Лилия Филатова
Конкурс по экологическому воспитанию «Своя игра» для старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Конкурс по экологическому воспитанию для старшей группы
Форма проведения: экологический конкурс
Возраст дошкольников: 5 - 6 лет
Цель: вызвать интерес к изучению природы
Образовательные задачи:
Обобщить необходимые в данном возрасте экологические знания, понятия и представления.
Закрепить правила поведения в природе.
Развивающие задачи:
Развивать связную речь детей.
Развивать сообразительность, воображение, фантазию в процессе ответа на вопросы конкурса и решения творческих и изобретательских задач.
Публикация «Конкурс по экологическому воспитанию „Своя игра“ для старшей группы» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Игры для детей
- Старшая группа
- Экологические викторины. Знатоки природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2013
Воспитывать у детей желание заботиться о природе, правильно вести себя в лесу, в поле.
Формировать умение выслушивать других детей при обсуждении вопроса.
Какие виды детской деятельности используются:
Игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, познавательно-конструктивная, музыкально-художественная.
Планируемые результаты развития интегративных качеств: проявляет любознательность, интерес к изучению природы, бережно относится к природе.
Оборудование и материалы:
1. стенды-таблицы к раундам; картинки к финальному раунду;
2. костюмы для игровых персонажей: Фея Цветов, пчела Майя, лягушка Жанна, Маг-волшебник;
3. мягкая игрушка «Лягушка»;
4. вырезанный из ватмана «уголок пруда» с белыми лилиями-оригами;
5. цветная бумага зеленого цвета для ручного труда; образец для выполнения оригами;
6. жетоны с указанием баллов;
7. для игры «Очисти родник»: круги из плотного картона («кочки», детали для складывания картинок «Радуга», «Земля», «Солнце»;
8. для экспериментальной деятельности: прозрачные стаканы, 2-3 предмета разного цвета, крупная пуговица, камушек, таз, лист черного картона, вода.
9. музыкальные произведения: музыкальная заставка из программы «Своя игра», П. Чайковский «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик», звуки природы из релаксационной музыки, запись песни Д. Львова-Компанейца «Шире круг, шире круг! Музыка зовет…»
Место проведения:
Музыкальный зал (группа) ДОУ.
Подготовительный этап:
К конкурсу «Своя игра» готовятся два стенда. Они изготавливается из плотного листа ватмана. На ватмане нарисована таблица. В ней слева (сверху вниз) разделы экологии в виде простых символических рисунков, слева направо от каждого раздела идут графы, в которых указано количество баллов. Готовятся вопросы из образовательной области «Познание» (экологическое воспитание).
Зал (группа) перед конкурсом украшается по тематике. Ставятся 3 стола (по количеству команд, на столах подносы, куда будут складываться жетоны с заработанными баллами. Здесь также стол для жюри, в которое входят члены администрации детского сада. Приглашаются родители группы.
Темы и вопросы первого раунда
I. Признаки времен года.
Вопрос на 1 балл: Трава и лес зеленые, на лугах много цветов, большое количество птиц. Созревают ягоды. Жарко. В реке теплая вода, люди купаются. Бывают грозы. Какое это время года?
Ответ: Это время года – лето.
Вопрос на 2 балла: Прослушайте прогноз погоды: «Сегодня ожидается сильный мороз и ветер. Погода пасмурная. К вечеру ожидается метель». О каком времени года говорит диктор телевидения?
Ответ: Диктор говорит о зиме.
Вопрос на 3 балла: Когда это бывает: скворец несет веточки в скворечник?
Ответ: Это бывает весной.
Вопрос на 4 балла: Холодно становится, холодно! Скрылись лягушки, жабы, ящерицы, змеи, улитки. Спрятался еж в свое травяное гнездо под корнями. Барсук реже выходит из норы. О каком времени года говорил писатель В. Бианки?
Ответ: Это В. Бианки писал об осени.
