Мария Сергеева
Коммуникативные игры с детьми и родителями
▼ Скачать + Заказать документы
Коммуникативные игры — это тип совместной деятельности, способ самовыражения и взаимного сотрудничества, в котором партнёры общаются как равные, стремясь учесть особенности и интересы друг друга.
Цель коммуникативных игр — сформировать коммуникативные качества и позитивное отношение к другим людям, развить умение владеть своими чувствами и сопереживать партнёрам по общению, конструктивно взаимодействовать и сотрудничать с ровесниками и взрослыми.
Публикация «Коммуникативные игры с детьми и родителями» размещена в разделах
- Игры для детей
- Коммуникативные игры, для развития навыков общения
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Вот несколько примеров коммуникативных игр :
«Здравствуйте»,
«Комплименты»,
«Поймай взгляд»,
«Поменяйтесь местами»,
«Шарики»,
«Снежный ком»,
«Дорисуй рисунок»,
«Разговор через стекло».
В коммуникативные игры можно играть дома, во дворе, в детском саду, на празднике или семейной вечеринке, на тренинге или использовать как минутку отдыха после занятий.
Ключевым отличием коммуникативных игр является создание условий для спонтанного общения. В процессе игры ребёнку приходится сталкиваться с неожиданными ситуациями, вопросами и ответами. Во время таких игр важнее взаимодействовать друг с другом, а не достичь какой-либо цели или решить задачу.
Одной из форм совместной деятельности педагогов ДОУ с детьми и их родителями является коммуникативная игра. Эмоции, возникающие при проведении такой игры, воспоминания о ней объединяют больших и маленьких.
Коммуникативные игры позволяют разбудить во взрослом человеке, занятом своими проблемами, ребенка, который на равных с детьми будет соревноваться, ошибаться и искренне радоваться победе.
Для детей коммуникативные игры являются хорошей тренировкой командной сплоченности. Работа в команде часто приводит к изменению взаимоотношений : лидер становится ведомым, отверженный - востребованным.
При организации таких игр важно чередовать различные виды двигательной активности: тогда материал кажется занимательнее и легче усваивается. При этом особое внимание следует уделять не столько правильности выполнения задания, сколько умению сотрудничать.
Детей и взрослых необходимо увлечь игрой. Сюжеты выбираются педагогами в зависимости от того, какие цели и задачи требуется реализовать в игре. Главное условие: всем участникам должно быть интересно.
Коммуникативные игры имеют определенную структуру.
• Поисковая ситуация решения проблемы. Детей необходимо вывести на диалог, обсуждение действий. На этом этапе очень важна чёткая и краткая инструкция. Нельзя затягивать время, иначе у детей пропадёт интерес к игре.
• Деление на группы (команды). Дети и взрослые делятся на небольшие группы разными способами:
• по внешним признакам (цвет волос, рост, мальчик-девочка и т. д.);
• по форме или цвету выбранных жетонов;
• спонтанно, опираясь на личные предпочтения.
• Выполнение задания. Есть коллективная задача, которую нужно решать всей группой. Психологически дети 6-7 лет к этому готовы, а взрослый лишь ориентирует их на взаимодействие и согласованность действий. Если совместное решение не принято командой, то группа не сможет выполнить задание данного этапа либо уложиться в отведенное время.
Важно, чтобы окружающая среда работала на ребенка и была насыщена всевозможными подсказками: предметами, игрушками, символами, иллюстрациями. Расположение детей в течении одной игры может меняться несколько раз: сидя на ковре, стоя вокруг воспитателя, сидя за общим столом и т. п.
Нередко случается, что в команде приходится общаться с теми, к кому ребенок не испытывает симпатии, но это необходимо для успеха общего дела. Важно, чтобы дети осознали: от вклада каждого члена команды зависит общий результат. Это наглядно демонстрирует игра «Пазлы». За каждый пройденный этап команда получает по одной части, чтобы в конце игры общими усилиями всех команд составить единую картинку.
• Рефлексия. Один из самых важных этапов коммуникативной игры - анализ того, что получилось. Конечно, дошкольники хвалят себя, защищая свою команду. Однако опыт показывает, что со временем при систематической целенаправленной работе педагога дети способны замечать чужие оригинальные идеи и признавать свои промахи и ошибки.
Рефлексия игры важна прежде всего для родителей, так как именно им приходится помогать детям преодолевать препятствия (а не делать «вместо», как часто бывает в жизни).
• Сюрпризы. После игры у детей должно остаться что-то, напоминающее им об успехе, поэтому награждается не команда, а каждый её член. Это могут быть медаль, конвертик, в который собирались подсказки, конфеты и др.
Коммуникативная игра для дошкольников - событие, которое долго обсуждается и помнится, поэтому такие игры не следует проводить часто (не более одной- двух в год).
Модель совместной с родителями коммуникативной игры.
Цель. Обогащать положительными впечатлениями взрослых и детей. Формировать умение взаимодействовать в команде.
Ход игры
• Итак начнем.
• Деление на команды по цвету жетонов. Выберите себе жетон. В игре участвует 2 команды по 3 человека.
Время работы на каждом этапе 5 минут. В конце каждого этапа команда получает одну часть разрезанной картинки (своего цвета).
Первый этап. Игра «Кто дальше?» Один из членов каждой команды прыгает со стартовой линии. На месте его приземления ставится метка, длина прыжка замеряется сантиметровой лентой. Следующий член каждой команды прыгает от метки предыдущего. И т. д. В итоге суммируется дальность прыжков всех членов каждой команды.
Второй этап. Рисование. Каждая команда с помощью красок или мелков дорисовывает картину (карандашный силуэт) на своём листе ватмана.
Третий этап. Игра «Найди игрушку». Каждая команда ищет в своем сухом бассейне игрушки от киндер-сюрпризов.
Четвертый этап. Игра «Кто больше?» Команды располагаются у своих мини бассейнов, которые наполнены мыльной водой. Члены каждой команды дуют в трубочки, стараясь взбить как можно больше пены. В итоге высота пены измеряется в сантиметрах.
Посмотрите у вас по 4 части разрезной картинки.
Прошу вас собрать картинку и озвучить, что у вас получилось.
Благодаря этому типу игр дети учатся выражению своих потребностей и чувств посредством вербальных (словесных, интонационных) и невербальных (мимики, жестов, поз, движений и тактильных контактов) средств, а также изучают нормы и правила поведения.
Благодарю вас за участие. Надеюсь, что информация была полезна. Играйте с детьми. Проводите больше времени вместе.
Вручаю вкусные презенты.