Татьяна Савина
Компьютерно-игровой комплекс как средство развития познавательного компонента личности дошкольника и навыков здоровьесбережения
▼ Скачать + Заказать документы
Информатизация общего образования в нашей стране уже имеет свою историю и традиции. Компьютер активно входит в нашу жизнь, становясь необходимым и важным атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и средством обучения детей.
С развитием современной информационной технологии, система «человек и компьютер» быстро превратилась в проблему, которая касается всех членов общества, а не только специалистов, поэтому взаимодействие человека с компьютером должно быть обеспечено и образованием.
Публикация «Компьютерно-игровой комплекс как средство развития познавательного компонента личности дошкольника и навыков здоровьесбережения» размещена в разделах
В условиях современного развития общества и производства невозможно себе представить мир без информационных ресурсов, не менее значимых, чем материальные, энергетические и трудовые. Априори, что современное информационное пространство требует владения компьютером не только в начальной школе, но и в дошкольном детстве.
На сегодня информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере дошкольного обучения. Возможности использования современного компьютера позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка.
В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в раннем детстве - умение самостоятельно приобретать новые знания.
Компьютер может войти в жизнь ребенка через игру. Игра - одна из форм практического мышления. В игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлением, отображенными в общественной форме игровых способов действия, игровых знаков, приобретающих значение в смысловом поле игр. Ребенок обнаруживает способность наделять нейтральный (до определенного уровня) объект игровым значением в смысловом поле игры. Именно эта способность является главнейшей психологической базой для введения в игру дошкольника компьютера как игрового средства.
Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет специалистам создавать для детей новые средства деятельности, которые принципиально отличаются от всех существующих игр и игрушек. Все это предъявляет качественно новые требования и к дошкольному воспитанию - первому звену непрерывного образования, одна из главных задач которого - заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка.
Поэтому в систему дошкольного воспитания и обучения нашего детского сада мы внедряем новые информационные-коммуникационные технологии.
Компьютерно-игровой комплекс (КИК) – одна из современных форм работы, в которой взаимоотношения взрослого и ребенка выстраиваются посредством технических видов коммуникации, позволяющих не только общаться в равных условиях, но и систематизировать знания, закреплять умения, свободно их использовать в самостоятельной жизнедеятельности. Особое внимание уделяется совершенствованию системы здоровьесбережения посредством внедрения новых технологий.
Организация мероприятий с применением компьютерно – игрового комплекса позволяет приблизить детей к требованиям времени, повысить познавательный компонент, сформировать у них интегративные качества, эмоционально – оценочное отношение к окружающей предметной среде, а также вызовает чувство причастности к проблеме ЗОЖ, основам безопасности жизнедеятельности.
Компьютерно-игровой комплекс в детском саду органически вписывается в общую систему педагогической работы, направленную на всестороннее развитие каждого ребенка и представляет собой многофункциональный набор компонентов, образующих «компьютерную предметно-развивающую среду». Практика показала, что при этом значительно возрастает интерес детей к обучающему материалу, повышается уровень познавательных возможностей.
Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание. Информационные технологии обеспечивают личностно-ориентированный подход. Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Кроме того, у дошкольников один и тот же программный материал должен повторяться многократно, и большое значение имеет многообразие форм подачи.
Вне основных мероприятий компьютерные игры помогают закрепить знания детей; их можно использовать для индивидуальной работы с детьми, опережающими сверстников в интеллектуальном развитии или отстающих от них; для развития психических способностей, необходимых для интеллектуальной деятельности: восприятия, внимания, памяти, мышления, развития мелкой моторики.
Компьютерные программы приучают к самостоятельности, развивают навык самоконтроля.
В ходе игровой деятельности дошкольника, обогащенной компьютерными средствами возникают психические новообразования (теоретическое мышление, развитое воображение, способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления и др., которые ведут к резкому повышению творческих способностей детей.
По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:
предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;
предоставляет возможность индивидуализации обучения;
ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;
в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;
позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты);
компьютер очень "терпелив", никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их.
Как правило, все детские игровые компьютерные программы носят развивающий характер.
Вместе с тем, в разнообразном ассортименте детских программ выделяется большая группа обучающих и развивающих компьютерных игр, которые специально создаются для использования в образовательных целях. Это и отдельные программы, и наборы программ, которые представлены в виде отдельных коллекций, подсистем, пакетов, серий – в зависимости от степени их «общности».
Программы можно делить на подгруппы, исходя из разных критериев:
возрастного, сюжетной тематики, уровня сложности игровой задачи, сложности управления, задач развития умственных способностей и других характеристик. Но в первую очередь все образовательные программы для детей можно сгруппировать в следующие классы:
1) развивающие игры;
2) обучающие игры;
3) игры-экспериментирования;
4) игры-забавы;
5) компьютерные диагностические игры.
Использование таких программ позволяет не только обогащать знания, использовать компьютер для более полного ознакомления с предметами и явлениями, находящимися за пределами собственного опыта ребенка, но и повышать креативность ребенка:
умение оперировать символами на экране монитора способствует оптимизации перехода от наглядно-образного к абстрактному мышлению;
использование творческих и режиссерских игр создает дополнительную мотивацию при формировании учебной деятельности;
индивидуальная работа с компьютером увеличивает число ситуаций, решить которые ребенок может самостоятельно.
Так же большую роль в развитии познавательного компонента личности дошкольник играет использование мультимедийных презентаций.
Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.
Цель такого представления развивающей и обучающей информации - формирование у дошкольников системы мыслеобразов. Подача материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.
Использование на занятиях мультимедийных презентаций позволяет построить учебно-воспитательный процесс на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыследеятельности, гуманизации содержания обучения и педагогических взаимодействий, реконструкции процесса обучения и развития с позиций целостности.
Говоря об использовании компьютера детьми дошкольного возраста, встает вопрос о сохранении здоровья и зрения. Разумно сделать ограничения занятий с ПК по времени, но непроизвольное внимание у детей данного возраста очень мало (10-15 минут, поэтому, как правило, дети не могут долго находиться за компьютером. Нормально развивающийся ребенок в этом возрасте двигается 70-80% времени бодрствования, поэтому пока вопрос о "засиживании" за компьютером не актуален.
Итак, использование средств информационных технологий позволяет сделать процесс обучения и развития ребенка дошкольного возраста достаточно простым и эффективным, освобождает от рутинной ручной работы, открывает новые возможности дошкольного образования.
Информационные технологии – неотъемлемая часть нашей жизни. Разумно используя их в работе, мы можем выйти на современный уровень общения с детьми, родителями, педагогами - всеми участниками образовательного процесса.