Ольга Горчакова
Комплексное занятие в старшей разновозрастной группе: «Русская матрёшка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
*формировать духовно-нравственное отношение и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа через ознакомление с предметами декоративно – прикладного искусства;
*познакомить детей с русской народной игрушкой - матрёшкой, историей её создания, характерными внешними особенностями загорской, семёновской и полхов - майданской матрёшки;
*закреплять навыки количественного и порядкового счёта в пределах шести;
*совершенствовать умение детей отвечать на вопросы воспитателя полным ответом;
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшки. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
*учить детей украшать фартук матрёшки в нетрадиционной технике – пластелинографии;
*развивать чувство цвета, художественно-творческие способности в процессе ознакомления с предметами декоративно - прикладного искусства и детской деятельности.
*воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость и интерес к образцам русского декоративно-прикладного искусства.
Предварительная работа:
рассматривание иллюстраций из книги Берестова В. Д. «Матрёшкины потешки», разучивание приветствия и стихотворения о матрёшке.
Музыкальное сопровождение:
П. И. Чайковский «Декабрь» из цикла «Времена года».
Материал к занятию:
костюм матрёшки для девочки, демонстрационные картинки с изображением загорской, семёновской и полхов – майданской матрёшек, хохломская матрёшка, готовый образец матрёшки с украшенным фартуком, силуэт матрёшки для каждого ребёнка, пластилин красного, жёлтого и синего цвета, стеки, клеёнки, влажные салфетки для рук.
Ход занятия
Воспитатель:
Ребята сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте с ними поздороваемся:
В этот чудный зимний день
Нам здороваться не лень
Шлем привет мы всем вокруг.
Я твой друг и ты мой друг!
Шлем привет мы всем гостям.
Очень, очень рады вам!
Сегодня на занятии мы с вами поговорим об игрушке.
А о какой отгадайте:
Рядом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
Что это за игрушка?
Дети: Это Матрёшка.
Воспитатель:
Ой, к нам кто-то стучится. Пойду, открою дверь.
(входит ребенок, одетый в костюм матрёшки)
Матрёшка:
Здравствуйте! Вы меня узнали?
Я Матрёшка-сувенир
В расписных сапожках.
Прогремела на весь мир
Русская Матрёшка.
Мастер выточил меня
Из куска берёзы.
До чего ж румяна я
Щеки, словно розы.
Воспитатель:
Побудь у нас в гостях Матрёшка.
Ребята, а вы знаете, что первую матрёшку сделали сто лет назад.
Название этой деревянной игрушки пошло от старого русского женского имени Матрёна, а ласково Матрёшка. Матрёшек вытачивают не только из берёзы, но ещё из липы.
Кукла-матрёшка с секретом. В одной матрёшке может поместиться до двадцати матрёшек меньшего размера. Матрёшки бывают разные.
Эту матрёшку сделали в городе Загорске. (Показ картинки)
Загорская матрешка плотная, приземистая с плавным переходом головы в туловище. Загорские матрешки одеты в сарафан, в яркий платок и фартук с узором.
Они всегда что-то держат в руках то корзину, то курицу.
Это Семёновская матрёшка. (Показ картинки)
У неё стройная, вытянутая форма. Она отличается от других матрёшек большим очень ярким букетом цветов, который занимает почти весь фартук.
А эта матрёшка из села Полхов – Майдан. (Показ картинки)
У этой матрёшки несколько вытянутые формы с узкой, как бы срезанной сверху головой. На платке нарисован крупный цветок, а на фартуке букет из цветов.
Но, не смотря на то, что эти матрёшки сделаны разными мастерами. Они похожи. Чем же, как вы думаете?
Дети: У всех матрёшки есть платок на голове и фартук.
Воспитатель:
Правильно.
У нас в группе тоже есть матрёшки.
Давайте посчитаем, сколько их?
(вызываю старшего ребёнка)
Посмотрите, какие разноцветные фартуки на них надеты.
На каком месте по счёту стоит матрёшка в синем фартуке?
На каком месте по счёту стоит матрёшка в зелёном фартуке? В оранжевом?
Жёлтом? На каком месте по счёту стоит самая маленькая матрёшка?
На каком месте по счёту стоит самая большая матрёшка?
А теперь, давайте поиграем.
Динамическая игра на развитие внимания «Правая - левая».
Дети встают в круг. Поставив руки на пояс, легко прыгают на двух ногах. По команде воспитателя дети выставляют вперёд ту ногу, которую он просит. (Многократное чтение стихотворения, в конце которого произносится слово «правая» или «левая»)
Прыг, прыг, прыжок,
Прямо с пятки на носок. Правая!
Прыг, прыг, прыжок,
Прямо с пятки на носок. Левая!
Воспитатель:
Поиграли, отдохнули. А теперь садитесь за столы.
Ребята посмотрите, какую красивую, весёлую матрёшку я приготовила для вас. И у вас на столе тоже лежат матрёшки в цветных сарафанах.
Максим, какого цвета сарафан у твоей матрёшки?
Ребёнок: У моей матрёшки сарафан красного цвета.
Ответы детей (спросить несколько младших детей).
Воспитатель:
Ребята только я вижу, что матрёшки у вас какие-то грустные. Как вы думаете почему?
Дети: Потому что у них не украшены фартуки.
Воспитатель:
Давайте поможем матрёшкам, украсим их фартуки.
Что бы они тоже стали такими же весёлыми, как моя матрёшка.
Чем я украсила фартук матрёшки?
Дети: Вы украсили фартук цветами.
Воспитатель:
Правильно цветами из пластилина.
Сейчас я вам покажу, как это нужно делать.
Катаем колбаску из пластилина жёлтого цвета. Разрезаем на равные части стекой. И из получившихся частей катаем шарики. Это будет серединка цветка. Потом катаем колбаску из пластилина красного цвета. Опять разрезаем стекой и катаем шарики. Это будут лепесточки цветка. Затем раскладываем шарики на фартуке вокруг серединки, сплющивая каждый до блинчика. Таким способом можно сделать несколько цветов красного и синего цвета и украсить фартук. А чтобы матрёшка заулыбалась, нужно сделать ей улыбку из пластилина красного цвета.
А теперь вы украсьте фартуки своих матрёшек.
(Дети украшают фартуки в нетрадиционной технике работы с пластилином-пластилинографии. Во время выполнения работы звучит музыка П. И. Чайковского «Декабрь». Индивидуальная работа с детьми.)
Воспитатель:
Моя матрёшка хочет подружиться с вашими матрёшками. Несите своих матрёшек ко мне.
Посмотрите наши матрешки, водят хоровод.
С какой игрушкой мы с вами сегодня познакомились?
Дети: Мы сегодня познакомились с матрёшкой.
Воспитатель: Какие бывают матрёшки?
Дети:
Загорская, семёновская и полхов - майданская.
(Если дети затрудняются помочь).
Воспитатель:
Из чего вытачивают матрёшек?
Дети:
Из берёзы и липы.
Воспитатель:
Как мы помогли матрёшкам?
Дети:
Мы украсили их фартуки цветами.
Воспитатель:
Какими матрёшки стали?
Дети:
Матрёшки стали весёлыми, красивыми, яркими.
Воспитатель:
Вы ребята молодцы! Потрудились от души, все матрёшки веселы!
Давайте ребята с нашей гостьей Матрёшкой поиграем в русскую народную игру «Каравай».
«Каравай»
На Матрёшкины именины,
Испекли мы каравай!
Вот такой высоты,
Вот такой нижины.
Вот такой ширины,
Вот такой ужины,
Каравай, каравай, кого хочешь – выбирай!