II. Животные в природе и дома.
Вопрос на 1 балл: Кого можно встретить в зимнем лесу? Приведите примеры.
Ответ: В зимнем лесу можно встретить птиц и зверей: рысь, зайца, лису, лося, белку, волка, снегиря, сороку, свиристеля….
Вопрос на 2 балла: Как называется дом для домашних птиц?
Ответ: Птицеферма.
Вопрос на 3 балла : Показываются картинки. Нужно назвать их последовательность.
Ответ: гнездо – яйцо – птенец.
Вопрос на 4 балла: Какая птица выводит птенцов зимой?
Ответ: Единственная птица, которая выводит птенцов зимой – это клест.
III. Эти удивительные насекомые.
Вопрос на 1 балл: Отгадайте загадку. На лугу живет скрипач, носит фрак и ходит вскач.
Ответ: Это кузнечик.
Вопрос на 2 балла: Этот жучок обладает специальной жидкостью, которую выпускает всякий раз, когда его пытаются сжать?
Ответ: Это божья коровка.
Вопрос на 3 балла: Угадайте, про какого человека можно сказать: «Трудолюбив, как пчела?»
Ответ: Про человека, который любит труд, много работает.
Вопрос на 4 балла: Для чего необходимы насекомые?
Ответ: Насекомые необходимы растениям, чтобы их опылять. Без насекомых-санитаров загрязнится лес. Насекомыми питаются другие животные.
IV. Во саду ли, в огороде.
Вопрос на 1 балл: Игра «Ящик ощущений». Как вы думаете, что в ящике?
Ответ: в ящике фрукты: апельсин, банан, груша.
Вопрос на 2 балла: Там морковка, там капуста, там клубничкой пахнет вкусно.
И козла туда, друзья, нам никак пускать нельзя. Что это?
Ответ: Это огород.
Вопрос на 3 балла: Его зубчики едят в сыром виде, добавляют при засолке помидоров и огурцов.
Ответ: Это чеснок.
Вопрос на 4 балла: Назовите овощи, которые можно назвать копилкой витаминов.
Ответ: Морковь, петрушка, лук, чеснок – это копилки витаминов.
V. Быстрые вопросы.
Вопрос на 1 балл: Назови одним словом: собака, кошка, коза.
Ответ: Это - домашние животные.
Вопрос на 2 балла: Назови одним словом: тигр, крокодил, собака.
Ответ: Это - хищники.
Вопрос на 3 балла: Что третье? Солнце, облако…
Ответ: радуга.
Вопрос на 4 балла: Что в природе бывает желтым?
Ответ: одуванчик, солнце, кувшинки, лимон, груша, бабочка-лимонница, осенние листья…
Темы и вопросы второго раунда
I. Страна моя родная.
Вопрос на 2 балла: Какие животные проживают на территории нашей страны?
Ответ: Это животные: волк, заяц, лиса, лось, рысь, олень, медведь, белка, еж, тигр…
Вопрос на 3 балла: Какой океан омывает с севера берега России?
Ответ: На севере берега России омывает Северно-Ледовитый океан.
Вопрос на 4 балла: Как называется территория России, где обитает этот красивый хищник?
(Показывается фотография тигра)
Ответ: Эта территория России называется Дальний Восток.
Вопрос на 5 баллов: В какой части России растут в основном хвойные леса и почему? Как называется такой лес?
Ответ: Хвойные леса растут в Сибири. Там суровый климат, поэтому и растут в основном хвойные деревья. Такой лес называется тайгой.
II. Неживая природа.
Вопрос на 2 балла: Что относится к неживой природе?
Ответ: Солнце, луна, звезды, воздух, вода, земля, полезные ископаемые.
Вопрос на 3 балла: Почему наша планета называется «голубой планетой»?
Ответ: Моря и океаны окрашивают нашу планету в голубой цвет.
