Елена Ченченко
«Я люблю тебя, Россия». Конспект занятия по патриотическому воспитанию в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казённое дошкольное учреждение
Детский сад «Берёзка»
«Я люблю тебя, Россия».
Ченченко Елена Васильевна,
Заведующий МКДОУ Детский сад «Берёзка»
п. Харанжино 2013г.
Ченченко Елена Васильевна – заведующий МКДОУ Детский сад «Берёзка»,
1 квалификационная категория, педагогический стаж – 27 лет.
Цель: Познакомить детей с русской культурой.
Задачи:
Публикация «„Я люблю тебя, Россия“, Конспект занятия по патриотическому воспитанию в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
• Воспитывать любовь к величайшим богатствам русской народной культуры – фольклору: сказкам, загадкам, пословицам, потешкам.
• Познакомить с разнообразием русских народных игрушек, знать характерные особенности разных промыслов, воспитывать добрые нежные чувства к русскому народному творчеству.
• Познакомить с традициями и обычаями россиян, прививать любовь к традиционным праздникам.
• Воспитывать любовь к России, чувство гордости за свою страну, развивать интерес к историческому прошлому России
Содержание материала : беседы, игры, хороводы, сказки, потешки.
Практическое назначение материала: познавательные занятия с детьми 5 – 6 лет.
Конспект занятия «Я люблю тебя, Россия!».
Воспитатель встречает детей в русском сарафане, переднике, косынке или кокошнике, в группе, оформленной под русскую избу.
Цели:
• Познакомить детей с понятием «традиция», с традициями русского народа.
• Закрепить знания детей о названии страны, в которой они живут, о ее природе, некоторых событиях, культуре.
• Познакомить с традиционными русскими праздниками (Новый год, Пасха, Масленица, Крещение, Троица и другими).
• Продолжать знакомить с величайшим богатством русской народной культуры – сказками.
• Приобщить детей к устному народному творчеству, народным играм, пословицам, поговоркам
• Познакомить с разнообразием русских народных промыслов, воспитывать добрые,нежные чувства к русскому народному творчеству.
• Воспитывать любовь к Родине, к русскому народу, уважение к его традициям.
Оборудование: географическая карта, иллюстрации с изображением природы России, книги «Русские народные сказки», иллюстрации к сказкам, альбомы с иллюстрациями «Русские традиции», «Потешки», «Народные промыслы», изделия народно-прикладного искусства, хлебные изделия, овощи.
Ход ЗАНЯТИЯ
Вход под музыку «Мать – Россия моя» (слова С. Островского, музыка С. Куликова).
Воспитатель : Ребята, посмотрите, как необычно я одета. Кто знает, какой на мне костюм? Почему этот костюм называют русским?
-Да, его носили русские женщины. Они сами шили и с любовью украшали одежду для себя и для своей семьи.
Ребята, сегодня я хочу поговорить с вами о нашей стране. Как называется наша страна?
Дети: Россия.
Воспитатель : Кто может показать на карте границы нашей страны?
(Вызванный ребенок проводит указкой по границам России)
Воспитатель : Посмотрите на иллюстрации. Составьте маленький рассказ о природе России.
Примерный рассказ: Россия – страна очень большая и красивая. В огромных лесах России растет много ягод и грибов, живет много разных зверей и птиц. Через нашу страну протекает много рек. Одна из самых больших – Волга. Много в нашей стране и гор. В горах добывают полезный ископаемые: уголь, железо и другие металлы.
Воспитатель : Да, наша Родина очень большая, красивая и богатая. Богата она не только лесами, полезными ископаемыми, животными, но и прекрасными людьми. Мы с вами много говорили о талантах русского народа. Что наш народ умеет очень хорошо делать? (Ответы детей)
Воспитатель : Русские люди сочинили много очень хороших, интересных сказок, которые удивляют весь мир своей глубокой мудростью, чуткостью, добротой сердец.
Какие русские народные сказки вы знаете? (Ответы детей). О чем нам могут рассказать сказки? (о жизни русского народа). В чем смысл сказок? (добро всегда побеждает зло).
Чем сказки отличаются от рассказов?
Дидактическая игра «Отгадай сказку» (работа с иллюстрациями)
Много разных потешек, поговорок, пословиц сложил великий русский народ. Как вы понимаете смысл пословиц:
Долог день до вечера, если делать нечего.
Труд человека кормит, а лень портит.
