Кнестяпина Лариса
Консультация «Конфликт и его урегулирование в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Конфликт- это отсутствие согласия между двумя или более сторон. Суть конфликта заключается в противоборстве двух и более субъектов.
И возникают конфликты исключительно в процессе социального взаимодействия участников друг с другом.
Конфликты неизбежны у людей всех возрастов, социального положения и взглядов.
Публикация «Консультация „Конфликт и его урегулирование в детском саду“» размещена в разделах
Нельзя говорить,что не бывает незначительных конфликтов. Просто пока конфликт не стал глобальным его нужно и важно разрешать. И желательно,с наименьшими потерями для обеих сторон. Чтобы конфликтующие стороны обязательно пришли к компромиссу.
В данной работе я буду рассматривать конфликты в детском саду,так как они неизбежны в коллективе детей. Разрешение таких конфликтных ситуаций требует огромного внимания к ребёнку, терпения и такта от взрослого.
Дети растут,знакомятся с другими детьми и может показаться,что у них нет характера. Хотя характер есть даже у самого маленького человека. Как никто другой воспитатели видят какие разные личности их окружают.
Кто то замыкается в себе,кого- то легко переубедить,кто- то дерётся,кусается. У кого то появляется агрессия,у другого жадность. И если правильно направлять малыша,то конфликтов можно и нужно избегать. Переключая внимание,объясняя,что хорошо,что плохо.
Но надо помнить,что с детьми разных возрастов,избегать конфликты нужно по- разному.
Двух- трехлетние малыши ссорятся из за игрушек,разрушенных сооружений.
К 4-5 годам дети уже лучше изъясняются и могут находить общий язык. Становясь старше, дошкольники спорят из за правил игры, её сюжета.
Ребята5-6 ти лет ещё не слишком осмысливают свои эмоции и желания, поэтому они небрежно относятся к пожеланиям окружающих.
Но в каком бы возрасте не возникали конфликты их обязательно нужно решать. Тем более в детском коллективе. Чтобы они не росли как снежный ком и не делали атмосферу в группе невыносимой.
Сначала данная тема вызвала у меня некоторые сомнения. Нужно описать конфликт где я могла быть участником. Но я,по своей натуре, неконфликтный человек. Хоть это звучит нескромно. Как то так вышло,что я стараюсь не вступать в скандалы. Но это ни в коем случае не говорит о том,что я бесхребетный человек. Просто стараюсь обходить острые углы в отношениях. Ведь по большому счету мне никто ничего не должен,и делить с людьми мне нечего. На своём пути я встречаюсь с абсолютно разными людьми,но даже,не видясь годами,я свободно могу с ними созвониться и пообщаться. Жизнь раскидывает людей,но поддерживать тёплые отношения всегда приятнее.
Также я стараюсь создавать доброжелательную атмосферу и в своей группе, между детьми. Но как сказала выше,без конфликтов прожить невозможно.
Давайте рассмотрим одну конфликтную ситуацию,которая была в моей группе. Итак. В подготовительную к школе группу,в октябре месяце, пришёл новый мальчик. Это само по себе тяжело даже для взрослого. А тут ребёнку вливаться в новый коллектив. Я понимала как ему трудно. С утра я познакомила Дениса с помощником воспитателя и каждым воспитанником. Первые два дня он плохо шёл на контакт. Молча сидел,с детьми не общался. Иногда, ненадолго,отвлекался на игры и занятия. Что интересно,на занятиях Денис очень хорошо отвечал на вопросы,выполнял задания. Но если вопрос был адресован именно ему,сам инициативу не проявлял.
Наблюдая за ребенком я сделала вывод,что мальчик очень умный и сообразительный. Но с каждым днём его поведение начало выходить за рамки допустимого. Он обижал не только мальчиков,но и девочек. Мог ударить.
Конечно я присекала всяческие драки,но начала задумываться как поступать в этой ситуации.
Принять мою точку зрения он не хотел (а почему нельзя).
Приспосабливаться к его поведению я не хотела,да и не могла. Ведь из за этого страдали дети. Я начала искать ВЫХОД ИЗ КОНФЛИКТА.
Первым делом я решила выяснить всё ли благополучно в этой семье. Откуда такая агрессия?
Мама сначала говорила,что он дома не такой. Тогда, чтобы выйти на откровенный разговор, пришлось немало постараться. В итоге выяснилось,что мальчик с мамой приехали из Санкт-Петербурга. Вернулись к бабушке и дедушке в Подольск.
Конечно мы никогда не узнаем истинную причину разлада в семье,но что это повлияло на поведение ребенка- бесспорно.
Нередко мама приводила его в садик уже с плохим настроением. Сама на него кричала,а он плакал и огрызался.
Тогда я решила сначала поработать с мамой и бабушкой. Потому что в группе за поведением ребенка я следила и сглаживала конфликты. А так как Денис неплохо занимался на занятиях,я решила это использовать.
За малейшие успехи ребенка,хвалила в его присутствии, чтобы он ощущал свою нужность и значимость. Денис и мама перестали приходить в сад в плохом настроении. Я считала это маленькой победой. За тем я спросила Дениса какие игры он любит,в какие игрушки играет. И я решила разрешить ребёнку принести игрушки в садик. Дети постепенно начали играть сообща. Появились общие интересы. Мальчишки даже просили у своих родителей купить им такие же игрушки (речь не идёт о дорогостоящих роботах и т. д.).
Я уже отмечала,что мальчик был хулиганистым,но очень умным. Обладал определённой базой знаний, где-то даже опережал своих сверстников. Я решила это тоже использовать. Когда мне для работы были нужны видеоматериалы я спросила у Дениса,есть ли у него дома компьютер и смогут ли они с мамой найти нужный материал для занятия. Это было ещё одной точкой соприкосновения. Мальчик с радостью стал выполнять просьбы. Конфликты в группе почти прекратились. Лишь изредка он показывал свой вспыльчивый характер. Но по сравнению с началом,эти мини- конфликты было уже легче решать. За тем я попросила маму Дениса, вместе с сыном, помочь украсить группу к празднику. Обший труд сплотил мальчика и маму,а ребенок получил удовольствие от сделанного сообща.
Может быть маме не хватало того самого толчка к взаимодействию с собственным сыном.
Нужно отметить,что мальчик очень подвижный, такое чувство,что ему некуда было выплеснуть энергию. Подвижных игр ему явно не хватало. Я предложила маме записать ребенка в спортивную секцию при садике. И она с радостью согласилась. Спасибо ей.
Таким образом,терпением и лаской мы смогли сообща выйти из такой непростой конфликтной ситуации.
Я считаю,что данный конфликт был конструктивным,так как он привёл к принятию обоснованных решений и даже поспособствовал развитию наших дальнейших отношений.
По окончании садика мы нередко видимся и общаемся. Мама не нахвалится на сына. Радуется его успехам в школе,в 1 м классе. А ещё Денис посещает спортивную секцию по Каратэ.
Хочу поделиться радостью,что мы смогли найти точки соприкосновения, общий язык. Я считаю,если не самым главным,то немаловажным аспектом стало то,что мама охотно пошла на контакт и взаимодействовала с воспитателем. Всегда получаешь моральное удовлетворение когда смог помочь людям. И конфликт не перерос в большую проблему и не дошёл до точки невозврата.
Данная проблема решилась таким путём,который устроил все стороны конфликта,и все чувствуют себя причастными к её решению. Ведь совместно принятые решения быстрее и лучше претворяются в жизнь.
Я приобрела опыт сотрудничества при решении спорных вопросов. Каждый человек уникален,обладает личностными особенностями, темпераментом,характером и привычками.