Вопрос на 4 балла: Она может быть в трех состояниях: твердом, жидком, в виде пара? Кто она? Приведите примеры.
Ответ: Это вода. Твердая вода - лед, снег, град. Жидкое состояние воды – дождь, роса. Туман – это тоже вода.
Вопрос на 5 баллов: Где используют полезные ископаемые песок, глину?
Ответ: Их используют в строительстве. Песок также используют для изготовления стекла, из глины делают кирпичи, посуду, цветочные горшки…
III. Царство растений.
Вопрос на 2 балла: На какие группы можно разделить все растения?
Ответ: Это деревья, травы, кустарники.
Вопрос на 3 балла: Что такое луг? Где располагаются луга?
Ответ: Луг – это участок земли с травянистыми растениями. Луга чаще всего располагаются по берегам рек, озер. Луга можно встретить и в горах, на равнинах.
Вопрос на 4 балла: Как дружат между собой деревья и грибы?
Ответ: Тонкие нити грибницы тянутся к корням деревьев, срастаются с ни ми и посылают дереву воду с растворенными в ней минеральными солями.
Вопрос на 5 баллов: Что есть общего у человека и дерева?
Ответ: У человека – тело, а у дерева – ствол. У человека – руки, а у дерева – ветви. У человека – ноги, а у дерева – корни. Человек питается, так и дерево питается из земли минеральными веществами. Человек растет и дерево растет. Человек дышит и дерево через листья дышит.
IV. Животный мир.
Вопрос на 2 балла: Почему лягушек нельзя считать вредными и неприятными?
Ответ: Лягушки безобидные. Они поедают много комаров, мошек. Лягушками питаются другие животные.
Вопрос на 3 балла: У воробья есть клюв и перья, значит, его мама – курица. Правильное это рассуждение или нет?
Ответ: Курица не является мамой воробья, так как они разного размера, воробей летает, а курица - нет, воробей чирикает – курица кудахчет, курица – домашняя птица, воробей не домашняя.
Вопрос на 4 балла: Какие животные называются дикими? Назовите их.
Ответ: Животные, которые живут без помощи человека. Они сами о себе заботятся: строят жилище, добывают пищу, защищаются от врагов. Примеры таких животных: кабан, волк, заяц, тигр, рысь, медведь, др.
Вопрос на 5 баллов: На какие группы делятся все животные? Почему? Приведите примеры.
Ответ: Животные, которые питаются растениями, называются травоядными; животные, поедающие других животных, называются хищниками. Животные, питающиеся другими животными и растениями, называются всеядными. Хищные - волк, лиса, филин, тигр, рысь,еж…. Травоядные - лось, белка, заяц, жираф, олень… Всеядные – медведь, енот, барсук…
V. Правила поведения в природе. (Оценить ситуации людей в природе).
Вопрос на 2 балла: Саша собирал вместе с бабушкой грибы в лесу. Увидел мухомор, поганку и сбил их ногой. Бабушка не одобрила поступок внука. Почему?
Ответ: Ядовитые грибы нельзя уничтожать: они для лесных жителей (лосей, сорок, белок) питание и лекарство.
Вопрос на 3 балла: Девочки пришли в лес за земляникой. Ягод так много, что можно набрать целую кружку, не сходя с места. Вдруг одна из девочек сказала: «Жаль, что с нами нет Светы, и она не видит, какое хорошее место мы нашли. Ничего, мы для нее нарвем кустики с ягодами и покажем».
Ответ: Нельзя рвать растение с ягодами целиком.
Вопрос на 4 балла: «Вот и кострище есть. Давайте разожжем здесь костер», - предложил Миша. «Зачем здесь? Идем вон под то дерево, там уютнее», - возразили девочки.
Ответ: Костер желательно разводить на старом кострище, а под деревьями делать это категорически запрещается из-за опасности возникновения пожара.
Вопрос на 5 баллов: Ребята вырыли под кустом яму и сложили в нее весь мусор, который остался после их отдыха.
