Светлана Акчева
Коммуникативное развитие детей при подготовке к школе
▼ Скачать + Заказать документы
Говоря о коммуникативном развитии детей, нельзя не отметить значимость речевой подготовки детей к школе. Современная школа с её сложными и вариативными программами предъявляет высокие требования к первоклассникам. Все знания в школе ребенок получает при помощи речи: устной и письменной, и от того, насколько будет подготовлен ребенок в речевом развитии до его поступления в школу, будет зависеть его дальнейшее обучение. Развитая речь значительно облегчает вхождение ребенка в новый коллектив, сближение с незнакомыми детьми, дает ощущение уверенности в себе, необходимое при общении со сверстниками.
Публикация «Коммуникативное развитие детей при подготовке к школе» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2014
Основные проблемы в развитии речи, с которыми сталкиваются первоклассники: слабо развитый фонематический слух, недостаточное развитие мышц рук (у детей быстро устают пальцы при письме, трудности в описании картин, при пересказе небольших рассказов. Особенно остро эта проблема встала передо мной после выступления учителя начальных классов на собрании родителей будущих первоклассников. Учитель раскрыла основные проблемы первоклассников, и на что нужно обратить особое внимание при подготовке детей к школе нацелили родителей специалисты: учителя и психолог. Тогда у меня возник вопрос «А качественно ли я готовлю детей к школе?». Я решила проверить, что у детей уже сформировано, какой запас знаний есть на тот момент, а также обследовать детей по тем отклонениям, которые были перечислены. Я выявила, что, несмотря на то, что начиная с младшей группы регулярно, систематически проводила всю традиционную работу по развитию речи, по развитию мелкой моторики, выполняя все разделы программы, результат был следующий: из 20 обследованных детей
- с нарушением фонематическогослуха-40%
-затрудняются в проведении звукового анализа слов-50%
-недостаточно развита кисть руки, слабые пальцы-45%(это было видно по работе детей в прописях - не всегда ровные линии, прерывистые)
- недостаточно развито зрительное восприятие (с простыми заданиями в прописях справлялись хорошо, а при выполнении более сложных затруднялись, таких как срисовывание картинок, размещение точек, точное воспроизведение образца).
- трудности в составлении описательных рассказов, пересказах- 45%.
Проанализировав результаты контрольного обследования, пришла к выводу, что чисто традиционных методов подготовки детей к школе недостаточно, так как ожидаемых результатов не приносило. Необходимо было искать новые методы, подходы в решении задач коммуникативного развития.
Знакомясь с новинками литературы, в которой, особенно в последнее время, очень много говорится о подготовке детей к школе, учитывая новые требования, которые предъявляет современная школа, я нашла материал для развития моторики рук в методическом пособии «Развитие речи детей 6-7 лет» под редакцией Гризик Т. И. по программе «Из детства – в отрочество». Хотелось бы отметить, что, несмотря на то, что в предшествующие годы проводилась работа по развитию мелкой моторики, различные пальчиковые упражнения, занятия лепкой и аппликацией, при обследовании мелкой моторики руки в начале года оказалось, что половина детей не могут сохранять пальцы в напряжении длительное время. Из этого пособия я взяла задания и упражнения для обследования щепоти руки:
1. «Коза»
2. «Заяц»
3. «Кольцо»
4. «Три богатыря»
5. «Солдатики»
Каждое упражнение выполняется 3 раза: выполнение упражнение под счет до15, расслабление до 5 секунд. Эти упражнения можно проводить индивидуально и по подгруппам (5-7 человек, а также как экспресс- обследование в форме игры «Замри».
Из этого же пособия использую в работе упражнения для большого и указательного пальцев для формирования правильного захвата карандаша: упражнения «Скакалочка», «Урожай», «Вертушка».
«Скакалочка» (для большого пальца)
Как у нашей Аллочки --- ладони сжаты в кулачки, руки
Новая скакалочка --- опущены вниз, большие пальцы
Вертит быстро Аллочка -- вытянуты и производят круговые
Ручки у скакалочки -- движения в одну сторону, потом в другую.
«Урожай» (для большого и указательного пальцев)
Вырастала репка --- большой и указательный пальцы правой
Желтая и крепкая --- руки с одноименными пальцами левой руки.
Перед домом свекла ---Не напряженные пальцы образуют контур репки.
Смотрит прямо в окна -- Затем пальцы напрягаются,
Корешочком удалась --- образуя контур свеклы.
Поедим её мы всласть --- При выполнении
И моркови урожай -- упражнения необходимо чередовать
Сладкой, сочной собирай! напряжение с расслаблением.
Хоть и пальчики устали (репка- свекла- морковь- свекла- репка). Урожай мы весь собрали!
Эти упражнения рекомендовали родителям, используем их в разных видах деятельности: на рисовании, на математике, во время физкультминуток, на гимнастике. При повторном обследовании все дети могут длительное время сохранять напряжение пальцев руки (до 2х минут, при письме линии стали ровнее, работы в прописях аккуратнее.
Еще одна проблема первоклассников, которую отмечают учителя, это нарушение фонематического слуха, неумение проводить звуковой анализ слов, что приводит к дисграфическим ошибкам при письме. Занятия по обучению детей звуковому анализу провожу по методическому пособию «Обучение дошкольников грамоте» под редакцией Журовой Л. Е. Начала эту работу со средней группы, как того требуют рекомендации. Для себя отметила, что если систематически и целенаправленно проводить все занятия, учитывая все требования: раздаточный и демонстрационный материал, то результат в работе получается хороший. Это отметили и учителя, проводившие школьную диагностику : наши дети хорошо ориентируются в звуковом анализе.
Пособие Журовой эффективно, но как дополнение к проведению занятий порционально использую «Обучение дошкольников грамоте» под редакцией Затулиной Г. Я. Так как не все дети одновременно усваивают программу, в «Обучении дошкольников грамоте» по Затулиной раздел «Ознакомление со словом и предложением» более доступен, поэтому рекомендую его для проведения занятий по подгруппам и индивидуально для детей среднего уровня развития.
Интересен материал по коммуникативному развитию у Гризик Т. И. Из этого методического пособия мы внедрили в работу новый вид занятий – речевые тренинги, отличительной особенностью которых является то, что на одном занятии, в форме игровых упражнений и заданий решаются разные стороны речевого развития (произносительная сторона, словарь, грамматический строй, а также необходимые навыки при подготовке к обучению грамоте (развитие пространственных представлений, умение ориентироваться на плоскости листа, развитие руки и мелкой моторики). Детям очень нравится такой вид занятий, так как занятие состоит из игр, но это игры не развлекательные, а познавательные, в процессе которых развиваются речь, воображение, память, мышление. Благодаря тренингам у наших детей сформирован стойкий интерес к слову, звукам и речи в целом. Я рекомендую использовать такие речевые тренинги в работе.
Мы знаем, как мало читают нашим детям родители из-за своей занятости, поэтому я на это обратила внимание и пересмотрела работу уголка книги. Изучив пособие В. В. Гербовой «Приобщение детей к художественной литературе», используем в работе новые формы работы с книгой: путешествие по книге, чтение «толстой» книги (чтение с продолжением, литературные чтения, литературные калейдоскопы, методические приемы «Читаем сами», «Читаем малышам». Все эти методы, помимо умения слушать художественные произведения, развивают у детей нравственные качества, а, главное, способствуют формированию «читательской личности», что является большой проблемой в современный век компьютеризации.
Начальное обучение – это старт сознательной жизни ребенка в мир взрослых, и от его успешности зависит, кем станет ребенок и каким он станет, и насколько безболезненно начнется его жизнь в других социальных условиях.