Умелые руки не знают скуки.
Землю красит солнце, а человека труд.
Сделал дело – гуляй смело.
Игра «Кто больше знает потешек»
Воспитатель : Наш народ сочинял красивые песни, хороводы.
Русский хоровод «На горе – то калина»
Входит коробейник (ребенок с коробом товаров).
Коробейник: Покупайте товары! Стою на краю, все даром отдаю!
(Дети берут изделия народно-прикладного искусства)
Воспитатель : Ребята, в далёкие времена, торговцы развозили товары по стране и люди покупали то, что им было нужно. Расскажите о том, что вы купили на ярмарке.
( Рассказы детей о предметах народно-прикладного искусства: дымковских игрушках, хохломских изделиях, свистульках, кружевах, матрешках.)
Воспитатель : У каждого народа есть свои ТРАДИЦИИ. Как вы понимаете это слово? Что такое традиция?
(Предположения детей)
Воспитатель : Традиция – слово не русское, а латинское и в переводе оно означает передача, т. е. традиция – это то, что передается от одного поколения людей другому.
Традиции бывают семейные. Например, почти во всех семьях отмечают дни рождения членов семьи, поздравляют женщин в день Восьмого марта и др.
Есть традиции всенародные: празднование Нового года, дня Победы, Масленицы с блинами и катанием на горках, празднование Пасхи, Троицы и многие другие. На всех праздниках люди всегда играли в русские народные игры.
Русская народная игра «Гори, гори ясно».
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо
Птички летят,
Колокольчики звенят.
Русская народная игра «Золотые ворота».
Золотые ворота,
Проходите детвора.
Я и сам пройду и ребят проведу.
А последнюю собачку я себе возьму.
А еще есть традиции связанные с приготовлением разных блюд – традиционная национальная кухня. Она зависит от того, что выращивают в стране.
Что выращивают в России?
Дети: овощи, пшеницу, рожь, фрукты.
Воспитатель : В нашей стране очень много национальных блюд готовят из муки, например: блины, каравай, расстегай.
(Внести хлебные изделия, рассмотреть и назвать их с детьми)
Воспитатель : А еще русские люди очень любят щи. Из чего варят щи? (Ответы детей). Ребята, с давних времен дошла до нас традиция засаливать капусту, сейчас мы с вами будем «рубить» капусту.
Инсценировка «Мы капусту рубим»
Воспитатель : У русского народа есть такая поговорка: «Щи да каша – пища наша». Значит, что еще любят наши люди?
Дети: Кашу.
Физкультминутка «Кашка-малашка»
Кашка-малашка, ты так хороша, (одна рука согнута в локте имитирует кастрюлю, другой рукой помешиваем)
Если добавить стакан молока. (“Наливаем молоко”)
Сахар и соль мы щепоткой кладем, (соответствующие движения)
Кашку-малашку мы деткам даем. (Дающее движение рук)
Кашка-малашка, ты так хороша,
Если добавить кувшин молока. (“Держим кувшин двумя руками”)
Сахар и соль мы ложкой кладем, (соответствующие движения)
Кашку-малашку мы мамам даем. (Дающее движение рук)
(Низким голосом)
Кашка-малашка, ты так хороша,
Если добавить ведро молока. (“С трудом наливаем”)
Сахар и соль мы горстями кладем, (соответствующие движения)
Кашку-малашку мы папам даем (дающее движение рук)
Воспитатель : Из чего можно сварить кашу?
Дети: Из крупы.
(На столе баночки с крупами)
Воспитатель : Назовите крупы.
Дидактическая игра: «Какая каша?»
(Из манки – манная, из пшена – пшенная.)
Итог занятия :
Воспитатель : Сегодня мы с вами говорили о нашей стране и ее традициях.
Традиций у русского народа очень много. Дома поговорите с родителями, узнайте, какие русские традиции они помнят и соблюдают.
- Ребята, сейчас мы с вами будем делать панно «Русский хоровод», которое разместим в уголок России.
Мы – русские люди – с гордостью должны носить своё достойное имя!
Литература:
Познавательное развитие в старшей группе детского сада. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. – Воронеж : ТЦ «Учитель», 2004г.
Сценарии музыкальных календарных и фольклорных праздников: средняя, старшая группы. – М. : ВАКО, 2000 г.
Развитие представлений о человеке в истории и культуре: Методическое
пособие для ДОУ. – М, : ТЦ Сфера, 2004г.