Ответ: Мусор надо уносить с собой, закапывать можно только остатки пищи. Пластиковые бутылки, пакеты разлагаются много лет, выделяют вредные вещества. Осколки стеклянных банок в жаркую и солнечную погоду сыграют роль линзы и вызовут пожар в лесу.
Темы и вопросы финального раунда
1. Угадай, кто я?
Зеленый, в колючках,
Похож на ежа,
А цветки атласные,
Белые, желтые, красные. (Кактус)
2. Таежные звери.
Он похож на белку, но у него на спинке полосы, будто его поцарапал медведь. (Бурундук)
3. Какие они - рыбы?
Как рыбы дышат? (Жабрами)
4. Защитим зверей и птиц!
Как называется место, где охраняют жизнь каждого зверя, птицы. (Заповедник)
Описание хода мероприятия.
Ведущий: Здравствуйте, здравствуйте, дорогие друзья! Это «Своя игра»! Сегодня вместе с нашими участниками мы отправимся в увлекательное путешествие в мир живой и неживой природы. В конкурсе принимает участие 3 команды. Давайте их поприветствуем!
Ведущий представляет жюри.
Ведущий: Но сначала нужно выбрать названия командам, поэтому мы поиграем в полезную и увлекательную игру.
Игра «Расчистим родник».
Ведущий: Вот первая неожиданность. Представьте, что перед вами топкое болото. Преодолеть, которое можно, только прыгая с «кочки» на «кочку», поодиночке. (На пути расставлены «кочки» - круги из картона). На другой стороне болота находится засыпанный листвой в нескольких местах родник, на каждом «листочке» изображена часть рисунка. Каждый участник команды, преодолев свою часть «болота», должен взять один «листочек» и вернуться на место. Когда соберете все «листочки», составьте общий рисунок по типу игры в пазлы. Этот рисунок укажет на название команды. Итак, начали!
Команды выполняют задание.
Ведущий: Ребята, давайте узнаем названия команд.
Дети 1 команды: Мы составили рисунок, и у нас получилось изображение земли.
Наша команда - «Земля».
Дети 2 команды: Наша команда - «Радуга».
Дети 3 команды: Наша команда - «Солнце».
Ведущий: Команды занимают свои места.
Ведущий объясняет участникам и гостям правила конкурса.
Правила игры: Игра состоит из двух раундов и финального раунда.
В конкурсе участвуют 3 команды по 4 человека. В каждой команде выбирается капитан. С помощью игры «Расчистим родник» выбирается название командам.
Капитану предоставляется право назвать тему раунда и «цену» вопроса. Каждый капитан команды вправе взять сложный вопрос на «4» балла или на «1» балл в I раунде, а во II раунде на «5» баллов или наоборот начинать с простого на «2» балла.
Команды участвуют в конкурсе поочередно. Ведущий конкурса задает вопрос и дает 1 минуту, чтобы команда обсудила ответ. Затем капитан команды называет члена команды для ответа или отвечает сам.
В финальном раунде капитанам предлагается убрать одну из четырех тем. Команды играют на оставшуюся тему.
Каждая команда заинтересована заработать наибольшее количество баллов.
Во время игры появляются игровые персонажи: Фея цветов, пчела Майя, Маг-волшебник.
В конце конкурса жюри подсчитывает баллы каждой команды. Объявляются результаты конкурса: 1, 2, 3 место. Следует награждение участников.
Конкурс «Своя игра» прерывается появлением сказочных персонажей.
1.
В конце первого раунда ведущий объявляет, что в гости пожаловала Фея цветов. Под вальс П. Чайковского появляется Фея, знакомится с детьми и предлагает поиграть.
Пластический этюд. Цветок.
Цель: развивать воображение и фантазию, пластическую выразительность.
