Инна Громова
Комплексный подход в работе по формированию пространственных представлений у дошкольников с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование пространственных представлений у дошкольников с ОНР
1. способствует формированию ориентации в схеме собственного тела и вербализации пространственных отношений;
2. способствует формированию сенсорных эталонов;
3. формирует умение ориентироваться на листе бумаги, плоскости, окружающем пространстве;
4. позволяет обогатить и активизировать словарный запас;
5. сформирует определенные грамматические категории языка, способствует развитию связной речи;
6. позволит преодолеть стойкие аграмматизмы в речи;
Публикация «Комплексный подход в работе по формированию пространственных представлений у дошкольников с ОНР» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2014
7. разовьет общую и мелкую моторику;
8. позволит оптимизировать развитие артикуляционной моторики и артикуляционного праксиса;
9. совершенствует темпо-ритмическую, ритмико-мелодическую сторону речи;
10. создаст основу для успешного овладения учебной деятельностью: счетом, чтением, письмом, уменьшит вероятность нарушений чтения и письма;
11. создаст оптимальные внешнесредовые условия в детском саду и дома;
12. позволит преодолеть нарушение развития оптико- пространственного гнозиса;
13. повысит уровень актуального интеллектуального развития ребенка;
14. повысит уровень социальной адаптации ребенка;
15. сформирует познавательную активность, кругозор;
16. повысит культуру родителей, привлечет к активному сотрудничеству.
Комплексный подход реализуется в процессе учебно-воспитательной работы и логопедического воздействия, которое направлено на коррекцию как непосредственно нарушенной речевой функции, так и неречевых функций, тесно связанных с ней.
Сформированная мною система работы по формированию пространственных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи исходит из того, что в дошкольном детстве преобладают наглядно-действенные и наглядно-образные формы мышления, что игра – ведущий вид деятельности дошкольника. Данная система работы дает возможность :
1. обеспечить разносторонний максимально возможный уровень речевого, умственного, физического, нравственного развития детей за счет создания адекватных для них педагогических условий и комплексного подхода к процессу образования;
2. преодолеть речевые нарушения у дошкольников;
3. сформировать отдельные структурные компоненты развития речи;
4. повысить речевую мотивацию;
5. подготовить детей с общим недоразвитием речи к обучению в школе;
6. обеспечить психологический комфорт и развитие эмоционально-волевой сферы;
7. дать ребенку представления об окружающем мире; анализ и синтез которых организуют впечатления в систему знаний;
8. повысить уровень актуального интеллектуального развития ребенка.
В работе я использую :
1. методы, вызывающие эмоциональную активность (игровые воображаемые ситуации, игры-драматизации, сюрпризные моменты, элементы новизны, юмор и шутка);
2. дидактические игры (настольно-печатные игры, игры, направленные на развитие сенсорного развития, сюжетно-ролевые игры; лексико-грамматические игры и упражнения);
3. подвижные игры, хороводные, народные (по словесной инструкции, с использованием стихотворных текстов, с использованием наглядности - стрелки, схемы, планы, упражнения, физкультминутки);
4. методы и приёмы, активизирующие воображение и повышающие творческую активность (эмоциональная насыщенность окружения; мотивирование детской деятельности, исследование, проблемные ситуации и задачи, вопросы, задаваемые детьми.);
5. методы, повышающие познавательную активность (сравнение, моделирование и конструирование, работа с макетами);
6. гимнастические упражнения;
7. психо - речевая гимнастика;
8. использование малых фольклорных жанров;
9. образец правильного выполнения задания, который дает педагог;
10. объяснение демонстрируемых постановок, передвижений;
11. утрированное (с подчеркнутой дикцией) произношение или интонирование слова;
12. хоровые и индивидуальные повторения;
13. активные приемы, как (сопряженная) речь ребенка и воспитателя, а также отраженная речь (незамедлительное повторение ребенком речи- образца);
14. оценка ответа или действия и исправление;
15. отчет о выполненном действии, поручения;
16. специфичный прием – образная физкультурная пауза, которая благодаря сочетанию движений детей с произнесением отрабатываемых грамматических конструкций служит одновременно и отдыхом, и закреплением учебного материала;
17. поисковый;
18. наглядные приемы: показ, демонстрация, составление схем, планов.