Елена Зобнина
Конспект комплексного занятия «Вот грачи прилетели» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательные задачи:
1. Обобщать и систематизировать знания детей о признаках ранней весны, о перелётных птицах и изменениях происходящих в их жизни весной;
2. Учить устанавливать связь между прилетом птиц и наличием корма в природе;
3. Формировать представления детей о том, что птицы сами устраивают свои гнёзда (разные виды гнёзд) и самостоятельно заботятся о своём потомстве;
Публикация «Конспект комплексного занятия „Вот грачи прилетели“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Грач, грачи. Все о грачах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- «Грачи прилетели» Саврасов А. Конспекты занятий
- Темочки
4. Продолжать знакомить детей с репродукциями русских художников – А. К. Саврасов «Грачи прилетели»;
5. Обогащать и активизировать словарь детей;
6. Совершенствовать грамматический строй речи;
7. Закреплять навыки работы с ножницами, бумагой и клеем.
Развивающие задачи:
1. Совершенствовать диалогическую речь детей;
2. Развивать речевую активность детей, речевой слух, зрительное восприятие и внимание, логическое мышление;
3. Развивать общую и мелкую моторику;
4. Развивать творческое воображение и художественно - творческие способности детей.
Воспитательные задачи:
1. Формировать навыки сотрудничества, самостоятельности, доброжелательности к своим товарищам;
2. Воспитывать гуманное отношение к птицам и ко всему живому на Земле.
Оборудование: иллюстрации перелетных птиц,, картинки с изображением гнезд, аудиозапись голосов и пения птиц, мяч, книги о птицах, репродукция картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели», бельевые деревянные прищепки на каждого ребёнка по одной, картонные заготовки – квадрат, прямоугольники (1 большой и 5 маленьких) чёрного цвета, верёвочка, заготовки глаз, ваза с большой веткой, ножницы, клей – карандаш, бумажные салфетки.
Предварительная работа: Наблюдения за изменениями в природе с приходом весны, птицами во время прогулок; чтение стихов и рассказов о ранней весне, птицах, отгадывание загадок, знакомство детей с народными приметами и поговорками о весне, птицах, изготовление заготовок глаз и др.
Ход занятия
Дети стоят на ковре. Читаю стихотворение И. Бунина «Полая вода».
С каждым днем синеет мягче
Даль оттаявших полей,
Солнце в небе светит выше,
Воздух — легче и теплей.
От чернеющих проталин
Влажный серый пар идет,
Ярко блещут в лужах воды,
Мокрый снег в луга ползет.
По лугам и по оврагам
Уж опять поток, клубясь,
Роет землю и в каскадах
Вдаль уносится, резвясь.
Он гудит, — и как люблю я,
Посреди лугов глухих,
Этот гул неясный, мерный,
Шум обвалов снеговых!
Как мне радостен немолчный
В ближней роще гам грачей,
Ночи темные, немые,
Долгий, грустный крик сычей!
Я во всем ловлю приметы
Вешних дней, — во всем душа
Чует вновь, как в божьем мире
Жизнь светла и хороша!
Воспитатель: Ребята, вам понравилось стихотворение И. Бунина? О каком времени года в нём говорится? (О весне).
Воспитатель: Какое настроение вызывает у вас это стихотворение (Радостное, весёлое, хорошее, чего-то нового и т. д.
Воспитатель: О каких приметах весны в нём говорится? (Солнце светит выше, воздух теплее стал, проталины на полях, гул и шум ручьёв, много воды, грачи прилетают и т. д.).
Воспитатель: Какие вы, молодцы, все приметы весны назвали! Включаю запись голосов птиц.
Воспитатель: Ребята, что это за звуки? (Пение птиц).
Воспитатель: Голоса каких птиц вы узнали? (Дети перечисляют птиц).
Воспитатель: На какие группы можно разделить услышанные нами голоса птиц? (Зимующие и перелетные).
Игра «Раздели птиц на группы.»
На столе лежат картинки с птицами.
Воспитатель: Помогите мне разделить птиц на две группы : зимующие и перелётные. (Дети выполняют задание и объясняют почему их так называют).