Фея приглашает детей на поляну волшебных цветов. Она спрашивает детей, какие они знают цветы, каким цветком они хотели бы стать. Волшебной палочкой «превращает» детей в семечки цветов. Просит детей из семени превратиться в росток, а затем в растение с закрытым бутоном и, наконец, стать цветком. Фея благодарит детей и прощается с ними.
2.
Когда участники одной из команд выбирают раздел II раунда «Животный мир» и вопрос на 2 балла, то неожиданно появляется пчела Майя и говорит, что к ней в гости собиралась лягушка Жанна, которая пчелами не питается. Предлагает детям ее поискать. Дети находят игрушечную лягушку в зале. Пчела Майя удивляется тому, что живая лягушка превратилась в игрушку-лягушку. «Она, наверное, испугалась, что дети ее обидят, ведь многие относятся к лягушкам плохо!» Пчела Майя задает участнику команды вопрос (этот вопрос из раздела «Животный мир» на 2 балла): «Почему лягушек нельзя считать вредными и неприятными?» Команда, посовещавшись, отвечает на вопрос. Пчела Майя говорит, что лягушка Жанна поверила, что вы – добрые дети, но до конца еще не расколдовалась. Для этого она предлагает сделать ей подружек, чтобы лягушка Жанна не скучала. Это задание выполняют дети вместе с родителями по образцу.
Ручной труд. Оригами «Лягушка»
.
Цель: закрепить умение складывать поделки из бумаги.
Готовыми лягушками – оригами дети заполняют бумажные лилии – оригами на «пруду». Лягушка Жанна оживает и вместе с пчелой Майей благодарят детей за их старание, дружелюбие и прощаются с детьми. Сказочные персонажи радуются и гладят детей по головам.
3.
Капитан одной из команд выбирает вопрос второго раунда из раздела «Неживая природа» на 4 балла. После ответа команды в зале появляется гость Маг-волшебник. Он произносит слова: «Да, вода - она повсюду, быстра, стремительна и волшебна, нужна всем».
Маг-волшебник проводит игру – опыт «Свойства и признаки воды».
Опытно-экспериментальная деятельность «Свойства и признаки воды».
Цель: развивать наблюдательность и интерес к экспериментированию.
Опыт 1. Перед вами два стакана: один с водой, другой пустой. Что мы можем сделать? (Перелить, вылить, разлить воду)
Вывод детей: вода течет.
Опыт 2. А какого цвета вода? Рядом со стаканом воды ставит предметы разного цвета.
Вывод детей: вода бесцветная.
Опыт 3. Маг предлагает в стакан с водой положить любой предмет: пуговицу, камешек…Виден ли предмет? Почему?
Вывод детей: вода прозрачная. Маг предлагает детям назвать прозрачные предметы, которые есть у них в группе (стекло, банка, стакан….)
Опыт 4. Каждому ребенку предлагается стакан с водой – определить запах.
Вывод детей: вода не имеет запаха.
Опыт 5. А сейчас мы с вами убедимся, что вода, как зеркало может отражать предметы. Маг ставит на стол таз, кладет на дно лист черного картона, наливает воду, предлагает детям посмотреть в воду. Спрашивает детей, что они видят?
Вывод детей: вода отражает предметы.
Опыт 6. Попробуйте воду на вкус. Какая она?
Вывод детей: она безвкусная.
В заключении дети повторяют свойства и признаки воды. Маг-волшебник прощается с детьми, они благодарят его за поучительные опыты.
Подведение итога.
Ведущий: Сейчас жюри, подсчитав баллы, объявит результаты конкурса.
Предоставляется слово жюри.
Ведущий: Дорогие ребята, наш конкурс завершен. Вы сегодня еще раз открыли для себя окружающий мир природы. Хочется, чтобы вы полюбили этот мир как родной дом. Хочется, чтобы ваше поведение в природе было грамотное, правильное. Экология – наука важная и необходимая сегодня, за ней будущее, чтобы жила наша планета, прекрасным было все вокруг. Звучит песня «Шире круг».