Оксана Борисовна Булгакова
Конфликты между детьми дошкольного возраста: причины, способы их разрешения
▼ Скачать + Заказать документы
Конфликт, это слово давно и прочно вошло в повседневный словарь современного человека. Однако конфликты это не только явление современности, если мы обратимся к истории, то увидим, что появившись с первыми человеческими сообществами конфликты представляли собой повседневное явление и длительное время не были объектом научного исследования. В то же время отдельные сведения о конфликтах имеются в самых древних источниках дошедших до нас. С изменением условий жизни людей видоизменялись и конфликты.
Публикация «Конфликты между детьми дошкольного возраста: причины, способы их разрешения» размещена в разделах
Первые концепции конфликта появились на рубеже 19-20 веков, сегодня проблема конфликтов вызывает огромный интерес, ее значимость и актуальность в общественной жизни и сознании людей значительно возросла. С возрастанием интереса к конфликтам и их регулированию во второй половине 20 века выделилась специальная область знания конфликтология.
В современной науке конфликты рассматриваются как сложное социальное явление и неизбежный спутник социальных отношений. Необходимой составляющей успешного процесса межличностного взаимодействия является улучшение эмоционального климата, именно поэтому проблема эффективного разрешения конфликтов весьма актуальна.
Практика работы с конфликтами рассматривается со следующих позиций:
• конфликт это нормально, это распространенная черта социальных систем, он неизбежен и неотвратим, и поэтому выступает как естественный фрагмент человеческой жизни;
• его не надо воспринимать как однозначно деструктивное явление, приводящее к разрушениям. Это один из главных процессов играющих конструктивную роль в сохранении жизнеспособности и устойчивости социального целого;
• конфликт содержит в себе позитивные потенциальные возможности и продуктивная конфронтация происходит вследствие того, что конфликт ведет к изменению, изменение ведет к адаптации, адаптация ведет к выживанию;
• конфликт может быть управляем, с ним можно работать, уменьшая его деструктивные последствия и усиливая конструктивные возможности.
Каково же определения понятия «конфликт»? существуют различные определения понятия конфликт, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий. Если мы обратимся к психологическому словарю под общей редакцией А. В. Петровского, то мы найдем следующее определение конфликта : «конфликт – столкновение разнонаправленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия, фиксируемых ими в жесткой форме».
Выделяют различные типологии конфликтов :
1. внутриличностные, межличностные, социальные, ценностей, личностных потенциалов, ресурсов, интересов, средств дотстижения целей и норм.
2. Социально-политические, межэтнические, организационно управленческие, производственные, семейные, супружеские и другие.
Конфликты могут возникать почти во всех сферах человеческой жизни, однако более подробно хотелось бы рассмотреть конфликты возникающие между детьми дошкольного возраста.
С конфликтами между детьми воспитатели сталкиваются достаточно часто. Первые конфликты в жизни ребенка появляются довольно рано: в возрасте от одного до двух лет.
Я. Л. Коломинским и Б. П. Жизневским было проведено исследование детских конфликтов. В результате анализа протоколов наблюдения за конфликтами между детьми в ходе различных игр, были выделены типичные причины конфликтов между детьми разного возраста : разрушение игры, из-за игрушек, по поводу сюжета игры, из-за ролей. Причины возникновения конфликтов между детьми отражают их возрастное развитие. Так у младших дошкольников конфликты чаще всего возникают из-за игрушек, у детей среднего возраста – из-за ролей, а в более старшем возрасте – из-за правил игры.
Протекание детского конфликта изменчиво и может то усиливаться, то затухать. Среди факторов обостряющих протекание конфликта у детей можно выделить следующие:
• повышение и внешнее проявление накала страстей (гнев, страх, тревога, разочарование);
• проявление безразличия со стороны взрослого на возникающий конфликт;
• отсутствие попыток установления и поддержания отношений, как со стороны взрослых, так и со стороны самих участников конфликта – детей;
• тиражирование конфликтной ситуации, увеличение числа детей, участников конфликта, которые принимают ту или иную сторону;
• вовлечение родителей.
Необходимо также обозначить факторы, ведущие к ослаблению конфликта :
• уход на нейтральную сторону;
• беседа об эмпатиях, объяснение, но не демонстрация их;
• уменьшение ощущения угрозы, наличие и использование детьми в взрослыми умений и коммуникативных навыков в регулировании конфликтов; сохранение и укрепление межличностных отношений.
В своей работе воспитателя необходимо владеть способами разрешения детских конфликтов. Согласно словарю социальной работы разрешение конфликта понимается как минимизация проблем, разделяющих стороны. В детском же возрасте конфликтных ситуаций великое множество и во многих из них трудно разобраться. Все детски ссоры обычно решаются самими детьми и поэтому к ним надо относиться как к естественным явлениям жизни. Набольшие ссоры и стычки можно расценивать как первые жизненные уроки взаимодействия с людьми одного круга. Существует два способа разрешения конфликта у детей : силовой и конструктивный. Силовой способ разрешения конфликта чаще выбирают дети, у которых наблюдаются трудности в общении, непонимание друг друга, отсутствие доверия, агрессивность. Дети, предпочитающие разрешать конфликты конструктивным способом, более общительны, и у них как правило, устанавливаются благополучные взаимоотношения со сверстниками.
В любой конфликтной ситуации воспитателю необходимо выразить свое отношение к ней через «Я - сообщение» примерно такого рода: «Мне не нравится, когда в группе дети ссорятся и дерутся». Мирное обсуждение проблемы совместно с детьми приведет к разрешению конфликта.
Выделим общие рекомендации по разрешению конфликтной ситуации между детьми :
• признать существование конфликта, то есть признать наличие противоположных целей, методов у участников конфликта, определить самих этих участников. Эти вопросы довольно просто решить по внешним проявлениям, дети очень эмоционально реагируют на происходящее и сами сообщают о конфликте;
• выявит предмет конфликта. Воспитателю нужно прояснить что является предметом конфликта, а что – нет, но сделать это нужно в терминах доступных для понимания ребенка.
• Разработать варианты решений конфликтной ситуации и методы воспитательных воздействий.
На основе всего выше сказанного можно сделать вывод, что воспитателю отводится роль посредника в разрешении детских конфликтов. И его основной целью является воздействие направленное на минимизацию причин, вызвавших конфликт, коррекция поведения участников конфликта, обеспечение нормального обмена действиями участников конфликта, чтобы они слушали и слышали друг друга, посредством того кто между ними, то есть воспитателя.