Воспитатель: Молодцы, ребята, хорошо справились с заданием. Назовите, какие изменения происходят в жизни птиц весной? (Перелётные птицы возвращаются в наши края, строят гнёзда, откладывают яйца, высиживают и выводят птенцов, заботятся о своём потомстве).
Воспитатель: Давайте рассмотрим гнёзда птиц, из чего они их строят? (Из веток, травинок, пёрышек, ласточки из глины и т. д.).
Предлагаю детям занять свои места за столами.
Рассматривание картины А. К. Сурикова «Грачи прилетели».
Воспитатель: Что Вы видите на картине? (Ответы детей).
Воспитатель: Какое время года изобразил художник? (Весну).
Воспитатель: По каким моментам Вы догадались, что это ранняя весна? (Проталины, лужи, высокое серо - голубое небо с чистыми голубыми просветами, хлопочущие грачи над своими гнёздами, отражение облаков и деревьев в мутной талой воде).
Воспитатель: Что художник изобразил на переднем плане картины? (Темные березы с гнездами, грачей).
Воспитатель: Как Вы думаете, чем заняты грачи? (Обустраивают свои гнезда).
Воспитатель: Что художник изобразил на заднем плане? (Церковь, дома, поля и т. д.).
Физминутка «Птицы».
Пой-ка, подпевай-ка, 2 хлопка.
Десять птичек — стайка. 3 шага.
Все известны для детей:
Это птичка - соловей, Правую руку поднять вверх.
Эта птичка - скворушка, Левую руку поднять вверх.
Серенькое перышко. Руки вверх, вниз.
Это птичка - коростель, Правую руку — в сторону.
Это птичка — свиристель, Левую руку - в сторону.
Это — зяблик, это — стриж, 4 хлопка.
Это - развесёлый чиж, Руки вверх, вниз.
Ну, а это - злой орлан. 4 хлопка.
Птички, птички, по домам! Полетать по залу.
Сюрпризный момент:
Воспитатель: Ребята, смотрите, пока мы с вами отдыхали и на наше дерево прилетел грач, но он почему - то один? Давайте, чтобы ему не было скучно, изготовим таких же грачей из картона, клея и прищепок.
Воспитатель: Из каких частей он состоит? (Голова, туловище, хвост, крылья, клюв, глаза).
Воспитатель: Посмотрите на заготовки бумаги, из каких геометрических фигур Вы будете вырезать голову, туловище?
Воспитатель: Каким способом вырезаем круг из квадрата, овал из прямоугольника? (Срезаем закругляя четыре уголка).
Воспитатель: На что похожи крылья хвост? (На цветок тюльпана).
Воспитатель: Из каких геометрических фигур? Каким способом? (Из квадратов – два верхних угла срезаем закругляя, а от нижних углов вырезаем зигзагом).
Воспитатель: Когда вырежете все заготовки частей тела, их надо между собой склеить,ноги вырезаем так же как и крылья, приклеиваем их к верёвке, а верёвку сложенную пополам приклеиваем к заготовке. После к заготовке приклеиваем прищепку «крокодильчиком вверх» - намазывая клеем боковую часть прищепки.
Воспитатель: Все понятно? Приступаем к работе. (Включаю спокойную музыку).
Подведение итог:
Воспитатель: Давайте развесим Ваших грачей на дерево.
Воспитатель: Посмотрите, как много грачей стало на дереве.
Воспитатель: У кого грач самый большой?
Воспитатель: У кого получился грач самым маленьким?
Воспитатель: Найдите и покажите, чей грач самый радостный
Воспитатель: Чей грач грустит? Интересно почему?
Воспитатель: Ребят, вот прилетели грачи, чем же они сейчас займутся? (Будут вить гнезда, откладывать яйца, высиживать птенцов).
Воспитатель: Не зря в народе говорят: «Увидал грача – знай пришла весна».
Воспитатель: Все сегодня молодцы.
итература :
1. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию».-С-П «Детство – пресс», 2007.
2. Костюченко М. П. «Окружающий мир. Интегрированые занятия с детьми 4-7 лет. - Волгоград. : «Учитель»,2013г.
3. Сладков Н. И. Лесные тайнички (рассказы и сказки). – М. : Дет. лит., 2011.
Источники:
https://www.maam.ru/detskijsadjavascript :addImage('message')