, как вы думаете, кого мы сегодня можем назвать рыцарями? (сильных, смелых, готовых прийти на помощь мальчиков, мужчин).
Мальчики, а вы как думаете
какими должны быть девочки? 1. Всегда благодарить мальчиков за оказываемые заботу и внимание;
2. Замечать непорядок в одежде и прическе мальчиков, помогать им его устранять;
3. Помогать мальчикам более аккуратно застилать постель;
4. Стараться доставлять им радость, например, дарить ко Дню защитника Отечества подарки, изготовленные своими руками.
Когда мы собирались отправиться в путешествие у вас было хорошее настроение, а теперь?
Я хочу чтобы вы подарили друг другу хорошее настроение, возьмите по шарику и маркеру, нарисуйте глаза и улыбку, подарите друг другу.
Дальнейшая проработка темы (развивающая среда)
1 Продолжать гендерное воспитание дошкольников в различных видах деятельности.
2 Пополнять атрибутами развивающую среду для полоролевого воспитания.